Каждый конкретный человек представляет собой уникальную ценность. Многомерные измерения человеческой личности высвечивают самые разные его характеристики через описание его типологических особенностей. В рамках двуединой модели человек понимается как биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное эволюционным развитием природы и общества. Здесь своеобразно переплетаются два типа программ наследования (генетических и социокультурных), два типа потребностей (биологических и социальных) и т.д. Такая двуединая модель понимания человека выявляет наиболее обоснованные, научно и фактически признанные стороны и закономерности изучения человека.
В рамках триединой модели человек рассматривается как единство таких составляющих, как тело, душа и дух. Тело человека выступает и как элемент природы, и как продукт социокультурной эволюции, с присущими человеку чувствами и состояниями (стыд, смех, плач, страдание и т.п.).
Деятельность в жизни человека. Праксеология как философское учение о человеческой деятельности
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.
Существуют многообразные классификации форм деятельности. Основываясь на различии видов деятельности по их объектам и результатам (продуктам), выделяют материальную и духовную деятельность, каждая из которых реализуется в системе своих видов и подвидов в самых разнообразных сферах общественной жизни.
Материально-предметная деятельность(практика) связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей. Наряду с материально-производственной и трудовой деятельностью, направленной на преобразование природы, практическая деятельность включает в себя и другой вектор – социально-преобразовательную деятельность, целью которой является преобразование общества. Здесь важную роль играет политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей.
Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. Материальными носителями этих ценностей являются книги, картины, различные произведения искусства и культуры и т.д.
Реализация различных видов деятельности осуществляется благодаря коммуникативной деятельности, как особому виду деятельности, образующемуся межсубъектными отношениями. В данном случае речь идет о деятельности в процессе общения.
Политическая деятельность представляет собой объективно обусловленную систему осознанных, целенаправленных действий по достижению определенных политических целей, решению конкретных задач.
Праксеология (греч. praksis – практика) – теория эффективной организации деятельности. Термин «праксеология» впервые был употреблен Л. Бурдье (1882), но введен в оборот А. Эспинасом (1923). Впоследствии Т. Котарбиньский обобщил свои взгляды на праксеологию в книгах «Принципы хорошей работы» (1946) и «Трактат о хорошей работе» (1955). Благодаря Котарбиньскому термин «праксеология» и идеи праксеологии были институциализированы в качестве направления теоретических и прикладных исследований. Появление праксеологии лежало в русле исследовательских ожиданий и поисков начала века, нашедших также выражение в разработке Л.Л. Богдановым с десятых годов идеи теологии и как теории универсальной организационной науки («Всеобщая организационная наука (тектология)», т. 1-3. 1913-1917).
Итак, праксеология – философское учение о человеческой деятельности, ее цели, предназначении, структуре, отдельных ее компонентах и видах, результатах, нравственных и аксиологических параметрах.