Второй Вселенский Собор
Первый Константинопольский собор — Вселенский Собор Церкви; созван в 381 г. императором Феодосием I (379—395) в Константинополе. Признаётся Вселенским всеми церквями. Утвердил догмат о исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с прочими лицами Святой Троицы — Богом Отцом и Богом Сыном; дополнил и утвердил Символ веры в редакции, получившей название Никео-Цареградской (Никео-Константинопольской).
Кроме того, установил статус епископа Константинопольского как епископа Нового Рима, вторым по чести по Римском епископе, обойдя епископа Александрийского, до того считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа». В результате образовалась так называемая пентархия — пятёрка главных епископских кафедр (поместных Церквей) христианского мира: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим.
Третий и Четвертый Вселенские Соборы.
Третий Вселенский Собор
Эфе́сский (Ефесский) Собо́р, Третий Вселенский Собор — Вселенский Собор христианской церкви, проходивший в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 г. Созван по инициативе императора Восточной Римской империи Феодосия II.
Память в Православной церкви 9 (22) сентября.
Поводом для созыва Третьего Вселенского Собора был конфликт между Константинопольским Патриархом Несторием и святителем Кириллом Александрийским. Несторий не выражал традиционное учение Церкви о воплощении Сына Божия, считая, что Пресвятая Дева Мария родила человека, только впоследствии воспринявшего Божественную природу. Он также предложил именовать Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Матерью Христа (Христородицей). Святитель Кирилл Александрийский стоял на позициях имени Богородица и за соединение двух естеств. Переписка не привела к положительным результатам, и тогда Кирилл Александрийский написал против Нестория свои 12 анафематизмов.
С самого начала на Соборе наметился раскол. Антиохийская и Александрийская делегация стали заседать раздельно.
Кирилл председательствовал на заседании Александрийской делегации. Сначала, до прибытия римских легатов, он был и представителем римского епископа. Позже к нему примкнула и Римская делегация.
Прибывший между тем в Эфес Иоанн Антиохийский, с восточными епископами, составил свой собор не более как из 43 епископов, для заседаний которого епископ Эфесский Мемнон не дал священного здания. Это собрание лишило Кирилла и Мемнона епископства и права священнодействия, а прочих участников настоящего собора отлучило от церкви впредь до их раскаяния.
Таким образом, каждая из противостоящих сторон выступала от имени двух церковных первоиерархов (Антиохийского патриарха и Константинопольского митрополита, с одной стороны, и Александрийского патриарха (папы) и Римского папы, с другой).
Антиохийская делегация признала святого Кирилла еретиком и низложила его.
Александрийская делегация в свою очередь признала Нестория еретиком и также низложила его. Кроме того, она игнорировала предыдущий Константинопольский собор, его решения об особом статусе митрополита Константинополя, Никео-Цареградский символ веры, читавшийся уже и в Константинополе, и на Западе. Делопроизводство III-го, Эфесского Вселенского Собора, на котором председательствовал Кирилл Александрийским, также было далеко не идеальным. При открытии Собора св. Кирилл не принял во внимание не только отсутствие «восточных» епископов во главе с Иоанном Антиохийским, которые тоже осуждали «Христородицу» и «Богоприимицу», приняв Нестория в общение лишь на основании его отречения от этих характеристик, но и протесты императорского представителя Кандидиана. Кроме того, накануне открытия Собора, 21-го июня, двадцать один из уже собравшихся на тот момент в Эфесе сорока митрополитов подали протест в связи с отсутствием приглашения епископов Востока. Всем этим справедливым возражениям св. Кирилл не придал никакого значения, открыв заседания 22-го июня. Это и повлекло за собой отделение восточных отцов и проведение ими под председательством Иоанна Антиохийского параллельного и враждебного собрания, приказы императора об аресте св. Кирилла, Мемнона Эфесского и других важнейших деятелей обоих противостоящих собраний и последующий двухлетний поиск единой догматической формулы между Александрией и Антиохией. Несмотря на все конфузы и казусы Нестория император, арестовав ряд важнейших деятелей собрания с участием Нестория, на определённом этапе приказал арестовать также и Кирилла Александрийского и Мемнона Эфесского за фактическое объявление в одном из зачитанных на соборе анафематизмов Кирилла каннибалами — пусть и прямо не названных — императора, его сестры и всех допущенных к причастию Иоанном Златоустом и Несторием. Но Кириллу и Мемнону удалось бежать и скрыться в Египте, где Кирилл Александрийский фактически превратился в заложника коптов и знамя местного сепаратизма, что абсолютно не входило в его планы. Поэтому в Египте Кирилл действовал как «голубь мира» строго на платформе диофизитства и даже диофелитства и сам требовал отказа от анафематствования Феодора Мопсуестийского и всех, по его мнению, усопших в мире и согласии с Церковью деятелей Антиохийской богословской школы. Даже Несторий, по его мнению, мог оставаться архиепископом Константинопольским при отречении его не только от «Христородицы» и «Богоприимицы», но и от вмешательства в дела александрийского и римского пап. Спор был решён посредством Согласительного исповедования 433 г. — главнейшее, вероучительное определение, результат и итог Эфесского собора, а император Феодосий II утвердил эти решения Эфесского собора. Но начиная с V Вселенского собора важнейшими итогами Эфесского собора считаются также и решения части собора под председательством Кирилла Александрийского.
Эфесский собор не признаётся Ассирийской церковью Востока Вселенским и почитается здесь поместным собором Церкви Запада и авантюрой Кирилла Александрийского, намеренно не пригласившего на собор представителей Церкви Востока, поскольку антиохийское богословие было тесно связано с учением выходцев из Церкви Востока, переселившихся в Антиохию.
Постановления
Первые шесть правил, составленных Собором, касаются вероисповедных вопросов, направленных против учения Нестория, не имея дисциплинарного значения. Только они есть в документах собора, 7 и 8 правила были включены в число канонов уже после Халкидоского собора.
Собор кроме Нестория в своём определении осуждает Келестиево мудрование. Келестий, или Целестий, проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для спасения.
7-е правило говорит о том, как следует хранить неповреждённой никейскую веру. В изложении Аристина правило имеет такой вид:
Епископ, проповедующий другую веру, кроме Никейской, лишается епископства, а мирянин изгоняется из Церкви. Тот, кто, кроме веры, составленной святыми отцами, собравшимися в Никее, предлагает иной нечестивый символ на развращение и на пагубу обращающихся к познанию истины из эллинства или иудейства или от какой бы то ни было ереси, если мирянин, должен быть предан анафеме, а если епископ или клирик, должен быть лишён епископства и служения в клире.
Впоследствии канон использовался православными полемистами против латинской вставки F ilioque в Никео-Цареградский Символ веры, хотя по смыслу правила речь идёт о самовольном изменении отдельными клириками Никейского Символа веры и замены Никейского символа веры иными, а не о внесении изменений последующими Вселенскими Соборами. Уже следующий Вселенский собор не заменил Никейский символ веры иным или изменил его, а только дополнил его двумя дополнительными символами веры — Никео-Цареградским и Халкидонским. Хотя Никейский и Халкидонский символы веры в настоящее время не используются в литургии православных и римско-католической церквей, как и почти всех других церквей; все церкви, кроме Армянской апостольской церкви, и даже практически все секты, используют Никео-Цареградский символ веры, именно они — Никейский и Халкидонский — остаются основными вероисповедными символами. Приняв Никейский Символ веры, Церковь не внесла чего-либо нового в свое учение: она лишь четко сформулировала то, во что верила с самого начала своего исторического бытия. Так же, с точки зрения православных, и последующие Вселенские Соборы продолжали прояснять и уточнять церковную истину, и Никео-Цареградский и Халкидонский символы веры также не внесли ничего фундаментально нового в исповедание веры, восходящее ко Христу и апостолам.
Последнее, 8-е правило Собора утверждает автокефалию Кипрской Церкви, которая оспаривалась Антиохийской кафедрой, притязавшей на юрисдикцию над Кипром.
В канонические сборники Римской Церкви правила Эфесского Собора не вошли. В отдельных латинских рукописях встречаются лишь отрывки из соборных определений, иные, чем те, которые получили канонический авторитет на Востоке.
Иринеем был написан отчёт о деятельности Эфесского собора, который впоследствии был утерян и не сохранился.