Константин I Великий (Flavius Valerius Constantinus) — святой, равноапостольный, римский император, основатель Константинополя. Родился в 274 г. в г. Несс (совр. Ниш в Сербии), умер в 337 г. близ г. Никомедия в Малой Азии. Сын императора Констанция Хлора от первого брака с Еленой, дочерью трактирщика. После смерти отца в Британии в 306 г. Константин был провозглашен войском императором. Успешно воевал с варварскими племенами в Германии и Галлии. В 312 г. после разгрома войск императора-узурпатора Максенция Константин вступил в Рим и стал повелителем западной части Римской империи. В ознаменование этой победы в Риме была воздвигнута сохранившаяся до сих пор триумфальная арка. В 324 г. Константин разбил в нескольких сражениях легионы Лициния, повелителя Востока империи, и стал единодержавным императором всего Римского государства. Христианскую религию он сделал господствующей в империи. Под его руководством был организован и проведен Первый Вселенский собор. В 330 г. Константин перенес столицу государства в Новый Рим, построенный на берегу Босфора на месте древнего греческого города Византий и впоследствии названный Константинополем. Организовал новое государственное устройство, провел финансовую и налоговую реформы. Подавил мятеж Калокера на Кипре и восстание евреев. Боролся с ересями донатистов и ариан. Был женат на Фаусте, дочери императора Максимиана Геркулия, и имел от нее 3 сыновей и 3 дочерей. Старшего, внебрачного сына родила ему простая незнатная женщина по имени Минервина. Константин умер 22 мая 337 г., перед смертью крестился. Был похоронен в гробнице константинопольского храма Святых Апостолов; могила Константина Великого и сам храм не сохранились до наших дней. В Византийской империи считался образцовым императором; в качестве риторической похвалы византийцы именовали своих василевсов — «новый Константин».
Миланский эдикт 313 года
Главнейшим виновником существенной перемены в жизни Церкви явился император Константин Великий, издавший Миланский эдикт (313). При нём Церковь из гонимой становится не только терпимой (311), но и покровительственной, привилегированной и равноправной с другими религиями (313), а при сыновьях его, например, при Констанции, и при последующих императорах, например, при Феодосии I и II, — даже господствующею.
Миланский эдикт - знаменитый документ, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. Был составлен императорами Константином и Ликинием в 313 году.
Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Этот эдикт был продолжением Никомедийского эдикта от 311 года, выпущенного императором Галерием. Однако, если Никомедийский эдикт легализовал христианство и разрешал отправление обрядов при условии, что христиане будут молиться о благополучии республики и императора, Миланский эдикт пошёл ещё дальше.
В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.
Прекращение гонений и признание свободы культа было начальным этапом коренного изменения в положении Христианской Церкви. Император, не принимая сам христианства, склонялся, однако, к христианству и в числе ближайших людей держал епископов. Отсюда целый ряд льгот для представителей христианских общин, членов клира и даже для храмовых зданий. Он предпринимает целый ряд мер в пользу Церкви: делает Церкви щедрые денежные и земельные пожертвования, освобождает клириков от общественных обязанностей с тем, «чтобы они служили Богу со всей ревностью, поскольку это принесет много пользы и делам общественным», делает воскресенье выходным днем, уничтожает мучительную и позорную казнь на кресте, принимает меры против выбрасывания родившихся детей и т.д. А в 323 г. появился указ запрещающий принуждать христиан к участию в языческих празднествах. Таким образом, христианские общины и их представители заняли совершенно новое положение в государстве. Христианство стало привилегированной религией.
При императоре Константине Великом и Церковью зародилась теория симфонии, когда государство с пониманием относится к нуждам Церкви, а Церковь с пониманием относится к государственной власти. Одним словом, дружеские отношения.
Первый Вселенский Собор.
Первый Нике́йский собор — собор Церкви, признаваемый Вселенским; состоялся в июне 325 г. в городе Никея (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.
Собор был созван императором Константином Великим, для того чтобы поставить точку в споре между Александрийским епископом Александром и Арием, который отрицал единосущность Христа Богу Отцу. По мнению Ария и его многочисленных сторонников, Христос не Бог, а первый и совершеннейший из сотворённых Богом существ.
На Никейском соборе определились и установились основные доктрины (догматы) христианства.
На Первом Вселенском соборе присутствовало, по свидетельству Афанасия Великого, 318 епископов. При этом, в других источниках содержатся и меньшие оценки числа участников собора. Папа Сильвестр лично не принял участие в Соборе и делегировал на Собор своих легатов — двух пресвитеров. На Собор прибыли делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один из Персии. Кроме епископов в работе Собора приняли участие много пресвитеров и диаконов. Многие из них ещё совсем недавно вернулись с каторги и на своих телах имели следы пыток. Они собрались во дворце в Никее, и сам император Константин председательствовал на их собрании, чего ещё никогда не было. На Соборе присутствовало множество епископов, впоследствии прославленных церковью в лике святых (святитель Николай, епископ Мир Ликийских и святитель Спиридон Тримифунтский).
После нескольких неудачных попыток опровергнуть арианское вероучение на основании одних только ссылок на Священное Писание Собору был предложен крещальный символ Кесарийской Церкви, к которому, по предложению св. императора Константина, была добавлена характеристика Сына «единосущна Отцу». Указанный Символ веры из 7 членов был утверждён Собором для всех христиан империи, а не принявшие его епископы-ариане удалены с Собора и отправлены в ссылку. Собор также принял 20 канонов (правил), касающихся разных сторон церковной жизни
Постановления
Протоколы Первого Никейского собора не сохранились (историк церкви А.В. Карташёв считал, что они и не велись). О решениях, принятых на этом Соборе, известно из более поздних источников, в том числе из деяний последующих Вселенских соборов.
· Собор осудил арианство и утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении.
· Был составлен Символ веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским.
· Зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).
· Собор также установил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.
· Собор принял решение, обязующее архиереев лично курировать систему оказания медицинской помощи неимущим гражданам.
4. Святые отцы IV-V вв.: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский.
Свт. Василий Великий (род. ок.330 г.). Происходил из малоазийской области Каппадокии. По сведениям церковных историков принадлежал к очень добродетельной христианской семье, давшей христианскому миру нескольких святых (св. Макрина, св. Григорий Нисский). Первоначальное образование получил под руководством матери Эмилии и бабушки св. Макрины. Его отец, рано обнаруживший в Василии духовные и умственные дарования отправил его на учебу. Св. Василий обучался в Кессарии Каппадокийской, Константинополе и Афинах. Именно в Афинах он познакомился со св. Григорием Богословом и изучил светские и богословские науки.
После окончания учебы он вернулся в родной город Кессарию, где некоторое время занимал должность адвоката. В 30 лет св. Василий решился на ответственный шаг и принял христианское крещение и был рукоположен в чтеца. Около 357 года Василий отправляется в путешествие и посещает Палестину, Сирию и Египет, где знакомится с подвижнической жизнью.
По своем возвращении в Кессарию он уходит в близлежащую пустыню, куда вскоре приходит и его друг Григорий. Здесь они вместе занимаются подвижническими трудами и изучают Священное Писание и труды Оригена. Вскоре слава о двух подвижниках расширяется, и к ним начинают приходить все, искавшие подвижнической жизни.
В 364 году, по настоянию кессарийского епископа он принимает сан пресвитера, а в 370 году занимает кессарийскую епископскую кафедру.
Время, в которое проходил свое епископское служение св. Василий было временем арианских смут и борьбой православной Церкви с ними. Св. Василий проявил себя ревностным защитником православия и отдал защите православия все свои силы. Все это пошатнуло его здоровье, и в 379 году он скончался. Церковь по достоинству оценила труды этого святого, присвоив ему звание Великий и Вселенский учитель и святитель.
Свт. Василий сократил литургию апостола Иакова. Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году.
Святой Василий Великий оставил нам ряд творений, среди которых стоит отметить: 3 книги против Евномия; книга о Святом Духе к Амфилохию; Беседы на Шестоднев; Беседы на Псалмы, Беседы на 16 глав из книги пророка Исаии; Большие и Малые монашеские правила; чин литургии, названной его именем.
Свт. Григорий Богослов (род. ок. 326-328 гг.). Происходил из благочестивой христианской семьи и родился в городе Назианзе (Каппадокия). Первоначально воспитанием его занимался отец (епископ) и мать Нонна. Достигнув совершеннолетия, продолжил свое образование в Кессарии Каппадокийской, Кессарии Палестинской, Александрии и Афинах, где познакомился со св. Василием Великим. В Афинах он был знаком с будущим императором Юлианом Отступником, и еще в те времена отмечал его лицемерие по отношению к христианству.
В 356 году принимает крещение, пресвитерский сан и через некоторое время, по приглашению Василия Великого, приходит к нему в пустыню. Через некоторое время Григорий возвращается в родной город Назианз для защиты отца и примирения с ним жителей города, подозревавших его в отступничестве.
В 372 году, после долгих просьб со стороны св. Василия Великого св. Григорий принимает епископский сан, и становится епископом города Сасима, где он оставался недолго и в основном помогал своему отцу в Назианзе.
В 378 году святой был приглашен в Константинополь, как опытнейший епископ для борьбы с арианством, и вскоре был поставлен епископом. В 381 году он председательствовал на II Вселенском Соборе.
К сожалению, у святого Григория оказалось очень много противников в столице, оспаривавших у него епископскую кафедру. Ради церковного мира святой удалился в родной город Назианз, где прожил до своей смерти, последовавшей около 391 года. Церковь высоко оценила подвижнические и богословские труды святого Григория, присвоив ему звания «Богослов», «великий и вселенский учитель». В 950 году его мощи были перенесены в Константинополь, а затем часть их в Рим.
К творениям святого Григория относят: 5 слов о Богословии; слова и проповеди на разные случаи; письма догматического и исторического содержания; стихотворения.
Свт. Григорий Нисский. Был младшим братом святого Василия Великого. Он не получил такого глубокого образования, как св. Василий и окончил только школу в Кессарии Каппадокийской. Остальное образование получил под руководством брата – св. Василия Великого, которого называл отцом и учителем.
В 371 году был посвящен Василием Великим в епископы города Нисса, но по проискам ариан не занял эту кафедру, а проводил странническую жизнь, наставляя и укрепляя христиан. Лишь только после смерти императора-арианина Валента смог занять свою кафедру. В 381 году участвовал в деяниях II Вселенского собора. Умер около 394 года.
Свт. Григорий Нисский известен своей плодотворной литературной и учено-богословской деятельностью. В своих богословских воззрениях он близко стоит к учению Оригена.
Наиболее замечательные его сочинения: 12 слов против Евномия; Великое огласительное слово; Беседы на Экклезиаста; Песнь Песней; Молитву Господню; Заповеди Блаженства.
Свт. Иоанн Златоуст (род. ок. 347 г.). Происходил из города Антиохии и первоначальное воспитание получил под руководством своей матери Анфусы. Затем продолжил свое обучение под руководством языческого ритора Ливания (преподававшего красноречие) и пресвитера Диодора (изъяснявшего Священное Писание). В 386 году был поставлен пресвитером антиохийской Церкви и за свой проповеднический талант получивший от современников название Златоуст.
В 397 году по настоянию императора Аркадия был избран архиепископом Константинопольским. Переехав в столицу он здесь нашел как множество доброжелателей, так и множество противников (в основном из числа знати, которую он обличал за проведение жизни среди роскоши и зрелищ). Среди его противников оказались даже епископ Феофил Александрийский и императрица Евдоксия. Эти две исторические личности много поспособствовали возникновению преследований на святого Иоанна. В 403 – 404 годах святой Иоанн подвергается преследованиям со стороны императорской власти, и, не смотря на недовольство константинопольской паствы, отправляется в ссылку сначала в г. Кукуз (на границе с Арменией) в 404 году; а затем в 407 году он был переведен в г. Питиунт (современная Пицунда в Грузии). Однако до этого города больной и утомленный преследованиями святитель не доехал, и скончался в Понтийской области в г. Коман у склепа св. Василиска. В средине V века (438 г.) во время святительского правления в Константинополе его ученика Прокла его мощи были торжественно перенесены в столицу Византийской империи.
Как мы уже отмечали, святитель Иоанн был замечательнейшим проповедником; поэтому большинство сохранившихся его сочинений являются проповеди на различные темы. Его перу принадлежат: Беседы на Евангелие от Матфея; послания к Римлянам, I Коринфянам, Галатам, Эфесянам; 12 бесед о непостижимом против Евномия; о провидении; против язычников и иудеев; шесть слов о священстве. Еще одним замечательным трудом, принадлежащим св. Иоанну Златоусту является Божественная Литургия, имеющая его имя и используемая в практике современной православной Церкви.