Строфа 1. Герой (прямо говорит о себе: «еду») едет на коне («под копытом») и смотрит вокруг. Все, что он видит, вызывает у него «тихое» («тихо») и «звонкое» настроение («слышны звоны под копытом на снегу»). И этому настроению мешают «только серые вороны» своим шумом («расшумелись на лугу»).
Строфа 2. Настроение героя меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а «заколдован невидимкой», он «дремлет» «под сказку сна». И сосна будто живая: «словно белою косынкой подвязалася сосна». Герой любуется сказочной картиной.
Строфа 3. Герой продолжает рассматривать сосну. Снова сравнивает ее с человеком («понагнулась, как старушка»). Ему нравится эта сосна-старушка (а не «старуха»), и слово-то какое он выбирает – «понагнулась», ласковое, теплое.
Строфа 4. Герой доволен тем, что «скачет конь», что «вокруг простору много», что «валит снег», а не просто идет сильный снег, а зима как бы «стелет шаль», покрывая землю. Любуется он и бесконечной дорогой, которая «убегает лентой вдаль». И не просто «убегает», но убегает «лентой». Красота природы вызывает у рассказчика чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.
III. Выявление стихотворного ритма и рифмы.
– Вот какие картины видит рассказчик, вот как они меняются, вот как меняется и настроение самого рассказчика. Второе, что нам надо выяснить и что поможет нам выразительно читать стихотворение – это выявление стихотворного ритма и рифмы. Закон конца строки поможет нам делать паузы в конце стихотворных строк, а рифма, подчеркивая этот закон, требует еще и дополнительного внимания к себе, рифмующиеся слова необходимо немного выделять голосом. И наконец, сам закономерный повтор ритмического рисунка в строках поможет нам передать, выразить музыку стиха.
Учитель заполняет на доске схемы под хлопки. Дети отмечают конец строки чертой.
Строфа 1.
/ / / / –– –– –– –– –– –– –– –– | / О НЫ | а |
/ / __ __ __ __ __ __ __ | / ГУ | б |
/ / / –– –– –– –– –– –– –– –– | / О НЫ | а |
/ / __ __ __ __ __ __ __ | / ГУ | б |
Строфа 2.
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ | / И МКАЙ | в |
/ / / __ __ __ __ __ __ __ | / СНА | г |
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ | / Ы НКАЙ | в |
/ / __ __ __ __ __ __ __ | / СНА | г |
Строфа 3.
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ | / УШ КА | д |
/ / __ __ __ __ __ __ __ | / КУ | е |
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ | / УШ КАЙ | д |
/ / / __ __ __ __ __ __ __ | / КУ | е |
Строфа 4.
/ / / / __ __ __ __ __ __ __ __ | / О ГА | ж |
/ / / / __ __ __ __ __ __ __ | / АЛ’ | з |
/ / __ __ __ __ __ __ __ __ | / О ГА | ж |
/ / / __ __ __ __ __ __ __ | / АЛ’ | з |
IV. Вывод.
– Ритмический рисунок очень четкий и красивый. Повторяется даже количество слогов в рифмующихся строках. Первая строка «задает» повтор группы слогов вокруг ударного: __ __.
Но затем этот повтор четко не повторяется: то два, то три, то опять четыре ударных слога в строке. Можно, конечно, добавить ударений, но красиво ли это будет звучать при чтении?
Дети и учитель скандируют с добавочными ударениями, чтобы получился четкий повтор группы слогов «ударный + безударный». Выясняют, что это звучит нарочито, не помогает передать настроение рассказчика, а, наоборот, мешает.
– Другой вариант – снять лишние ударения, чтобы выявить одинаковый ритмический рисунок во всех строках. Лучше всего – по два ударных в строке. Но и этот рисунок нельзя выполнять жестко. Например, первая строка начинается двумя маленькими односложными предложениями – после каждого точка, то есть автор рассчитывает на паузы. Надо ли с этих слов снимать ударение, или это нарушит настроение героя?
– Теперь, думаю, вы готовы читать эти стихи выразительно. А мы все будем критиками. Оценим выразительность вашего чтения.
Тех, кто не успеет прочитать в классе, выслушать во внеурочное время.
Б. В. Заходер.
«Что красивее всего?»
Цели: познакомить детей с творчеством Б. В. Заходера; работать над техникой сознательного и выразительного чтения; учить детей выделять главную мысль произведения, называть главных героев; показывать учащимся необходимость охранять окружающую природу; развивать устную речь и расширять знания детей об окружающем мире.
Ход урока