В 476 г. Римская империя пала под натиском Германских племен. С этой даты наступает эпоха Средневековья. Данный период можно подразделить на три этапа:
- Раннее средневековье (5 – 10 вв.)
- Развитое средневековье (11 – 13 вв.)
- Позднее (14 – 17)– Эпоха Возрождения (15 – 17 вв.)
В целом период характеризуется господством феодальных отношений, господством церковной власти (христианская религия), отрицанием античного наследия.
В эпоху Средневековья была распространена модель воспитания и обучения – ученичество. Развитию же школ способствовала церковь. В основном существовало два направления воспитания:
1. Церковное
Церковное воспитание представлено следующими типами школ:
- Приходские школы. В них священники занимались с прихожанами, чтобы те могли помогать им при богослужениях. Это была несистемное обучение, учили читать, знанию священного писания и знание служб.
- Монастырские. В этих школах готовили девочек и мальчиков к монашескому служению. Изучали письмо, счет, чтение и тривиум (риторика, грамматика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
- Соборные (кафедральные, епископальные). Цель данных школ – подготовка духовенства на более высокую ступень службы.
2. Светское
Данный вид воспитания представлен деятельностью дворцовых школ (с 8 – 9 вв.), позже - городских (13 в.).
Городские школы:
- Цеховые (созданы объединениями ремесленников)
- Гильдейские (Объединения купцов.Учили: статистику, бухгалтерию, историю, географию и др.)
- Магистратские (Подготавливали чиновников)
Эти школы объединяет светский характер воспитания, практическая направленность обучения, обучение на родном языке, основным недостатком является распространенность физических наказаний.
Также в Средневековье существовало так называемое рыцарское воспитание. Рыцарю необходимо было овладеть семью добродетелями: ездой верхом, плаванием, владением копьем, фехтованием, охотой, шахматами, стихосложением, музыкальными инструментами. Воспитывалось презрительное отношение к грамоте.
В 10 – 13 вв. после крестовых походов в Западную Европу с Востока (культура их была гораздо выше) были принесены знания. Стали возникать внецерковные союзы ученых, появились медицинские и юридические школы. В 12 -13 вв. появляются новые учебные заведения - университеты. Изначально в университетах было четыре факультета:
1. артистический – факультет семи свободных искусств, играл роль подготовительных курсов
2. богословский
3. юридический
4. медицинский
Право поступать имел любой желающий (кроме женщин), но обучение было платным, обучение было неограниченно повремени. Основные методы и формы обучения – лекции и диспуты. Девочки воспитывались в семье или в монастырских школах.
Мыслители
Фома Аквинский (1225 – 1274) – пытался соединить светское знание и христианскую веру.
Винсент де Бове (1190 – 1264) «О воспитании знатных детей) – нравственное воспитание, выступал за смягчение методов.
Раймонд Луллия (1235 – 13160 «детское учение» - обучение на родном языке, трудовое воспитание, навыки профессии.
Неоплатоники ориентировали воспитание и обучение на высший духовный мир непреходящих идей. Вектор воспитания направлялся прежде всего на познание собственной души, самосовершенствование. Подобное познание предлагалось осуществлять через "божественное озарение" и "экстаз" путем концентрации внимания и интенсивных молитв.
Так, Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины Чем ближе познание к Богу, тем больше должна возрастать любовь к ближнему.
Максим Исповедник (VII в.) определял человека как микромир, который следует путем воспитания привести к гармонии между земным и небесным существованием. Для достижения такой гармонии следует бороться с грехопадением человека и добиваться развития сообразно человеческому естеству, опираясь на волю "как силу стремления к слиянию с природой".
Один из первых средневековых схоластов Иоанн Дамаскин (675 - 753) в философско-педагогическом трактате "Источник знания" развивал идею универсальной, энциклопедической образованности.
Патриарх Фотий (820 - 897) полагал, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы, разумеется, в православной христианской интерпретации.