История педагогики и образования как область научного знания.
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов Фалеса из Милета, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Ученик Сократа — философ Платон — основал собственную школу, где читал ученикам лекции.
Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу, ликей, так называемую перипатетическую школу (от греческого слова — «перипатео» — прохаживаюсь). Он сформулировал принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня в XX веке мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков».
Но существовал и другой подход к воспитанию, который был реализован в Спарте. Спартанское воспитание предполагало, чтобы все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное подчинялось одной цели — беспрекословному послушанию, выносливости и науки побеждать.
В эпоху феодализме главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий (в зависимости от их положения в феодальной иерархии), различало своему содержанию и характеру.
В эпоху Возрождения (XIV—XVI века) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмззо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV—XVI вв.), когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества.
Особенности воспитательной практики первобытного общества.
Зарождение воспитания в первобытном обществе.
Первобытное общество – это архаическая форма общественного догосударственного устройства, которая характеризуется общей собственностью, коллективным трудом и потреблением.
Считается, что воспитание как социальное явление связано с выделением человека из мира животных. Ещё у древнейших людей (1,5 млн. – 200000 лет до н.э.) зарождаются механизмы трансляции от поколения к поколению опыта. (Хабилисы – наличие каменных орудий, орудий из дерева, раковин; Архантропы – зачатки речи, более сложные орудия труда, нр., рубило, заселение пещер, овладение огнем; Палеонтропы – оформление кровнородственных и семейнобрачных отношений, зачатки искусства и религии)
Крупнейшим явлением духовной жизни человека является формирование речи. Только с появлением Человека Разумного (100000 лет назад) открыло перед языком возможности дальнейшего развития. На смену палентропов пришла раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов, т. е. человек современного физического типа. В этот период подрастающему поколению необходимо было передать следующий опыт:
· Изготовление и использование орудий труда;
· Охотничий опыт;
· Опыт собирательства и рыболовства;
· Воспитание нравственных качеств;
· Фольклор;
· Мифические знания, обряды и ритуалы;
· Опыт семейных отношений;
· Опыт военных действий и др.
Окончание детства в этот период совпадало с наступлением физической зрелости к 12 – 14 годам. Часто переход во взрослую жизнь сопровождался обрядом посвящения – инициацией.
В этот период возникает исторически первый тип воспитания, для которого характерна принадлежность детей всему родственному коллективу.
Дальнейшее развитие социальных процессов привело к разложению первобытнообщинного строя, что было связано с освоением земледелия и скотоводства, появлением прибавочного продукта. В результате содержание воспитание стало дифференцироваться. Воспитание большинства общинников носило трудовой характер, воспитание вождей и жрецов становилось в основном интеллектуальным, воинов – военно-спортивным. В конце этого периода появились центры воспитания – дома молодежи.
Социальное и имущественное расслоение общин сопровождалось появлением самостоятельных хозяйственных ячеек – семей. Все сильнее проявлялась тенденция к семейному воспитанию.