Данную концепцию создал философ Карл-Отто Апель в 70-е годы 20 века, концепция получила название «трансцендентальная прагматика».
Книга «Трансформация философии». «Первая философия больше не является исследованием природы, или сущности вещей, или сущего (те онтологией); не является она теперь и рефлексией над представлениями и понятиями сознания или разума (т.е. теорией познания); но представляет собой рефлексию над значением и смыслом языковых выражений (т.е. анализом языка).
Первая философия, она же метафизика (по Аристотелю) – некая высшая форма мудрости, которая возвышается над всей системой самого человеческого знания и предоставляет ей обоснование.
В классическом понимании, первая философия – это метафизика.
Трансформация первой философии в теорию познания – это перелом нового времени (Кант).
Следующий перелом – переключение внимание с сознания и процесса познания на язык. Происходит лингвистический поворот в философии: раньше основным предметом анализа являлось сознание (или мышление, разум), а теперь основным предметом анализа становится язык. Философия начинает работать с сознанием и миром через язык. Поэтому и трансцендентализм начинает пониматься по-другому. Трансцендентальные структуры становятся связаны с языком. Апель это и демонстрирует.
Авторы, на которых опирается Апель – это Пирс (американский философ, основатель прагматизма) и Витгенштейн (австрийский философ).
Важной мыслью Пирса для Апеля являлся сам прагматистский подход. Основная идея прагматизма заключается в том, что значение (истинность) наших языковых выражений и различных теорий, которые мы строим, определяется в соответствии с прагматистской максимой, сформулированной Пирсом – тем, насколько успешно они (теории) работают на практике. Теория считается истинной в той мере, в которой она употребима и применима, и насколько это применение успешно. Как узнать, какой имеют те или иные теория и выражения? Способ это выяснить – выяснить, какие практические последствия (действие) имеют эти теории. Если есть теория, то она может иметь значение, только если понятно, какого рода последствия она имеет на практике. Главный способ сравнения двух теорий – сравнение значений и последствий, дальше применяем максиму «если последствия эквивалентны, то теории эквивалентны», то есть их различие, грубо говоря, выявляется только в словах.
Также Пирс является создателем семиотики (учение о знаках и знаковых системах). Он осуществил семиотическую трансформацию трансцендентальной логики – перенос трансцендентальных идей в сферу семиотики.
Важный способ трактовки языка Апель заимствует у позднего Витгенштейна (книга «Философские исследования»). Представленная здесь концепция во многом является прагматистской, т.к. под значением выражений здесь понимается способ их употребления. Формулируется концепция языковых игр. Языковая игра – деятельность нескольких людей, говорящих между собой. Бессмысленно говорить о значении языковых конструкций в отрыве от языковой игры, язык неразрывно переплетен с деятельностью.
Поэтому вопрос о познании и познавательной деятельности оказывается погруженным в язык, а язык погружен в контекст совместной деятельности людей (коммуникативную практику). А поэтому трансцендентальные условия оказываются решаемыми в контексте трансцендентальной прагматики (имеется в виду разделение языка на синтаксис, семантику и прагматику: синтаксис – рассмотрение языка с точки зрения значков, которые там используются; семантика касается значения языковых выражений; прагматика связана с употреблением (контекстом)). Оказывается, что в основе лежит такой прагматический подход, или даже консенсусная теория истинности – истинность в результате соглашения внутри языкового сообщества. Поэтому оказывается, что вопрос о трансцендентальных условиях (вопрос об априорном) решается с помощью выяснения того, как устроена соответствующая языковая деятельность. Подлинным априори является наличие самого такого коммуникативного сообщества. Для Апеля поиск априорных оснований приводит к анализу того, как функционируют коммуникативные сообщества (как функционирует язык).
При таком подходе сохраняется основная идея трансцендентального исследования – выявление трансцендентальных условий, без которых познавательная деятельность невозможна. С другой стороны, здесь происходит отказ от ставки на абсолютность, и осознанный отказ от декартовского (картезианского) подхода к сознанию (что оно обособленно висит над миром и созерцает). А здесь получается, что мышление возможно только в результате включенности в некую совместную деятельность. Происходит отказ от идеи о том, что можно понимать сознание исходя из изолированного человека (познающего субъекта). Этот подход полагает, что такая предпосылка – тупиковая. В этом смысле изначально нужно закладывать наличие нескольких познающих субъектов, осуществляющих коммуникацию.