Наиболее опасными по масштабам последствий являются аварии на АЭС с выбросом в атмосферу РВ, в результате чего, кроме разрушения энергоблоков, имеет место длительное радиоактивное загрязнение местности на огромных площадях.
Радиоактивное загрязнение местности в случае аварии на АЭС существенно отличается от радиоактивного заражения при ядерном взрыве по конфигурации следа, масштабам и степени заражения, дисперсному составу радиоактивных продуктов, а также своему поражающему действию. Это обусловлено в основном динамикой и изотопным составом радиоактивных выбросов, а также изменением метеорологических условий в период выбросов.
Установлено, что выброс радионуклидов за пределы аварийного блока Чернобыльской АЭС представлял собой растянутый во времени процесс, в течение которого направление ветра в слое от 0 до 1000 м изменилось на 360°, фактически описав полный круг. В результате основные зоны радиоактивного загрязнения местности после аварии сформировались в западном, северо-западном и северо-восточном направлениях от АЭС, а затем в меньшем масштабе – в южном направлении. Формирование радиоактивных выпадений в ближней зоне закончилось в первые 4 – 5 суток.
Таким образом, если след радиоактивного облака при ядерном взрыве обычно вытянут по направлению среднего ветра в виде эллипса, то в случае аварии на ЧАЭС конфигурация зоны радиоактивного загрязнения имеет веерный, очаговый характер и целиком определяется метеоусловиями в течение всего времени выброса.
Площади радиоактивного загрязнения местности, ограниченные сопоставимыми с ядерным взрывом изоуровнями мощности доз, по сравнению с ним ничтожно малы. Так, например, площадь с изоуровнем мощности дозы 103 мР/ч (1 Р/ч) составляла менее 10 км2, в то время как при ядерном взрыве такие площади составляют сотни квадратных километров. Вместе с тем уровни радиации в здании разрушенного реактора, особенно на крыше, а также на отдельных участках непосредственно прилегающей к зданию территории составляли сотни Р/ч вследствие выброса радиоактивных продуктов деления, раскаленных кусков радиоактивного графита, разрушенных ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и т. п.
Состав радионуклидов в аварийном выбросе примерно соответствовал их составу в топливе поврежденного реактора.
Спад радиации вследствие распада радиоактивных веществ в случае аварии на АЭС идет значительно медленнее, чем при ядерном взрыве. Уровни радиации за 7-кратный промежуток времени в условиях аварийного выброса уменьшаются примерно в 2 раза.
В целом степень радиоактивного загрязнения местности через 1 год после аварии (к 1 мая 1987 г.) уменьшилась примерно в 55 раз.
Радиоактивному загрязнению подвергаются сельскохозяйственные угодья. Так, большая часть угодий внутри 30-километровой зоны ЧАЭС и примерно 2 млн. га за ее пределами (по состоянию на август 1986 г.) были радиоактивно загрязнены. При уровне загрязнения более 40 Ки/км2 по цезию-137 был наложен запрет на их использование для сельскохозяйственного производства.
Из природной среды наиболее чувствительными к радиоактивному загрязнению проявили себя сосновые леса в результате воздействия мелкодисперсного парогазового облака с высокой бета-активностью (в 10 раз выше, чем при ядерном взрыве). Площадь погибшего лесного массива, примыкающего к ЧАЭС с запада («рыжий лес») составляла 400 га. Лиственные породы (береза, осина, дуб) почти не пострадали (поглощающая способность у них значительно меньше, чем у хвойных пород).
Радиоактивное загрязнение водных бассейнов с момента аварии и до июля 1986 г. было обусловлено в основном наличием в них изотопов цезия и стронция, концентрация которых в Киевском водохранилище, реках Припяти и Днепре с июля 1986 г. по май 1987 г. снизилась более чем в 20 раз. Для уменьшения смыва радионуклидов было сооружено более 100 защитных и фильтрующих дамб, в результате чего заметного повышения концентрации радионуклидов не наблюдалось, она оставалась значительно ниже предельно допустимой.