– В долгие зимние вечера на Руси люди изготовляли народные игрушки. У всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.
– Рассмотрите дымковские игрушки и послушайте стихотворения про село Дымково.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
В. Фофанов
Деревня Дымково,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Народное творчество
– В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
– Рассмотрите дымковские игрушки и иллюстрации «Олень», «Индюк», «Барышня», «Конь».
У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Краше всех индюк.
Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
Да алеет гребешок.
– Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Народное творчество
– Даже кони приобрели яркий наряд.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Народное творчество
– Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.)
– Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
(Белой.)
– А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит – вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
– Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
– Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
– Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.)
– Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?
– Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз – когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка расколется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке. Самые любимые из них детворой – это свистульки.
– Рассмотрите игрушки-свистульки.
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – «Свистопляска»,
Город весь пустился в пляс!
Народное творчество
– Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.
Барашек-свисток.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Народное творчество
– Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик.
Демонстрируются игрушки «Дама с собачкой», «Водоноска».
Дети рассматривают и описывают каждую игрушку вместе с воспитателем.
– После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.
– Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца.)
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Народное творчество
– Давайте выполним на закладке приемы дымковской росписи.
Рефлексия.
– А теперь рассмотрим выставку из наших работ и выберем самые выразительные. Какие работы самые аккуратные?
Занятие 4
РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
«НИКИТА КОЖЕМЯКА». ЛЕПКА ЖИВОТНЫХ. «ЗАЙЧИК»
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели: закреплять умение лепить животных, передавать форму, строение и величину частей; упражнять в применении разнообразных способов лепки; учить передавать простые движения фигуры.
Целевые ориентиры дошкольного образования: выражает положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при прочтении сказки «Никита Кожемяка» и прослушивании музыкального произведения «Утро» Э. Грига; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения подвижной игры; с увлечением работает с пластилином по образцу и собственному замыслу, выполняя фигурки животных.
Материалы и оборудование: запись «Утро» Э. Грига; иллюстрации с изображением русских богатырей; зайцев; к сказке «Никита Кожемяка»; глина, доска; для подвижной игры – морковь или другие мелкие предметы; стихи, загадки.
Содержание
организованной деятельности детей
Введение игрового момента.
– Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу:
Свист соловьиный,
Взор орлиный –
Не зверь, не охотник,
А... (Соловей-Разбойник).
* * *
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем,
Ночью стало, словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву.
(Змей Огненный.)
– Ребята, а кто нам поможет победить Огненного Змея и Соловья-Разбойника? (Богатырь.)
Звучит пьеса «Утро» Э. Грига. Педагог читает стихотворение.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину.)
– Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой. Посмотрите на иллюстрацию «Никита Кожемяка».
2. Рассказывание русской народной сказки «Никита Коже-
мяка».
Никита (Кири м лл) Кожемя м ка – герой народной сказки, записанной в нескольких вариантах в разных губерниях Великой, Малой и Белой Руси. Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке, называемом то Никитой, то Кириллом, то Ильёй Швецом, имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига – убиения змея и освобождения царевны – даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих кож.
В наиболее полных вариантах (белорусских и украинских) рассказывается, что у киевского князя была унесена дочь змеем, который, полюбив её, держал в заточении. Узнав от змея, что он боится только одного человека – Никиту (или Кирилла) Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его биться со змеем. Когда посланные князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 кож. На просьбу князя биться со змеем он сначала отвечает отказом. Не могут его умолить и посланные князем старцы, но трогают просьбы и плач детей, присланных князем. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтоб стать неуязвимым, Никита бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Белорусские и украинские варианты прибавляют в заключении сказки, что урочище близ Киева, где жил богатырь, стало с тех пор называться Кожемяками. Великорусами вариант представляет несколько иное окончание. Змей, опрокинутый Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита сковал соху в 300 пудов, запряг в неё змея и провёл борозду от Киева до моря; затем, начав делить море, он убил змея и утопил его труп. Остатки борозды от пахания Никиты видны и теперь; такие «змиевые» валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины.
Главный интерес сказки о Никите в том, что древность её на русской почве засвидетельствована первоначальной летописью – рассказом о юном богатыре, поборовшем при Владимире Святом печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен г. Переяславль («зане перея славу отрокот»). В этом народном сказании, приуроченном летописью к 992 г., имени юноши ещё нет; Никоновский летописный свод называет его Яном Усмошвецом, в чём видят вымысел книжника. Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у быка кусок мяса с кожей, сколько захватила рука. Далее описывается в эпических чертах бой богатыря с печенежским великаном. В этом летописном рассказе исследователи эпоса видят самую раннюю книжную передачу былины «киевского цикла».
Впоследствии исторические черты народного сказания были забыты; герой получил имя Никиты или Кирилла и борется уже не с историческим врагом, а с фантастическим существом, змеем, похитителем девиц.
3. Подвижная игра «Зайцы и морковка».
На земле прочерчивают круг диаметром 8–10 метров. В круг кладут 10 морковок или любых других предметов. Круг – это «огород». Выбирается огородное «Пугало», которое будет ловить зайцев. По сигналу ведущего зайцы могут вбегать в круг и воровать морковь, а Пугало – ловить зайцев. Пойманный заяц выбывает из игры. Но Пугалу разрешается ловить зайцев только тогда, когда они заберутся в огород, за пределами круга их ловить нельзя.
4. Лепка животных. «Зайчик».
– Послушайте стихотворение О. А. Беляевской «Кто это?»:
Чьи-то лапки на белом снегу наследили,
Кто-то, робкий, лесною опушкой бежал,
У березы кору обглодал.
Корешок чьи-то зубки точили.
Белым столбиком долго сидел,
Навострив свои длинные ушки,
И, зачуяв стрелка, полетел
Через голову с белой горушки.
Куцый хвостик, глаза с косиной
И пушистая белая шубка,
Рост не мал и не очень большой,
И раздвоена верхняя губка.
– Правильно! Это зайчик. Какое тело у зайчика? Сравните передние и задние лапки. Какие уши у зайца?
– Давайте вылепим зайчишек. Придумайте, что чей зайка будет делать. (Зайка может кушать морковку, сидеть на задних лапках, бежать на четырех лапах.)
Рефлексия.
Все работы воспитатель выставляет на большой «полянке».
– Давайте рассмотрим наши изделия и выберем самые выразительные. Расскажите, что же делают наши зайки на большой полянке?
Занятие 5
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «БОГАТЫРИ».
ХАРАКТЕР БОГАТЫРЯ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА».
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «МОЕ ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ»
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели: учить составлять рассказ на заданную тему; продолжать развивать детское изобразительное творчество; выразительно передавать в рисунке образы животных, выбирать для рисования материал по своему желанию, рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей; развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала, устную речь; закреплять технические навыки и умения в рисовании.
Целевые ориентиры дошкольного образования: может самостоятельно придумать рассказ на заданную тему; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисованиена тему «Мое любимое животное»).
Материалы и оборудование: произведение М. Мусоргского «Богатырские ворота»; карандаши, мелки, акварель, чтобы дети могли выбрать по своему желанию; листы бумаги разной величины (для работы карандашом – поменьше, для рисования красками, цветными мелками – побольше).
Содержание
организованной деятельности детей