Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


формирование научного духа: вклад в психоанализ объективного знания — работа Башляра (1938), центральный труд первого периода его творчества.




"ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ" — работа Башляра (1938), центральный труд первого периода его творчества. Во Вступитель­ном слове Башляр вводит отвлеченное понятие: "нор­мальное и плодотворное действие научного духа". Ба­шляр констатирует, что если наблюдать развитие науч­ного духа, можно заметить, что он характеризуется "рывком от более или менее эмпирического к полной абстракции". По его мнению, абстракция высвобожда­ет дух, облегчает его и придает ему динамику. Конкрет­ный и реальный опыт о феноменах, который у нас есть, оказывается препятствием для их научного понимания. Необходимо постоянное полемизирование по поводу этих представлений, чтобы подняться до абстракции. Сопряженные с этими процедурами научные решения являются лишь критикой спонтанного восприятия. Ба­шляр выделяет три основных этапа в формировании "научного духа": первый период представляет собой "донаучное состояние", протяженностью от классичес­кой античности до 17—18 вв; второй период представ­ляет собой "научное состояние" и длится с конца 18 до начала 20 в.; третий период представляет собой "состо­яние нового научного духа" и начинается в 1905 теори­ей относительности Эйнштейна. Эти три состояния, согласно Башляру, необходимо соотнести с тремя эта­пами формирования научного духа: 1) "конкретное со­стояние", когда духу интересно получить первые изоб­ражения феномена; 2) "конкретно-абстрактное состоя­ние", когда к физическому опыту дух добавляет геоме­трические схемы — абстракция располагается в сфере чувственной интуиции; 3) "абстрактное состояние", "когда дух берется за информацию, намеренно отвле-

ченную от интуиции реального пространства, намерен­но отделенную от непосредственного опыта и даже в открытой полемике — от первичной реальности, все­гда загрязненной и всегда искаженной". Башляр не за­бывает также три различные психологические установ­ки, которые характеризуют историю "научного терпе­ния": 1) "детская или светская душа", которая удивля­ется малейшему вскрытому феномену; 2) "профессор­ская душа", догматическая, застывшая в своей первой абстракции, не подвергающая себя сомнению и опира­ющаяся на ученый авторитет; 3) "душа, страдающая тягой к абстрактному, к выделению квинтэссенции", "больное научное сознание, отданное на откуп вечно несовершенным индуктивным методам, ведущее опас­ную игру мысли без надежной экспериментальной под­держки". Здесь постановка под сомнение всегда воз­можна. По Башляру, задача научной философии — про­вести психоанализ интереса, разрушить любой утили­таризм, как бы завуалирован он ни был, каким бы воз­вышенным себя ни представлял. Научный дух должен сделать "удовольствие от духовного возбуждения в по­исках истины сознательным и активным". По Башляру, любая наука должна сначала отстоять выдвигаемые идеи: эпистемиолог должен прежде всего интересо­ваться теми идеями, которые, мало того, что истинны, должны иметь еще духовное предназначение — давать научное понимание эпохи. Проблема научного знания трактуется Башляром в терминах "препятствий". В по­знавательном действии, по его мнению, надо обращать внимание на медлительность и разбросанность. Эпистемиологические препятствия — это те причины инерции, которые кроются в познаваемом объекте. По­знание реального никогда не является стихийным. Оно — тот свет, который всегда высвечивает какую-то часть предмета. По Башляру, "реальное — это всегда не то, что можно было бы принять на веру, а то, над чем мож­но будет подумать". Башляр показывает, что уже имею­щееся знание неизменно является препятствием для научного знания: "Получить доступ к науке — это зна­чит духовно помолодеть, согласиться с резким сдви­гом, который должен противоречить прошлому". Наука должна противопоставляться мнению, т.к. мнение мыс­лит неверно. Оно не думает, а выражает потребность в знаниях. На мнении ничего нельзя строить. Вначале его надо разрушить. Как подчеркивает Башляр, приоб­ретенное знание необходимо всегда подвергать сомне­нию. При практическом использовании идеи расцени­ваются неправильно. Надо бороться против "консерва­тивного инстинкта" людей и поощрять их "инстинкт формативный". Причем последний помогает создать себе новые умения. "Хорошо организованной" головы, уверен Башляр, недостаточно. Ее надо постоянно реор-

1183

ганизовывать, в противном случае доступ к ней закро­ется. "Человек, побуждаемый научным духом, бесспорно желает знать, но знать прежде всего для того, чтобы точнее ставить вопросы". Башляр отличает позицию историка от позиции эпистемиолога: факт, неверно ис­толкованный в свое время, остается фактом для исто­рика и как антифакт — препятствием для эпистемиоло­га. Башляр рассматривает понятие "эпистемиологического препятствия" в практике обучения. Башляр кон­статирует, что мастера, преподающие науки, не знают, что их не понимают. Они считают, что дух начинается как урок, что события и явления излагаются пункт за пунктом. Они не думали над тем фактом, что ошибки подростков часто возникают из уже приобретенных эм­пирических знаний. Для ученика работа заключается не в приобретении культуры, а в ее изменении: "Любая научная культура должна начинаться с интеллектуаль­ного и эмоционального катарсиса. Затем встает самая трудная задача: призвать научную культуру к постоян­ной мобилизации, заменить закрытое и статическое по­знание открытым и динамическим знанием, сделать диалектическими экспериментальные переменные и, наконец, дать разуму стимулы к развитию". Башляр предлагает построить психологию ошибки в педагоги­ке, но демонстрирует некоторый пессимизм, т.к. у пре­подавателей нет того чувства, что они могут ошибать­ся, в основном из-за того, что они считают себя масте­рами: "Я никогда в жизни не видел воспитателя, кото­рый поменял бы метод". Как полагает Башляр, "в фор­мировании научного духа первым препятствием явля­ется начальный опыт, усвоенный до критики и вне ее, а эта критика необходимым образом является составным элементом научного духа". Такая ситуация складывает­ся потому, что критика не могла применяться до тех пор, пока не установился этот начальный опыт. Башляр развивает тот тезис, что научный дух должен формиро­ваться против Природы, против всего того, что как вну­три, так и вне нас является импульсом и уроком этой Природы. Научный дух формируется, реформируясь. Понять Природу — значит, по мысли Башляра, сопро­тивляться ей. Среди факторов, которые противостоят научному духу, можно отметить, по убеждению Башля­ра, школьные учебники, которые постоянно переизда­ют, не вдаваясь серьезно в их анализ. Напротив, не хва­тает настоящих учебников, популяризирующих науку, считает Башляр. Одной из ошибок школьных учебни­ков является желание представить науку органически, как единое целое. Они построены в логическом поряд­ке, запрещающем перескакивать через главы. Но наука вовсе не это. И тем не менее Башляр констатирует, что с 18 в. идет настоящий прогресс в науках и в их препо­давании. В 18 в. корни научных книг уходили в повсед-

невность. В качестве примера Башляр приводит книгу аббата Понселэ о громе, которая должна была ответить на вопросы людей того времени, боявшихся молнии и связанных с ней опасностей. В свою очередь, автор на­учных книг, по мысли Башляра, должен был опреде­лить свою позицию относительно власти. Башляр счи­тает, что сегодня все обстоит иначе и прогресс научно­го духа достиг с тех пор таких высот, что "расстояние от Плиния до Бэкона меньше, чем от Бэкона до совре­менных ученых", в частности в том, что касается авто­номного характера научного выступления относитель­но других социальных выступлений. Как полагал Баш­ляр, существовавшая еще в 17 в. донаучная мысль не является "правильной", ибо в официальных лаборато­риях она была одна, а в школьных учебниках — дру­гая. Проблема 18 в., согласно Башляру, заключалась в том, что, отстраивая науку от жизни, ее проводники от­далялись от смысла проблемы, которая ставилась перед научной мыслью, следовательно, они отдалялись и от нерва прогресса. Свое умозаключение Башляр иллюст­рирует примером об электричестве в 18 в. Он размыш­ляет о трудности, которая заключалась в "отказе от жи­вописности первичного наблюдения, в оголении элект­рического феномена, в освобождении опыта от всего лишнего, от неверных выводов". Эти доктрины были признаком очевидного эмпиризма: "интеллектуальной лени удобно размещаться в эмпиризме, называть факт фактом и запрещать поиск закона". Донаучная мысль не стремится исследовать достаточно описанный фе­номен. Она ищет не изменение, а разнообразие. По­этому отсутствует метод. В то же время все интересу­ются наукой. О ней всюду говорят: считается, что каж­дый должен ставить эксперименты. Но если наука и приобретает светский характер, то этот факт не пре­вращает мир в ученый город. Светскость не способст­вует правильному формированию научного духа, счи­тает Башляр. По его мысли, люди 18 в. больше увлека­ются постановкой опытов, взрывов, демонстрацией явлений, а не их причинами. Сегодняшнее обучающе­еся молодое поколение впадает в ту же ошибку. Они более склонны романтизировать науку как таковую, а не ее законы. "Без придания рациональной формы опыту, который определяет состояние проблемы, без постоянного обращения к четкой рациональной струк­туре мы позволяем утвердиться подобию неосознан­ного научного духа, для развенчания которого впос­ледствии требуется медленный и тщательный психо­анализ". Этой опасности неосознанного, по Башляру, могут также подвергаться научные идеи: "Поэтому не­обходимо оживить критику и столкнуть знание с усло­виями, которые его породили, постоянно возвращать­ся к тому этапу зарождения, который соответствует

1184

состоянию наивысшей психической силы, к тому мо­менту, когда ответ вытекал из проблемы". Чтобы стать рациональным, опыт должен включиться в "игру мно­гообразных доводов". Недостаточно найти причину факта, чтобы все объяснить. Башляр советует остере­гаться фактов и доминирования их упрощенных истол­кований. Свои рассуждения Башляр иллюстрирует про­странным рассуждением по поводу алхимии. "Как объ­яснить то, — вопрошает он, — что эта дисциплина смогла просуществовать с Н по 19 век?" Объяснение этому феномену Башляр видит в том, что не научная цель интересовала данный предмет, а нравственная и воспитательная перспектива, которая и поддерживала ее. В настоящее время ситуация мало изменилась: "Так, в современном классе химии, как в мастерской алхимика, ученик и адепт не являются прежде всего чистыми листами бумаги. Сам предмет не дает им до­статочно оснований сохранить спокойную объектив­ность. Наблюдая самые интересные и самые захватыва­ющие демонстрации химических явлений, человек ес­тественным образом всей своей душой отдается жела­ниям и страстям. Поэтому не надо удивляться тому, что первое объективное знание окажется и первой ошиб­кой". Философия, по мнению Башляра, требует от на­уки обобщенности. Но эта наука общности в той мере, в какой она всегда является тормозом опыта, представ­ляет собой крах творческого эмпиризма. Башляр осте­регается таких опасных интеллектуальных наслажде­ний, которые испытывают некоторые ученые, обобщая быстро и легко. Научный дух не должен поддаваться искушению легкости и простоты. Для доказательства данного высказывания, Башляр обращается к исследо­ванию Академией в 1699 понятия сворачиваемости. Оно становится таким общим, что начинают говорить и о сворачиваемости крови, молока, подсолнечного мас­ла, воды. И таким образом скатываются со сворачивае­мости до замораживания. В данных обстоятельствах Башляр наблюдает тот ущерб, который нанесло слиш­ком быстрое применение принципа идентичности: "Позволительно сказать, что Академия, столь легко применяя принцип идентичности к разрозненным, до­статочным образом не уточненным фактам, понимала феномен сворачиваемости. Но надо сразу же добавить, что такой способ понимать является антинаучным". Ба­шляр приводит еще один пример ферментации у Макбрайда (1766). Он показывает скачки научного духа, ко­торые были связаны с Л.Пастером, ибо исследование ферментации выводило на ознакомление со своей про­тивоположностью — стерилизацией. Башляр делает вывод: "Объективность заключается в уточнении и в связи признаков, а не в сборе более или менее анало­гичных предметов... Сегодня над всем главенствует

идеал ограничения: знание, данное без точных опреде­ляющих себя условий, не является научным знанием. Общее знание почти неизбежно оказывается расплыв­чатым". Башляр показал, что привлекательность уни­версального сбивает нас с истинного пути точно так же, как привлекательность частного. Такое высказыва­ние он подтверждает также изучением губки — это пример словесного препятствия. Здесь еще раз автор разоблачает засилье принципа единого объяснения, по­рой сведенного к простому изображению, а то и просто к слову Так, губка у Декарта оказывается столь общей эвристической категорией, что уводит его в сплошные дебри "метафизики губки". Башляр предупреждает о двух других препятствиях на пути научного знания: философские системы толкования, обобщенное виде­ние мира, как, например, рассматривалась природа в 18 в., и допущение наличия общей структуры, переносимой из одной области в другую, например аналогии, кото­рые некоторые авторы смогли провести между космо­логией и структурой металлов. Надо быть очень осто­рожным, по мысли Башляра, с этими сверхопределени­ями, которых великое множество в истории формиро­вания научного знания. Среди них можно назвать та­кие, как естественность, полезность, общая понятность базовой категории (электричество к 1780). Как подчер­кивал Башляр, сущностное (или реалистическое) пре­пятствие является одним из самых архаических и, сле­довательно, одним из самых сложных препятствий, ме­шающих доступу к научному знанию. Это склад ума, который нацелен на выяснение свойств существ путем постоянного обращения к сущности, другими словами, к "мифу внутреннего содержания" или к "мифу глубин­ной сути". Центр, сердце является у Башляра очагом постоянного процесса оценки, гласящей: "В сущности есть внутренний мир". Анимистическое препятствие, которому в "Ф.Н.Д." посвящается вся восьмая глава, является тому естественным основанием. Оно заклю­чается в бессознательном навязывании своей любимой модели человеческого тела всем остальным природным явлениям. Башляр показывает, например, как пищева­рение управляет историей химических и биологичес­ких объяснений. Но миф зарождения еще более неис­правимый. "Бытие и обладание — ничто относительно становления". Миф зарождения взаимодействует со всеми научными приемами: так достаточно, чтобы два различных тела вступили в химическую реакцию, чтобы им тотчас же присвоили сексуальную роль. Кислота, на­пример, активна и играет мужскую роль. Основание — пассивное, играет женскую роль. Пусть продуктом яв­ляется нейтральная соль, это не должно беспокоить здравый смысл, ибо он точно знает только одно поло­жение, отмечает Башляр, разве не говорил Бергаав еще

1185

в 18 в. о "солях-гермафродитах"? Этот перенос полово­го влечения на объективные факты является постоян­ным в истории науки, которая вполне серьезно считала, что видит, например, сексуальность у минералов. При­чиной тому, согласно Башляру, тот факт, что, человек проецирует себя на природу, видит мир сквозь "призму своей высокой ответственности прародителя и носите­ля бессознательного". Воспитатели еще более стимули­руют эту тенденцию: "Они не ведут учеников к знанию предмета, они ничего не делают для того, чтобы снять сомнения, которые возникают в любом уме перед необ­ходимостью скорректировать свою собственную мысль и выйти за свои рамки, чтобы найти объективную исти­ну". В области качественных знаний имеются много­численные западни и препятствия на пути формирова­ния научного знания. По Башляру, "мы непременно ошиблись бы, если бы посчитали, что количественному знанию не грозят в принципе опасности, подстерегаю­щие качественное знание. Нельзя согласиться с тем, что величина является объективной, ведь как только мы отойдем от обычных предметов, мы начнем согла­шаться с самыми невероятными геометрическими оп­ределениями". "Опасными" являются неверные уточ­нения, экспериментальные ошибки, очарование быст­рыми измерениями: "Излишество в уточнении в облас­ти количества очень точно соответствует излишеству в живописности в области качества". Если принять, что цифровая точность — это часто бунт чисел, то живо­писность, как сказал в свое время Бодлер, — это бунт деталей. И в этом можно разглядеть один из самых яв­ных признаков ненаучного духа даже тогда, когда этот дух претендует на научную объективность. Башляр по­ясняет, что забота о точности приводит некоторые умы к постановке незначимых проблем. Например, отец Мерсен говорит: "Прошу сказать мне, насколько боль­ший путь проделает человек ростом шесть футов голо­вой, нежели ногами, если он совершит путешествие вокруг земного шара". Башляр показывает, что, учиты­вая неточность знаний того времени о земной окруж­ности, вопрос лишен смысла. Он заявляет, что зре­лость любой науки может измеряться техническим способом, который она избирает сама. Использование точной математики оправдывается лишь в определен­ной сфере проблематики. Последняя глава "Ф.Н.Д." демонстрирует, как научный дух вынужден строиться в виде "совокупности исправленных ошибок", которая предопределяет психоанализ нашего интеллектуально­го поведения и позволяет в конце концов прийти к на­стоящей этике рациональности: "Давайте вместе по­рвем с гордыней общей достоверности, с корыстолю­бием частной достоверности и совместно приготовим­ся к тому интеллектуальному аскетизму, который по-

давляет любую интуицию, замедляет любое предвес­тие и защищает от умственных предчувствий. И в свою очередь, шепнем на ухо всей интеллектуальной жизни: ошибка, ты не являешься злом". Речь идет, по мысли Башляра, вовсе не об отказе от эмоциональности, а о критическом взгляде на свою интеллектуальность с тем, чтобы бороться с собой, думать своей собствен­ной головой и постоянно обращаться к жизни, сочетая интерес к ней с интересом к духу. Здоровый научный дух должен отдавать предпочтение новому вместо ста­рого, непрерывной культуре вместо приобретенной уверенности и менять традиционные общественные интересы. В школе науки можно любить все, что разру­шаешь. Мы продолжаем прошлое, отрицая его. Мы по­читаем своего учителя, противореча ему. Поняв, нако­нец, что научный дух выковывается лишь "перманент­ной школой", мы сможем построить мир, принцип ко­торого "общество для школы, а не школа для общест­ва". Башляр создает историю наук "в обратном направ­лении". Этой историей он показывает, как дух увязает в препятствиях, которые воздвигает его бессознатель­ное. По мнению Башляра, исходить из настоящего — значит прояснить прошлое. Если мы хотим двигаться вперед, надо вернуться в прошлое, чтобы посмотреть, как были преодолены препятствия, стоявшие на пути знания, и вернуться в настоящее с выводами этой ис­следовательской работы. Башляр описал трудности, с которыми сталкивается человек на пути овладения на­учным духом, который позволил науке добиться столь выдающихся успехов в 20 в.

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 149 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2196 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.