Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (от греч. член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) — христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представи­тель поздней патристики.




ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (от греч. член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) — христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представи­тель поздней патристики. Наиболее известными мысли­телями, ассоциировавшимися с П.-Д.А., выступали: Петр Ивер (412—488), Север Антиохийский и др. Глав­ное сочинение П.-Д.А. — "Corpus Areopagiticum" —

846

включает четыре трактата ("О божественных именах", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О мистическом богословии") и десять посланий. Труды П.-Д.А. (в переводе на латинский язык, осуществлен­ным Иоанном Скотом Эриугеной) стали известны на За­паде с 9 в. и стали предметом комментариев Фомы Аквинского, М.Фичино и др. Сочинения П.-Д.А. написаны от имени персонажа новозаветных "Деяний апостолов" (17, 34) — образованного гражданина Афин, обращен­ного в христианство в 1 в. проповедью апостола Павла, первого христианского епископа своего города. (Данная точка зрения просуществовала до 16 в.) Первая полеми­ка по поводу трудов П.-Д.А. датируется 533 (дискуссия между православными богословами, отрицавшими их аутентичность, и адептами монофизитства). В дальней­шем сомнения в подлинности "Corpus Areopagiticum" высказывали Л.Валла, Эразм Роттердамский и др.: ряд особенностей трактатов и посланий П.-Д.А. (стилисти­ка, культовые реалии, текстуальные заимствования из Прокла) требуют датировать их периодом не позже вто­рой половины 5 в. В основании миропредставления П.-Д.А. лежит неоплатоническое представление о принци­пиальной неописуемости и неопределимости Бога наря­ду с идеей об условной осуществимости богопознания посредством построения иерархии аналогий. (Так, по мысли П.-Д.А., Бог неизречен, "Божественный мрак" таинственен, "Божественный свет" недосягаем "по при­чине преизбытка сверхсущностного светолития" и не­зрим "по причине чрезмерной ясности".) Иерархичес­кая онтология, присущая неоплатонизму, апплицируется П.-Д.А. на сопряженную социальную проблематику: "церковная иерархия" выступает прямым продолжени­ем "иерархии небесной". Так, по версии П.-Д.А., миро­вая лестница выглядит так: "пресветлый мрак", единый Бог — серафимы, херувимы, престолы; господства, си­лы, власти; начала, архангелы, ангелы (это строение "небесной иерархии"). Далее — епископы, священники, диаконы; монахи, члены христианской общины, огла­шенные. Ниже церковной иерархии — остальной мир: разумные существа, живые неразумные существа, без­жизненные тела. Образ церкви у П.-Д.А. акцентированно статичен: иерархия людей — прямое продолжение иерархии ангелов — суть цепь отражений чистого света в ничем незамутненных зеркалах. Эта последователь­ность, согласно П.-Д.А., и задает стройный распорядок таинств святой церкви. (Эстетическая интерпретация П.-Д.А. картины мира как иерархии света оказала значи­мое воздействие на средневековую эстетику.) Учение П.-Д.А. как система философской теологии включало в себя три рода теологии: катафатическую (Бог, "будучи Всем во всем и Ничем в чем-либо, всеми познается из всего и никем из чего-либо"), символическую и мисти-

ческую (в ее рамках: апофатическую теологию и теоло­гию сверхумного экстаза как высшей формы познания Бога). Для раскрытия божественной природы П.-Д.А. предлагались два пути богословствования: апофатический (по отношению к божественной единичности) и катафатический (по отношению к божественной троично­сти). Благодаря этим двум методам выявляется беско­нечная степень абсолютно всех мыслимых предикаций "божественного мрака" Единого, так что Он может име­новаться, к примеру, различающимся тождеством по­движного покоя. Сверхмыслимый Бог, по П.-Д.А., за­ключает в себе черты плотиновской благой единицы и бесформенной "умной материи". Христос же выступает наподобие неоплатонического числа, "утверждая согла­сие между частями и целым". При неоплатонической ка­тегории простой математической единичности Бога сло­ва бессмысленны и в поэтическом космосе вовсе не нужны. Поэтому, по мысли П.-Д.А., умный экстаз Пло­тина есть бессловесное "упрощение" до числовой еди­ницы. Только в Троице, замечает П.-Д.А., которая при этом по своей божественной фигуре геометрически рав­на одному, обретает деятельное (энергийное) значение любая словесность, выявляющая сущности. Отсюда катафатическое богословие, созерцающее Троицу, призва­но исследовать любые имена, фиксирующие сущность предметов; следовательно, божественные Имена явля­ются основным ее предметом. На основании этого П.-Д.А. утверждал, что благодаря пресвятой Троице "все рождаемое на небесах и на земле получает бытие и наи­менование". Бог включает в себя все умные потенции и энергии, поэтому зло не участвует в действительном протекании сущего. Оно есть лишь оскудение и недо­статок добра: "злу даруется бытие по воле случая, и про­являться оно может только в чем-то ином, поскольку не имеет собственного бытия". Абсолютного зла не может быть вовсе, т.к. оно есть полнейшее отсутствие божест­венного Блага. В традиции, заложенной П.-Д.А., специ­фическую трактовку получили понятия "трансцендент­ный" и "имманентный". Трансцендентным человеческо­му мышлению считается восхождение от дольнего мира к миру горнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования, имманентный же — нисхож­дение от горнего мира к дольнему, что составляет пред­мет апофатического метода богословствования. Учение П.-Д.А. обрело официальный статус в православии ви­зантийского канона благодаря его интерпретации Мак­симом Исповедником.

A.A. Грицанов, А.Н. Шуман





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 164 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2539 - | 2234 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.