Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ПРОТАГОР (480—410 до н.э.) — древнегреческий философ




ПРОТАГОР (480—410 до н.э.) — древнегреческий философ. П. — известнейший из софистов (называл се­бя "софистом и учителем людей"), один из основателей этой школы. Был близок к окружению Перикла. Сочине­ния П.: "Наука спора", "О первоначальном порядке ве­щей", "О государстве", "О добродетелях", "О сущем" и др. В 411 до н.э. был обвинен в атеизме и приговорен к смертной казни, книга "О богах" была сожжена. После помилования изгнан из Афин. П. приписывется авторст­во фразы: "О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, каковы они по виду; а причина тому, неясность вопроса и краткость человеческой жиз­ни". Главное положение философии П.: "Человек есть мера всех вещей — сущих в их бытии и несущих в их небытии". Невозможна всеобщезначимая истина. Вся­кое мнение, по П., истинно и всякая истина есть чье-то мнение. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо "тот же" человек становится другим челове­ком. В этом смысле, по мнению П., все относительно. Невозможно противопоставлять "человеческое" (осно­ванное на чувственном опыте) знание "божественному" (проникающему в скрытую сущность явлений). Не су­ществует, согласно П., никакой "сущности явлений", кроме собственно явлений. "П." — название одного из сочинений Платона, в котором речь идет о поучительно­сти добродетели и ее единстве.

A.A. Грицанов

"ПРОТИВ МЕТОДА" ("Against Method. Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge", 1974) — программ­ное сочинение Фейерабенда, …

"ПРОТИВ МЕТОДА " ("Against Method. Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge", 1974) — программ­ное сочинение Фейерабенда, в котором излагается его позиция эпистемологического анархизма. Работа посвя­щена Лакатосу и первоначально задумывалась как часть их совместного проекта, в рамках которого Лакатос дол­жен был отстаивать позиции критического рационализ­ма, а Фейерабенду отводилась роль его оппонента. Буду­чи опубликована уже после смерти Лакатоса, работа стала своеобразным итогом многолетней полемики Фейерабенда с рационалистическими версиями филосо­фии науки. После ее первой публикации в Лондоне, ра­бота многократно переиздавалась на разных языках. В русском переводе "Против методологического принуж­дения. Очерк анархистской теории познания" она выхо­дит в 1986. Центральной темой работы становится обос­нование принципа методологического анархизма как бо­лее соответствующего подлинной динамике научного

841

знания, лишь весьма отдаленно напоминающей после­довательное и четкое приближение к всеобъемлющей истине. В действительности история науки — это исто­рия проб, ошибок и заблуждений, она гораздо сложнее и интереснее, нежели ее последующие рационалистичес­кие реконструкции. Возможность ее кумулятивной ин­терпретации обеспечивается соответствующей научной идеологией, ориентированной на последовательную десубъективацию знания и преподнесение его эволюции в предзаданном контексте приближения к объективной истине. Из разнообразного исторического дискурса при этом вычленяются только те факты, которые работают на современный стандарт, а все конкретно-индивиду­альное и психологически-личностное отбрасывается как случайное и несущественное. Оформляющийся при этом образ науки наделяется характеристиками высше­го арбитра в вопросах познания, независимого от авто­ритетов веры или политики, мнения толпы или повет­рий моды. Подобная абсолютизация науки и ее методо­логии необходимо должна быть оспорена, поскольку, с одной стороны, глупо ограничивать себя отдельными эпистемологическими предписаниями, когда обраща­ешься к анализу неизвестных явлений. Возможно, их се­креты лучше раскрываются исходя из каких-либо аль­тернативных точек зрения. В любом случае, многообра­зие познавательных стратегий всегда более перспектив­но, чем их дефицит. С другой стороны, безусловное до­минирование науки в сферах познания, образования и культуры антигуманно по своей сути. Своими установ­ками на объективацию и стандартизацию знания наука пресекает гуманистический интерес к личности, инди­видуальности, загоняя человека в искусственные тиски всеобщих истин и штампов. Методологический анар­хизм, провозглашаемый Фейерабендом, выступает тем самым как способ преодоления консервативных и анти­гуманных традиций научной рациональности. Критикуя классиков анархистской идеологии, Фейерабенд упрека­ет их в непоследовательности позиций. Отвергнув со­циальные и политические ограничения, они не рискну­ли посягнуть на науку, понятую ими как царство разума и свободы. Реальная история анархизма в целом не от­личалась особой последовательностью, поскольку ее участники, чрезмерно радея о всеобщем счастье и бла­годенствии, сами выделялись пуританской самоотвер­женностью и серьезностью. Связывая свои позиции с анархизмом, Фейерабенд апеллирует лишь к наиболее устойчивому значению этого термина, предпочитая на­зывать себя "философским дадаистом". Оспаривая идею метода как наиболее правомерного и обязательного пра­вила научной деятельности, Фейерабенд указывает на то обстоятельство, что фактически все крупнейшие тео­рии и открытия возникали не благодаря, а вопреки су-

ществующим методам, выступая как исключение из правил, но не само правило. Сложившаяся практика обоснования необходимости научных методологий убеждает не столько силой аргументов, сколько пропа­гандистским воздействием образования и обучения. Процесс освоения научных знаний фактически воспро­изводит те же механизмы внушения и дрессуры, что и воспитание маленьких детей. Успех здесь обеспечивает­ся преимущественно повторением, но не аргументаци­ей, а авторитет правила есть лишь "каузальное следст­вие" полученного воспитания и уважения к учителю. Отсутствие четких методологических образцов конкре­тизируется также в невозможности четкого разделения идеи и действия. Считая, что "правильная идея" предва­ряет последующие процедуры открытия и обоснования, теоретики науки используют те же пропагандистские приемы подтасовки фактов. В реальной истории идеи и действия всегда взаимозависимы, где не только идея на­правляет действие, но и методологические процедуры корректируют идею, в своей окончательной редакции подчас весьма отличающейся от первоначальной. Тем самым у истоков всякой теоретической и методологиче­ской ясности находится содержательная путаница и экс­периментирование, а прогрессивность идей и правил осознается лишь постфактум. Не существует унифици­рованного рецепта научного открытия, в силу чего огра­ничивающие творчество методологические стандарты научной рациональности должны быть заменены новым анархистским принципом: "все дозволено" ("anything goes" — все сойдет, все подходит; в авторском немецком переводе "mach, was Du willst" — делай, что хочешь). Практическая реализация данного требования предпо­лагает легитимацию в научном дискурсе целого ряда принципов, противоречащих признанным канонам на­учности. Одним из центральных требований научного познания является необходимость согласования теорий с фактами и с существующей научной традицией. Отра­жая позицию эмпиризма и верификационизма, это тре­бование предполагает индуктивное надстраивание но­вых теорий над старыми в случае их подтверждения фактическим материалом. Альтернативой такому подхо­ду Фейерабенд выдвигает принцип контриндукции, ориентирующий исследователя на создание теорий, не­совместимых ни с традицией, ни с хорошо обоснован­ными фактами. Правомерность контриндукции доказы­вается им двумя основными линиями аргументации. Во-первых, критика тезиса о возможности создания альтер­натив только в ситуации возникновения новых фактов, противоречащих существующей теории, и необходимо­сти согласования новых версий интерпретации со ста­рыми. С его точки зрения, создание альтернативных те­орий должно сопровождать все периоды развития науч-

842

ного знания, поскольку сопоставление альтернатив поз­воляет наиболее убедительно продемонстрировать их достоинства и недостатки, как правило, незаметные при внутреннем анализе. Во-вторых, опровержение методо­логической установки индуктивизма на необходимость сопоставления новых теорий со сферой обоснованного фактического материала. По мнению Фейерабенда, аль­тернативы достаточно легко надстраиваются над факта­ми, поскольку ни одна из них не в состоянии объяснить всего комплекса фактического материала и может пре­тендовать на интерпретацию лишь отдельного фрагмен­та действительности. Роль контриндукции при сопос­тавлении теории с фактами возрастает в связи с непре­менной концептуальной нагруженностью любых дан­ных наблюдения, исходной предпосылочностью позна­ния, "предрассудки" которого обнаруживаются лишь благодаря внешней оценке. В этой ситуации альтерна­тивный стандарт также задает не только образы иного мира, но и помогает понять границы и возможности собственной реальности, а последовательное проведе­ние принципа анархизма склоняет к мысли об условно­сти и относительности всякой претензии на окончатель­ную истину. Тезисы эмпиризма о совместимости (con­sistency) теории и, соответственно, об избыточности альтернатив исходя из соображений экономии едва ли приближают человечество к истине. При сравнении двух теорий, по-разному интерпретирующих один и тот же набор фактов, преимущество имеет более старая и известная, но не обязательно лучшая. Согласно бытую­щей точке зрения, заслуженная и авторитетная концеп­ция будет сохранять свой привилегированный статус в науке до тех пор, пока не возникнут противоречащие ей факты, которые, в свою очередь, оправдывают появле­ние альтернативных гипотез. Парадокс эмпиризма за­ключается, однако, в том, что новые факты не могут воз­никнуть без новых идей и альтернативного мировоззре­ния. Эффективность теории обеспечивается за счет су­жения эмпирического материала и игнорирования тех феноменов, которые она не в состоянии объяснить. Жи­вая связь с действительностью постепенно утрачивает­ся, и теория начинает работать лишь на последователь­ное достраивание своей искусственной модели мира, сознательно очищаемой от противоречащих ей фактов и явлений. Будучи усилена структурами государства и об­разования, теория постепенно превращается в форму идеологии, успех и стабильность которой выступают как результат конформизма, но не декларируемой согла­сованности с действительностью. При отсутствии аль­тернатив теория превращается в разновидность мифа, целенаправленно культивируемого своими "священни­ками и нобелевскими лауреатами", и базирующегося скорее на ловком обмане, чем на беспристрастной исти-

не. Прогресс науки нуждается не столько в единстве мнений, сколько в пролиферации самых разнообразных версий и идей. Термин "пролиферация" почерпнут Фейерабендом из биологии, где он обозначает процесс спон­танного, неконтролируемого размножения. Принцип пролиферации конкретизирует эпистемологический анархизм, ориентируя науку на постоянное продуциро­вание конкурирующих друг с другом альтернативных гипотез и теорий. При этом в системе научного знания правомерны любые позиции, какими бы устаревшими и абсурдными они не казались. Идея должна соотносить­ся только с идеей, в силу чего аргументация посредст­вом апелляции к фактам изначально не корректна. При этом ни одна идея не заслуживает того, чтобы быть от­правленной на свалку истории, поскольку ее эвристиче­ский потенциал всегда может быть востребован в кон­тексте возникновения альтернативных теорий и мето­дов. В качестве примеров подобного ренессанса забы­тых идей могут служить пифагорейский гелиоцентризм, китайская медицина, атомизм. История науки неодно­кратно превращала миф в теорию и теорию в миф, в си­лу чего пролиферация, ведущая к конкуренции альтер­нативных концептуальных моделей, оказывается мето­дологически более предпочти тельной, нежели кумулятивистский принцип соответствия. Возвращаясь к тези­су индуктивизма о необходимости соответствия теорий фактам, Фейерабенд указывает на проблематичность этой идеи, реализующейся всегда лишь с известной до­лей приближения и аппроксимации. Говоря о непремен­ном существовании группы фактов, не согласующихся с заданными теоретическими принципами, Фейерабенд обращает внимание на неизбежное присутствие в рам­ках любой теоретической конструкции ad hoc гипотез, призванных обосновать возможную степень количест­венной ошибки или качественное расхождение теории с очевидно наблюдаемыми фактами. Принцип соответст­вия, выступающий как канон научной деятельности, тем самым изначально вступает в противоречие с ее реаль­ной практикой. Гипотезы ad hoc указывают на невоз­можность корректного согласования теории с фактами, при этом, если следовать необходимому в данной ситуа­ции требованию фальсификации, то придется отказать­ся от всех теорий как несостоятельных. Беспристраст­ная и объективная интерпретация фактического матери­ала представляется в целом едва ли возможной. В исто­рии науки не существует "голых фактов", а все данные наблюдения изначально теоретически нагружены. В ми­ровоззрении ученого рационализированные теоретичес­ки установки переплетаются с комплексом неосознавае­мых метафизических и историко-культурных предрас­судков, влияющих не только на идеи, но и на язык на­блюдения, и на сам опыт наблюдения. Невозможность

843

реального разведения чувственного ощущения и его ре­презентации в языке порождает феномен "естественной интерпретации", в рамках которой идеологическая анга­жированность человеческого опыта нивелируется и ис­следователь оперирует фактами как наиболее объектив­ными аргументами. При этом несовместимость факта с теорией подчас может быть обусловлена не столько не­корректностью теории, сколько теоретической испор­ченностью самого факта, его "заидеологизированностью". Реальным выходом из этой ситуации является за­мена одной естественной интерпретации на другую, что предполагает одновременное введение нового языка на­блюдения и, соответственно, нового опыта восприятия. Процесс этот возможен лишь при наличии альтернатив­ной идеи, позволяющей взглянуть на мир под другим уг­лом зрения. Альтернатива при этом выступает не столь­ко в роли серьезного оппонента проповедуемой боль­шинством теории, сколько в функции катализатора вну­тренних противоречий. Формы ее первоначальной ре­презентации могут маскироваться как гипотезы, созда­ющие иллюзию некоторого конформистского синтеза, однако в действительности реализующие уже новую па­радигму исследования. В качестве примера создания по­добной альтернативной версии интерпретации и языка наблюдения Фейерабенд рассматривает конкретные ша­ги и процедуры доказательства Галилеем коперниканской теории. Идеи гелиоцентризма противоречили оче­видным данным наблюдения, свидетельствующим в пользу неподвижности Земли, и аристотелевской кос­мологии, органично увязывавшей все формы природ­ных взаимодействий, в том числе и сенсорный опыт че­ловека, в единую модель движения. Эта модель базиро­валась на естественном доверии к человеческому вос­приятию, поскольку последнее представляло собой адекватное воспроизведение реальной формы видимого объекта. Сущность движения, по Аристотелю, состоит в переходе формы от действующего к испытывающему воздействие, в процессе чего объект приобретает свой­ства взаимодействующего с ним объекта. Тем самым под единое теоретическое обоснование подводились он­тологические и гносеологические характеристики чело­века и Универсума. Первоначальный шаг Галилея в дис­куссии с аристотеликами был продиктован стремлением обосновать возможность иных естественных интерпре­таций за счет указания на относительность человеческо­го восприятия движения и покоя. Обоснование этого принципа идет у него не только через апелляцию к на­блюдаемым фактам их взаимозависимости, но и через отсылку к известным со времен Парменида и Платона логическим парадоксам движения. Теоретическая ин­терпретация, обосновывающая новый язык наблюдения, здесь фигурирует в форме анамнесиса, знакомого, и в

силу этого приемлемого, но забытого знания. Новая ин­терпретация движения при этом вводится как гипотеза ad hoc, указывающая на возможность различного виде­ния движения относительно конкретного и всеобщего, земного и небесного. В свою очередь, оформление но­вой теоретической позиции и языка наблюдения позво­ляет Галилею предлагать и новые методологические приемы, связанные с использованием телескопа для на­блюдения за небесными светилами. Телескоп при этом стал тем фактором, который трансформировал сущест­вовавший сенсорный опыт, покоящийся на абсолютном доверии к данным наблюдения, и утвердил идеологию инструментального познания, обеспечивающего макси­мальный эффект за счет искусственного сужения и пре­образования эмпирической сферы исследования. При­мер с Галилеем показывает, что новая концептуальная модель в совокупности таких ее элементов, как сенсор­ный опыт, язык наблюдения, теоретические обоснова­ния и методологические правила, создается практичес­ки из ничего, в ситуации несомненной убедительности птолемеевской космологии. Своим успехам она обязана пропагандистской ловкости Галилея, умело спекулиро­вавшего как на оригинальном соединении античных ав­торитетов и визуальных парадоксов движения, так и на идеологических лозунгах эпохи, порывавшей со всем средневековым и аристотелевским. Свое подлинное обоснование коперниканская теория получила гораздо позднее, после того, как были созданы соответствую­щие вспомогательные дисциплины типа оптики, физио­логии восприятия и т.п. Однако вес и авторитет в науке она приобрела благодаря Галилею, который, поверив в весьма неубедительную для своего времени идею, сумел по-новому взглянуть на очевидные для всех факты. Про­цесс утверждения коперниканской теории в науке 17 в. тем самым детерминируется не столько приоритетами истины, сколько комплексом совершенно алогичных об­стоятельств (пропаганда, гипотезы ad hoc, апелляции к забытым авторитетам и т.п.). Победа разума оборачива­ется его забвением на определенном временном проме­жутке, и в конечном итоге Птолемей был побежден лишь после того, как был искусственно создан новый тип рациональности. При этом аналогичные ситуации неоднократно воспроизводились в динамике науки, со­провождая практически все значительные теории и от­крытия. На основании анализа галилеевского опыта ар­гументации Фейерабенд делает вывод об отсутствии в истории науки каких-либо четких разграничений между постулируемыми в методологической традиции контек­стами открытия и оправдания (обоснования). Согласно позитивистской философии науки, ситуация открытия новых истин иррациональна и не подлежит возможной теоретической экспликации и унификации, в то время

844

как процесс доказательства и апробации новых идей должен подчиняться существующим научным стандар­там и логике. Спектр аргументации, использованный Галилеем, перечеркивает эту посылку и свидетельству­ет об иррациональности не только научного открытия, но и реальной практики его обоснования. Разведение этих моментов представляется Фейерабенду неправо­мерным и в силу неизбежной зависимости идеи от соот­несенных с ней методологических процедур, сущест­венно корректирующих теоретическую позицию учено­го при переходе от одной эмпирической сферы исследо­вания к другой. Теория и опыт существуют всегда в не­разрывной целостности, где теория полагает определен­ный опыт, а опыт возможен лишь в его непосредствен­ной зависимости от соответствующего теоретического контекста. Апелляция к Галилею помогает Фейерабенду в развенчании еще одной популярной идеи кумулятивистской методологии, связанной с представлением о некоторой "вневременности" истины, ее независимости от проповедующих ее людей и сопутствующих ей исто­рических событий. В рамках такого подхода история на­уки изначально сглаживается, наличие возможной поле­мики между альтернативными точками зрения не при­нимается в расчет, а путь к истине выглядит как после­довательное надстраивание новых идей над старыми. В противовес этой позиции Фейерабенд предлагает рас­сматривать науку, исходя из закона неравномерности ее развития, понимаемого им как конкретизация ленин­ской идеи о неравномерности исторического развития. В научном дискурсе, так же как и в культуре в целом, всегда переплетаются самые разнородные идеи, начиная от уходящих в глубокую древность верований и закан­чивая предвосхищением будущих открытий. Их поле­мика и конфликт подчас создают предпосылки для уси­ления "слабого звена", как было в случае с коперниканством, которое, посредством хорошо организованной пропагандистской кампании, вдруг становится наиболее передовым и правильным. Неожиданность успеха новой теории при проверке оказывается не столь уж случай­ной и внезапной. Ее победа обеспечивается искусной реанимацией идей, как правило, представленных в куль­турном пространстве, однако не воспринимаемых все­рьез на фоне признанных научных стандартов и автори­тетов. Нередкие исторические метаморфозы, воскреша­ющие к жизни признанные когда-либо и кем-либо аб­сурдными версии, убеждают исследователя в правомер­ности еще одной методологической установки, полу­чившей у Фейерабенда название "принцип упорства". Ученый необходимо должен придерживаться принятой позиции, какой бы невероятной и неубедительной она ни казалась. В конечном итоге дозволено все, и победа определенной альтернативы выступает как результат в

большей степени настойчивости и мастерства ее адеп­тов, но не желаемого успеха в объяснении и предсказа­нии фактов. Полемизируя с Лакатосом по поводу право­мерности серьезного отношения к научным стандартом, Фейерабенд опять возвращается к идеям эпистемологи­ческого анархизма и дадаизма, считая, что пролифера­ция стандартов и мнений всегда работает в пользу про­гресса и гуманизма. При этом дадаист отличается изна­чальным снисходительно-ироничным отношением к любым всеобщим правилам, в особенности тем, кото­рые возлагают на себя миссию высшей инстанции в оп­ределении истины. Дадаист защищает всегда позицию слабого, находящегося в оппозиции, будучи готов кри­тиковать даже собственную программу, если она вдруг станет доминирующей идеологией научного дискурса. Его позиция напоминает поведение "двойного агента", работающего на разные стороны, поскольку основным своим кредо он считает беспредпосылочность и вред­ность идеологического закрепления унифицированных авторитетов "Истины", "Долга", "Справедливости" и т.п. Вместе с тем критическое отношение к общеприз­нанному знанию дадаиста существенно отличается от попперовского принципа фальсификационизма. В соот­ветствии с последним теория должна быть отброшена, если она не в состоянии справиться с возникшей про­блемой и вынуждена прибегать к искусственным улов­кам типа ad hoc гипотезы. При этом проблема появляет­ся в ситуации нарушения ожидаемых фактов, вытекаю­щих из существующих теоретических интерпретаций. Несоответствие теории и фактов заставляет исследова­телей создавать новую теорию для решения уже очер­ченной в прежней концептуальной матрице задачи, од­новременно воспроизводя в своем содержании те теоре­тические идеи и правила, которые хорошо зарекомендо­вали себя в прошлом. Новая теория в равной степени должна быть подвергнута критике, и если она ее выдер­живает, то может претендовать на статус адекватного знания, в обратном случае процесс начинает воспроиз­водиться по-новому. Критический рационализм Поппера тем самым основывается на возможности интеграции старых теорий в новые, поскольку и те, и другие ориен­тированы на описание примерно одной и той же группы фактов, но отличаются объемом эксплицируемого эмпи­рического материала. Новая теория оказывается более прогрессивной, поскольку включает в свое содержание большее количество анализируемых фрагментов дейст­вительности. Сохраняя в своем контексте "истинные" идеи и факты предыдущих знаний, теории оказываются взаимно соизмеримыми, что и обеспечивает возмож­ность их беспристрастной оценки и критики. Полемика с Поппером строится Фейерабендом на основании кон­траргумента о несоизмеримости теорий. Каждая из них

845

базируется не только на различных идеях, но и на собст­венном фактическом материале, языке наблюдения и опыте восприятия. Новая теория, как правило, просто отбрасывает старые проблемы как несущественные или псевдонаучные, конкретизируя себя в изначально иных направлениях исследования. Игравшие существенную роль рассуждения прошлых эпох о характеристиках опоры, на которой покоится Земля, о весе флогистона и свойствах эфира, об абсолютной скорости Земли и т.п., в последующей истории науки вызывают не более, чем усмешку. При этом сам ход попперовского рассуждения о проблеме, свидетельствующей о несоответствии тео­рии и факта, что предваряет необходимость возникнове­ния новых версий интерпретации, кажется Фейерабенду несколько натянутым. Факты изначально предзаданы соответствующим теоретическим контекстом, и проти­воречие здесь едва ли возникнет, поскольку замечается лишь то, что работает на нужный научный стандарт. Од­новременно, реальная логика науки идет не столько че­рез расширение эмпирической сферы исследование, сколько через ее сужение. Галилей, в отличие от Арис­тотеля, не претендовал на объяснение всех форм изме­нений, но обращался лишь к анализу механических дви­жений. И наконец, требование отбрасывать теорию в случае ее успешной критики как неадекватно объясняю­щей всю известную область фактического материала, приведет к необходимости отказа от всех существую­щих научных моделей, поскольку ни одна из них не мо­жет претендовать на согласование со всеми фактами. Тезис о несоизмеримости теорий подкрепляется Фейерабендом неожиданными реминисценциями в исследо­вательские традиции антропологии, философии мифа и языкознания. Специально обращаясь к анализу архаиче­ского типа мышления, на примерах древнегреческого эпоса и керамической живописи он показывает сущест­вование здесь изначально иной идеологии, вмещающей в себя как необходимые теоретические обоснования, так и соответствующий им визуальный опыт видения и вос­производства мира. Будучи связан с магической практи­кой, с комплексом обязательных табу, защищающих его от внешних оценок и критики, миф фактически пред­ставляет такую же содержательно согласованную и иде­ологически пропагандируемую конструкцию, что и со­временная наука. Основное отличие между ними лишь в сфере толерантности к другим формам культурного творчества. Отталкиваясь от идеи аддитивного устройст­ва космоса и человеческого бытия, миф оказывается бо­лее терпимым по отношению к альтернативным верова­ниям, чем современная наука. Тем самым претензии со­временной науки на исключительные привилегии в об­щественной жизни оказываются более чем сомнитель­ными. По своим характеристикам она выступает мифом

20 в., однако отличается гораздо большей агрессивнос­тью в отношении иных форм культурного творчества, нежели любая идеологема прошлого. Пафос научного убеждения соединен сегодня с силой государства, обес­печивающего обильное финансирование научных разра­боток, что неизбежно ущемляет интересы альтернатив­ных способов освоения действительности. При этом, выступая основой государственной политики образова­ния, наука изначально закрепляет нужный ей способ мировосприятия, формируя снисходительное отноше­ние к несовпадающим с ее стандартами моделям мира. Подобные привилегии научного дискурса должны быть, по мнению Фейерабенда, отменены как не согласующи­еся с принципами демократии и гуманизма. Наука долж­на быть отделена от государства, так же как отделены от него церковь, миф, искусство, народная медицина и т.п. Предваряя возможные возражения об особой полезнос­ти науки для развития техники и производства, Фейерабенд указывает на возможное существование аналогич­ных проекций в рамках иных форм культуры, не реали­зовавших пока еще свой потенциал должным образом. При этом сам факт отделения науки от государства сов­сем не обязательно предполагает гибель науки, посколь­ку, с его точки зрения, всегда найдутся чудаки, готовые заниматься научными изысканиями не ради денег, но ра­ди высоких идеалов истины. Реализация данного требо­вания создаст лишь одинаковые условия для "честной игры", в рамках которой каждый сможет найти свою особую нишу существования и выбрать собственный стиль жизни и мышления. Работа Фейерабенда стала за­метным скандалом в постпозитивистской философии и методологии науки, что в какой-то мере оправдало воз­лагаемые на нее надежды автора. Сочинение изначально было ориентировано на некий эпатаж общественного мнения, обеспечивающий шумный успех и заставляю­щий прислушиваться к высказанной позиции. Вызвав нарекания со стороны практически всех известных представителей современной философии науки, обви­нявших Фейерабенда в релятивизме и утопизме его эпи­стемологического анархизма, работа, тем не менее, ока­зала существенное влияние на оформление теоретичес­ких позиций целого ряда лидеров постмодернистского дискурса (Рорти, Ф.Джеймисона и др.).

Е.В. Хомич





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 151 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.