Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Открытое общество — понятие, введенное в оборот Бергсоном (два источника морали и религии, 1932




ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО — понятие, введенное в оборот Бергсоном ("Два источника морали и религии", 1932); активно использовалось Поппером в книге "От­крытое общество и его враги" для преодоления методо­логических установок "историцизма" как (по его мне­нию) адекватного теоретического обоснования ценнос­тей тоталитаризма. Поппер рассматривал "историцизм" как средство защиты "закрытого" общества. "Закры­тым", по Попперу, выступает общество, организованное на основе авторитарно установленных неизменных норм. В противовес ему, О.О. основано, по убеждению Поппера, на высоком и зрелом критическом потенциале человеческого разума, стимулирующем инакомыслие и интеллектуальную свободу как индивидов, так и соци­альных групп, направленную на непрерывное реформи­рование общества в целях разрешения встающих перед ним проблем. "Я не во всем и не всегда против насиль­ственной революции, — писал Поппер во втором томе вышеуказанного сочинения, — вместе с христианскими мыслителями средневековья и Возрождения я готов оп­равдать тираноубийство, когда насильственный перево­рот не имеет альтернативы. Однако думаю, что любая революция имеет смысл, если имеет целью восстанов­ление демократии, но не в расхожем смысле ("правле­ние народа", или "власть большинства"), а тогда, когда социальные институты (особенно всеобщие выборы,

право народа сместить правительство) реализуют обще­ственный контроль за деятельностью управленческих структур и ненасильственные реформы". По мысли Поппера, О.О. суть такое общество, в устройстве кото­рого присутствует в качестве неотъемлемой процедура перманентного пересмотра доминирующих обществен­ных проектов и устранение от власти тех, кто с ними неразрывно связан. Концепция О.О. выступила свое­обычным приложением философии познания Поппера к социальным, экономическим и политическим пробле­мам. Так как ничего нельзя знать наверняка, а можно лишь высказывать предположения, которые, в свою оче­редь, могут оказаться ошибочными, то процесс пересмо­тра ошибочных предположений и составляет суть разви­тия знания. Поэтому, согласно Попперу, главным в этом процессе является гарантия возможной фальсификации (опровержения теории), которой не помешают ни догма, ни внутренние интересы научного сообщества. Демокра­тия понималась Поппером как возможность смены пра­вительства без применения насилия: "...В своей книге Открытое общество и его враги я предложил рассмат­ривать в качестве основной проблемы рациональной политической теории совершенно иной вопрос. В отли­чие от старого, новый вопрос можно сформулировать так: как должно быть устроено государство, чтобы от дурных правителей можно было избавиться без крово­пролития, без насилия?". Интерпретируя понятие и принцип демократии, лежащей в основании О.О., Поп­пер отмечал следующее: 1). Демократию в принципе недопустимо характеризовать как правление большин­ства, даже в контексте важности института всеобщих выборов. Действия властей должны быть реально огра­ничены правом народа сместить их без кровопролития. Следовательно, если власть предержащие не обеспечи­вают эффективности социальных институтов, гаранти­рующих меньшинству право инициировать адекватные реформы, такой режим определенно может квалифици­роваться как тирания и диктатура. 2). Демократическая конституция, следовательно, изначально исключает лишь единственный тип изменений в наличной сово­купности законов — трансформации, подвергающие опасности саму демократию. 3). Демократия, в целом призванная поддерживать меньшинство, не распрост­раняется, по мнению Поппера, в первую очередь на тех людей, кто попирая закон, подстрекает других к насиль­ственному ниспровержению демократии. 4). Политиче­ская линия на всестороннее развитие охраняющих де­мократию общественных институтов не должна абстра­гироваться от реальной и универсальной тенденции на­личия скрытых антидемократических интенций во вла­стных структурах и массе индивидов. 5). Падение демо­кратии не имеет сопоставимой социальной цены — это

760

исчезновение всех прав. Даже при условии сохранения экономического роста социальное повиновение произ­волу властей становится императивом. 6). Стрессовый эффект насильственных перемен для каждой цивилиза­ции практически всегда реанимирует антидемократиче­ские тенденции. Поппер впоследствии выделил глав­ные характеристики О.О.: отказ от любых притязаний кого бы то ни было на владение абсолютной истиной; законность свободных обсуждений любых социальных проблем вкупе с традицией того, чтобы результаты пуб­личных дискуссий оказывали влияние на политику; на­личие институтов, содействующих свободе тех, "кто не ищет выгоды". О.О., согласно Попперу, — и реаль­ность, и некий идеал. Демократия, по Попперу, когда она есть, указывает путь в реальное О.О. По мнению Поппера, только в условиях демократии и О.О. сущест­вует реальная возможность уйти от многих бед. С точ­ки зрения Поппера, "если мы насильственно разрушим социальный порядок, мы будем ответственны не только за бесчисленные жертвы, но создадим ситуацию, при которой несправедливость и репрессии станут нор­мой... К сожалению, государство — неизбежное зло, ко­торое нельзя упразднить... Нет ничего проще, чем унич­тожить человечество, — достаточно развязать насилие. Куда сложнее возделывать рациональное общество, конфликты которого разрешаются по большей мере ра­зумным путем". Чувство социальной ответственности и любовь к свободе — наследие, которое, согласно Поп­перу, мы "обязаны сохранить живым". Проблема неод­нозначности перспектив трансформации ценностей и идеалов О.О. в иные культурные системы освещалась в ряде исследований. Так, очерк Дж.Горера (Gorer) "Культурное сообщество и культурное многообразие", опубликованный в сборнике "Опасность равенства" ("The Danger of Equality". London, 1966), был посвящен демонстрации тезиса о том, что четыре базовые свобо­ды, введенные в круг главных ценностей О.О. и устоев демократии и либерализма, — свобода слова, свобода религии, свобода от страха и свобода от нужды — не имеют пространства адекватных интерпретаций ни в одном языке, кроме английского. Согласно Гореру, ни в одном другом языке нет слова, однозначно соответству­ющего англоязычному понятию "freedom", ибо послед­нее совмещает в себе два значения: "подлежать защите от" и "не иметь препятствий для". (Ср. у Фромма: "сво­бода от" и "свобода для".) Во второй половине 20 в. беспрецедентные усилия в сфере проблематизации, пропаганды и глобального осуществления О.О. пред­принял Дж.Сорос. Созданный им "Институт Открытого Общества" внес свой вклад в преобразование постком­мунистических стран в совокупность О.О. В книге "Кризис мирового капитализма" (1998) Дж.Сорос отме-

чает, что хотел бы найти новое понятие "О.О.", содер­жащее не только "рыночные", но и "социальные" цен­ности. (См. также Бергсон, Поппер.)

И.В. Сидорская





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 157 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.