Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ОРИГЕН (ок. 185—254) — христианский теолог, философ, ученый, представитель ранней патристики.




ОРИГЕН (ок. 185—254) — христианский теолог, философ, ученый, представитель ранней патристики. Один из восточных Отцов Церкви. Основатель библей­ской филологии. Автор термина "богочеловек". Учился в Александрийском христианском училище Климента Александрийского. После бегства Климента преподавал в училище (с 203) философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. Возглав­лял училище (217—232). Рукоположен ок. 230 еписко­пами Александром Иерусалимским и Феоктистом Кесарийским. Немедленно отлучен от Александрийской церкви Собором, созванным епископом Александрии Деметрием (на основании того, что в юности О. осуще­ствил самооскопление). В 231 рукоположение О. было аннулировано следующим Собором. Позже О. основы­вает школу в Кесарии (Палестина) при поддержке мест­ного епископа. Умер после пыток и пребывания в за­ключении (250—252) во время очередного гонения хри­стиан. Основные труды: "Трактат о началах" (220— 225), "Против Цельса", "Трактат о демонах" и др. (Все­го перечень работ О. насчитывает ок. 2000 "книг" в ан­тичном смысле слова — комментариев, гомилий, схо­лий, фрагментов и пр.). Восприняв ряд системных идей из учения Платона (бессмертие и пресуществование душ, "не-тварный" Бог, постижение Бога через созерца­ние), О. использовал подходы аристотелевской диалек­тики, а также — применительно к исследованию психо­логических проблем — вокабуляр стоицизма. При этом О. счел необходимым отказаться от ряда существенных тезисов ортодоксального платонизма (в частности, тео­рии идей и диалектики). Критиковал Платона за осуще­ствленное им описание армии богов и демонов в диало­ге "Федр", полагая, что оно было внушено ему "самим диаволом". Запрещал своим ученикам чтение трудов ки­ников, эпикурейцев и скептиков, опасаясь, "чтобы их душа не загрязнилась от слушания речей, которые, вме­сто того чтобы приводить их к благочестию, являются противоположными божественному культу". Считая се­бя толкователем Священного Писания, О. посвятил свою деятельность раскрытию аллегорического "изме­рения" текстов Библии. О. подчеркивал, что "если тща­тельно изучить Евангелие во многих отношениях, рас-

сматривая его с точки зрения противоречии, связанных с историческим значением слова... то охватывает голо­вокружение и после этого или перестанешь выступать за истинность Евангелий и вычитывать из них то, чему привержен, так как не осмеливаешься полностью отка­заться от веры в Господа, или признаешь четыре Еванге­лия и связываешь их истинность не с телесными знака­ми". Не хотеть подняться над буквой, а показывать себя ненасытным в ее отношении, по идее О., есть признак жизни во лжи. Поскольку, утверждал О., Бог является автором Священного Писания как такового, постольку ничто в этом тексте не выступает не имеющим сакраль­ного значения. (Ср. Иисус Христос о Законе: "доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все".) Все слово Божие, но версии О., — тайна: "Дело в том, что образа­ми притчей являются все вещи, которые записаны и от­ражают определенные тайны, являются отражением бо­жественных вещей. Относительно этого — во всей церкви одно мнение, что весь Закон духовен". О. высту­пил автором примечаний и комментариев ко всем кни­гам Ветхого и Нового Заветов, делая особый акцент на проблеме провиденциализма. О. рекомендовал учени­кам изучать самые разнообразные поэтические и фило­софские сочинения, написанные как греками, так и вар­варами, за исключением "произведений атеистов и тех, кто отрицал Провидение". По мысли О., путь к пости­жению смысла Священного Писания ("совершенного и гармоничного средства выражения Бога", "единого со­вершенного тела Слова") изоморфен познанию как тако­вому. Познание же заложено в самой душе человеческой как одно из ее устремлений: "Как только душу поразила огненная стрела знания, она уже не может предаться праздности и успокоиться, но будет всегда стремиться от хорошего к лучшему и от него вновь к более высоко­му". Предмет людского познания, с точки зрения О., бесконечен (у О. человек, познавая, "находит все более глубокое и тем неизъяснимее и непонятнее оно для не­го") и организован в соответствии с тем, что человек со­прикасается с видимым материальным миром и лишь на этом фундаменте способен постигать мир невидимый: "Бог создал две природы — видимую природу, т.е. теле­сную, и невидимую, каковая является бестелесной... Од­но было создано в собственном смысле и ради себя, а другое лишь сопутствует и было создано ради другого". Истинное, согласно О., суть небесное и оно — цель по­знания: "...если кто-то дарит нам какой-то веществен­ный предмет, то мы не говорим, что он подарил нам и тень предмета, потому что вещь он нам подарил, не имея намерения подарить предмет и тень. При передаче же предмета одновременно происходит и сопередача те­ни". "Посюсторонняя", конкретная вещь, по версии О.,

744

имеет определенное подобие соответствующей вещи небесной, да и всему "потустороннему" миру: "может быть... она является не просто образом какой-то небес­ной вещи, а Царства Небесного целиком". Тяга к позна­нию, по мнению О., — основа для овладения христиан­ским учением, при этом предпочтительнее ученики, раз­деляющие истины веры после их "разумного и мудрого" исследования, а не те, юга усваивает их "простой верой". (О. ссылается на апостола Павла, сказавшего: "...ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудро­сти Божией, то благоугодно было Богу юродством про­поведи спасти верующих".) О. ставил целью опроверг­нуть мысль, согласно которой христианство отрицатель­но относится к образованным людям: "...кто держится такого мнения, тот пусть обратит свое внимание на то, что Апостол /Павел. — А.Г./... укоряет простых людей, которые отвергают созерцание духовных, невидимых и вечных истин и занимаются только чувственными веща­ми и на них сосредоточивают все свое помышление и стремление". Только образованные люди, по убеждению О., способны рассуждать о "тех высочайших важней­ших вопросах, которые в каждом отдельном случае сви­детельствуют и обнаруживают существование философ­ского обсуждения их у пророков Божиих и Апостолов Иисуса", только они "в состоянии проникать в смысл образов и прикровенных мест в законе, у пророков и в Евангелиях". Квинтэссенцией христианского образова­ния О. полагал, чтобы "юноши, после предварительной подготовки, полученной ими от занятия общеобразова­тельными науками и философией, могли достигнуть славного и возвышенного состояния велеречия христи­анского, недоступного для большинства народной мас­сы". Как учил О., "...Слово, стоящее перед учениками, призывает слушателей поднять очи к нолям Писаний и к полю, где в каждом отдельном существе присутствует Слово, чтобы они увидели белизну и сияющий блеск света истины, присутствующий везде". Главное фило­софское сочинение О. — "Трактат о началах" — вклю­чает четыре книги, посвященные Богу, миру, человече­ству и Священному Писанию. О. подчеркивал, что учит о Боге "только то, что составляет "непреложную" исти­ну, — то, что может понять даже простой человек, хотя и не так ясно и вразумительно, как это могут делать только немногие, старающиеся более глубоко понять тайны веры". Записавшие Евангелие, согласно мнению О., скрыли объяснение соответствующих притч, ибо от­кровение, данное о них, превосходило природу и свой­ство букв, а толкование и прояснение этих притч таково, что "весь мир не смог бы вместить книг, которые нужно написать об этих притчах". Бог-Отец, действующее про­видение (см. Провиденциализм), согласно О., "неизме­рим и непостижим", принципиально нематериален и аб-

солютно един. (По мысли О., "...следует толковать "сердце Божие" как силу Его разума и Его силы в управ­лении вселенной, а его Слово как выражение того, что присутствует в этом сердце".) Бог-Отец как Основа Бы­тия или "Первый Бог" может быть познан только Бо­гом-Сыном (Логосом), а также Святым Духом, вечно по­рождаемыми Первым Богом. Бог-Отец, по О., открыва­ет себя через Бога-Сына суть вечно сущего Слова Бога, совечного Отцу. Бог-Сын (у О. не столько избавитель, сколько образец) — Иисус Христос — воплощается так­же в Моисее и пророках, и — в некоторой мере — в "ве­ликих мужах" античной Греции. Святой Дух, по мне­нию О., также совечный Отцу и Сыну, вдохновляет Пи­сания. Последние — ибо каждая буква в них боговдохновенна — суть ключ к пониманию загадок жизни. Бог у О. "создал Писание как тело, душу и дух — как тело для тех, кто был до нас, как душу для нас, но как дух для тех, кто "в будущем унаследует жизнь вечную" и дойдет до вещей небесных". С точки зрения О., "Сын, будучи менее Отца, стоит выше только разумных созданий (ибо Он — второй после Отца), а Святой Дух — еще меньше и живет только в душах святых". О. отрицал мнение, до­статочно распространенное во 2—3 вв., согласно кото­рому Бог Ветхого Завета, будучи справедлив, но не благ, не идентичен Богу — Отцу Иисуса, несправедливому, но благому. Святой Дух же, по мысли О., до боговоплощения доступный лишь пророкам, ныне и во веки веков будет дан всем верующим во Христа. Неоднократно ис­пользуя понятие "свободной воли", О. полагал ее прису­щей не только всем "разумным тварям", но даже (до не­которой степени) и природному порядку. Все, имеющие свободную волю, ответственны перед Богом: именно Божественная максима о праведной жизни и доказывает, согласно О., возможность выбора между добром и злом. (Зло, по О., — нежелательное следствие доброго наме­рения.) Все мироздание, по мнению О., со временем восстановит первоначальное единство со всем сотво­ренным, поколебленное "грехопадением". Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (см. Апокатастасис). О. отвергал просветительский потен­циал буквального истолкования сакральных христиан­ских текстов: подлинная их интерпретация, по О., пред­полагает наличие разных смысловых уровней ("теле­сного" — буквального, "душевного" — морального, "духовного" — философско-мистического) для различ­ных категорий верующих и посвященных. (С точки зре­ния О., "идти по следам стад" — означает последовать учению тех, кто сам остался грешником и не смог найти снадобья для излечения грешников. Кто пойдет за этими "козлищами" (грешниками), тот будет бродить "у кущей пастырских", т.е. будет стремиться ко все новым фило­софским школам. Вдумайся поглубже, сколь ужасно то,

745

что скрывается за этим образом".) Посвященные же, со­гласно О., и осуществляют Божий промысел по просве­щению людей и эволюции мира: "Люди Божий есть "соль", которая держит мирские взаимосвязи на земле, и вещи земные сохранятся в совокупности, пока "соль" не изменится". О. полагал оправданным наличие "тайной" христианской традиции, сопряженной с задачей "сохра­нения учения от болтовни и насмешек не понимающих христианских таинств". (Ср. "водораздел" у Филона Александрийского: ученики, которые, "обучаясь и пре­успевая в учении, достигают совершенства", и более из­бранная категория — "удалившихся от поучений и став­ших одаренными учениками Бога"; согласно Филону Александрийскому, "дается как явное изложение для многих, так и как прикровенное для немногих, которые изучают пути души, а не формы тел".) Как отмечал О. по поводу христианского мировоззрения, "если наряду с общедоступным учением и есть в нем нечто такое, что не сообщается многим, то это составляет особенность не только учения христиан, но и учения философов; у этих последних точно так же были некоторые всем до­ступные учения и учения сокровенные". Люди-подвиж­ники, приобщаемые к подлинным глубинам Учения, со­гласно О., должны отвечать определенным социальным и нравственным характеристикам: "...к таинствам и к участию в мудрости тайной, сокровенной, которую предназначил Бог прежде веков к славе (1 Кор. 2:7) сво­их праведников, мы не призываем ни негодяев, ни во­ров, ни разрушителей стен, ни осквернителей могил, во­обще никого из подобных людей... Мы призываем всех этих людей только к исцелению". Иисус, по мысли О., "готовит своим больным не отвары из трав, а лекарства из тайн, заключающихся в словах. Если видеть эти ле­карства Слова, рассеянными как дикие растения, и не знать силу каждого высказывания, ты пройдешь мимо них, как мимо бесплодной травы, потому что не най­дешь там того, что обычно присуще красивому языку". Эдиктом императора Юстиниана (543) О. был объявлен еретиком. Учение О., явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последую­щих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Назианского, Григория Нисского, Василия Великого и др. Из­бранные произведения О. издавались во Франции (де ла Ру) в 1733—1759 (в 4 томах) и в Германии (Ломматцш) в 1831—1848 (в 25 томах).

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 168 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.