Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ПАСКАЛЬ (Pascal) Блес (1623—1662) — француз­ский философ-мистик и математик, основоположник те­ории вероятностей.




ПАСКАЛЬ (Pascal) Блес (1623—1662) — француз­ский философ-мистик и математик, основоположник те­ории вероятностей. Основные сочинения: "Мысли" (1669), "Провинциалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному другу" (1656, выдержали свыше 60 изданий), "Об искусстве убеждать" (1655—1657), "Молитва к Богу об обращении

765

во благо болезней" (1659) и др. Драматичный жизнен­ный путь П. неразрывно связан с его становлением в ка­честве религиозного философа. "Первое обращение" П., временно прервавшее его чрезвычайно плодотворную научную деятельность, произошло на почве увлечения янсенизмом, после чего он, однако, вернулся к занятиям наукой. Краткий период светской жизни П., внешне бла­гополучный, сопровождался мучительными раздумьями о собственном существовании. Несчастный случай по­служил толчком ко "второму обращению" П.: он пере­жил необыкновенный опыт "боговдохновения", под влиянием которого П. набросал небольшой текст рели­гиозно-экстатического содержания, в котором отрекся от мира и полностью "посвятил" себя Богу. После этого П. поселился в янсенистской общине Пор-Рояля и стал вести уединенный, аскетический образ жизни. Принял участие в борьбе янсенистов с иезуитами, написав зна­менитые "Письма к провинциалу" (названные впослед­ствии так с легкой руки Вольтера). К концу жизни до­стиг крайней степени самоотречения. Молитва, религи­озные размышления, совершенно подорванное здоровье и вспышки самоистязания составляют последний пери­од жизни П., в который и писалась задуманная, но так и не оконченная "Антология христианской религии". По­сле его смерти нашли лишь отдельные отрывки, вошед­шие в историю как "Мысли" П. Рассмотрение П. вопро­сов гносеологии и философской антропологии обосно­вывает его обращение к религиозной проблематике. Ис­ключительная роль П. в истории философии определя­ется тем, что в эпоху механистического рационализма он первый — предвосхищая иррационалистическую традицию в философии — решительно ограничил сфе­ру применимости научного познания, выделив наравне с ним познание непосредственное (постепенности рас­суждения противопоставлялась моментальность про­никновения). Если первый род познания, согласно П., осуществляется разумом (доказывающим), то второй — сердцем (чувствующим). С другой стороны, ограничен­ность разума проистекает, согласно П., из онтологичес­кого статуса человека в мире. Все способности и свой­ства человека определены тем, что он занимает середин­ное положение меж двух бесконечностей (в большом и в малом). Разум не может обеспечить человеку устойчи­вость и уверенность, ибо, как пишет П., ничто не спо­собно "укрепить конечное между двумя бесконечностя­ми". Осмысление неспособности человека к всеобъем­лющему познанию в силу конечности и неоднородности его природы приводит П. к отказу от "самонадеянных исследований" в пользу "безмолвного созерцания". По мнению П., зачеркивать разум так же неприемлемо, как и признавать только разум. Человек, по П., — лишь тро­стник, слабейшее из творений природы, но "тростник

мыслящий". Величие человека, говорит П., в том и за­ключается, что он сознает свое ничтожество. Отвлечен­ные науки оказываются не только бессильны в своих притязаниях на познание мира, но мешают человеку по­нять его собственное место в мире, задуматься, "что это такое — быть человеком". П. видит обязанность челове­ка в том, чтобы сосредоточить мышление на себе самом, своем создателе и своем конце, однако вместо этого че­ловек предпочитает развлечение, которое П. усматривал во всех внешних заботах и занятиях (в том числе и ис­кусством). Развлечение, эта "бедственная особенность" человеческого существования, коренящаяся "в изна­чальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и ничтожности человека", отвлекает его от чувства тоски, тревоги, отчаяния и горечи своего бытия, не дает ему задуматься о своей судьбе. Ужасающая про­тиворечивость человеческой природы делает человека "непостижимым чудовищем". Он оказывается парадок­сом для самого себя. "Мы жаждем истины, — пишет П., — а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем сча­стья, а находим лишь горечи и смерть". По глубокому убеждению П., человек, осознавший трагизм своего по­ложения, может найти выход только в христианской ве­ре. При этом разум (размышление) играет лишь второ­степенную ролы он только доходит до веры, но не при­водит к ней. По отношению к вере разум сознает, что есть вещи, превышающие его понимание. Вся суть ве­ры, по П., в том, что Бог постигается сердцем, а не разу­мом. Будучи "даром Божьим", вера предполагает полное самоуничтожение человека, находящегося одновремен­но в состоянии радости и страха. Истинность христиан­ской религии, доказываемая, согласно П., пророчества­ми и чудесами, претворяется в том, что она обязует лю­бить Бога, а также в том, что лишь эта религия объясня­ет противоречие между величием и ничтожеством чело­века, ибо он способен познать себя только с помощью тайны преемственности греха — здесь, как говорит П., завязан узел нашего существования. Истинное обраще­ние заключается, по мнению П., в осознании непреодо­лимой противоположности между нами и Богом: чело­век может постичь Бога и самого себя только через по­средника — Иисуса Христа, в котором и концентрирует­ся спасительная сила веры. Главной темой философских размышлений П. был человек. В своем стремлении оп­ределить сущность человеческой природы П. показал себя не только тонким психологом и моралистом, но и талантливым писателем, способным придать своим на­блюдениям над жизнью и людьми как художественную выразительность, так и философскую глубину. Едино­душное преклонение перед П.-ученым всегда сопровож­далось очень противоречивым отношением к П.-фило­софу. В нем видели мизантропа, замаскированного атеи-

766

ста, психически больного человека. Мировоззрение П. подвергалось критике с самых разных сторон, и прежде всего французскими просветителями, выступившими в защиту человеческой природы. Вместе с тем экзистен­циалисты нашли в П. своего духовного предтечу (наря­ду с Кьеркегором) на основании того, что основные те­мы экзистенциализма (человеческое существование как исходный пункт философствования, заброшенность че­ловека в мире, тоска, отчаяние, тревога как сущностные определения человека, смерть как ключевая категория человеческого существования) представлены в филосо­фии П.

Т.В. Щитцова





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 168 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.