Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ОРТЕГА-и-ГАССЕТ (Ortega у Gasset) Xoce (1883— 1955) — испанский философ.




ОРТЕГА-и-ГАССЕТ (Ortega у Gasset) Xoce (1883— 1955) — испанский философ. Докторская диссертация О. (1904) — "Ужасы тысячного года" (об исторических условиях и хилиастических умонастроениях во Фран-

ции эпохи раннего средневековья). Профессор Высшей педагогической школы в Мадриде (с 1908). Преподавал курс метафизики в Мадридском университете, возглав­ляя одноименную кафедру факультета философии и языка (1910—1936). Основатель (1923) журнала и изда­тельства "Revista de Occidente". Основатель (1948) Ин­ститута гуманитарных наук в Мадриде. Творчество О. оказало существенное воздействие на испанскую и ми­ровую философию и культуру. Не являясь философом-систематиком, ориентируясь на заочный диалог в сокра­тическом стиле с классиками предшествующей фило­софской традиции (Галилей, Лейбниц, Кант, Гегель и др.), О. стремился в первую очередь конструктивно пре­одолеть постулаты рационализма Декарта, в соответст­вии с которыми, по О., человек в главной своей ипоста­си, — человек "познающий", а не человек "живущий". (Наука, согласно О., выступала "общественной догмой", не способной при этом высказать что-либо вразумитель­ное "о великих переменах в судьбах человечества".) О. акцентировал собственное неприятие тезисов учения Декарта, в соответствии с которыми деятельность чело­века разграничивалась на духовную и психофизичес­кую. (Схема Декарта о независимости самосознающего человека вкупе с необходимостью разработки нового философского метода, который, по Декарту, требовал "ума, способного легко отрешаться от услуг внешних чувств", принадлежащих телу, результировалась в про­тивопоставлении двух субстанций бытия человека — мыслящей и протяженной. Таким образом, человек у Декарта выступал в двух мыслимых "вещных" ипоста­сях: мыслящей, но не протяженной, либо протяженной, но не мыслящей.) То, что для Декарта в конечном счете являлось изощренной игрой воображения, для общест­венной практики 20 в. выступило как реальность: чело­век в контексте определенных целенаправленных транс­формаций культуры превращался в вещь, в компонент соответствующей системы отношений мира, а содержа­ние его связей с природной и социальной действитель­ностью редуцировалось к получению подлежащего калькуляции практического результата. По мнению О., культура есть не только особый живой организм, но так­же и совокупность устремлений самих людей. "Верова­ния", "идеи, которыми мы являемся", по мысли О., суть неотъемлемая "конститутивная потребность каждой че­ловеческой жизни, какова бы она ни была". Полагая главной угрозой для культуры 20 в. утрату человечнос­ти как таковой, О. акцентировал внимание на утрате со­временным человеком "ощущения трагизма", на его па­губной самоуспокоенности. Последняя, по О., "способ­ствует тому, что человек перестает воссоздавать в себе те человеческие начала, которые являются основой его истинно человеческой структуры, и для человечества

746

становятся возможны "движения назад", гораздо более основательные, чем все известные до сих пор, вплоть до полного исчезновения человека, полной потери челове­ком самого себя и его возвращения на лестницу живот­ного царства". Роковая для 20 в. интенция европейского интеллектуализма об управляемости человеком и людь­ми, о допустимости внешней заданности их бытия ста­ла фокусом неприятия для О. О. в числе первых осо­знал, что Европа вступает в новый период историческо­го развития, аналогичный двухвековому Возрождению: "мы покидаем одно время, чтобы вступить в другое". По мысли О., современная ему Европа родилась именно в тот момент, когда Сократ открыл Разум. Сопряженным с этой же проблемой выступило и неприемлемое для О. допущение Декарта о неравноправии, "разносортности" миров искусственных, условных, идеально создавае­мых — продуктов мышления человека, с одной сторо­ны, и предметно-реального мира, с другой. Последний, таким образом, являл собой всего лишь объект для при­ложения творческих преобразующих потенций рафини­рованного разума и соответствующих философских си­стем. Поэтому спонтанные феномены бытия человека, согласно О., особенно значимы в качестве предмета фи­лософского исследованния. Именно личностные струк­туры сознания и существования индивида интересовали О. в первую очередь. О. отвергает продуктивность вве­дения в традицию классического философского рацио­нализма категории "чистый разум" с приданием ему статуса всеобъемлющего теоретико-познавательного средства. Сфера иррационального как в общественной, так и в индивидуальной жизни людей остается, по мне­нию О., вне возможностей освоения рационалистичес­ким разумом, стремящимся постигать область человече­ского бытия по калькам объяснения природных феноме­нов. Как отмечал О., "чудесные успехи естественных наук по познанию вещей находятся в резком противоре­чии с их бессилием перед собственно человеческим. Че­ловеческое ускользает от физико-математического разу­ма... Физический разум не способен сказать о человеке ничего определенного. Прекрасно! Но это означает лишь то, что мы должны со всей решимостью отказать­ся от изучения человека с помощью физических и есте­ственнонаучных методов. Вместо этого рассмотрим че­ловека в его спонтанности, таким, каким он нам видит­ся, каким выходит нам навстречу. Иными словами, крах физического разума открывает путь жизненному и исто­рическому разуму". По убеждению О. (сходному с под­ходами экзистенциально-феноменологической филосо­фии), человек создает жизнь ежеминутно, "здесь и сей­час", в процессе этого самотворения он перманентно на­ходится в положении выбора. Человек по истинной при­роде своей суть усилие явиться собственным проектом

— тем, чего еще нет. По О., "жизнь — это проект или программа существования" ("Размышления о технике", 1939). Бытие индивида не данность, а возможность. Именно в таком контексте О. и предлагает собственную теорию "перспективизма". Развивая главный тезис по­следнего (любое познание задается личной позицией мыслителя, исследователя, вне ее невозможна реально достижимая значимость всеобщности; разнообразие возможных мыслимых миров есть следствие соответст­вующих различным точкам зрения перспективных взглядов на единый мир), О. отмечал, что дух любого народа, каждого индивида, всякой эпохи в высшей сте­пени избирателен в выборе истин. Только подобным об­разом реализуется конечная причастность людей к ним. Перспектива, претендующая на статус единственно воз­можной, — всегда ложная. Универсальность философ­ских систем отражает лишь потенциальный и реальный индивидуальный горизонт их авторов. Мир, окружаю­щий людей, по мнению О., организуется, структурирует­ся и приобретает будущность лишь в контексте творчес­кой активности сознания, познающего феномены бытия и живущего в них. В произведении "Размышления о Дон Кихоте" (1914) О. провозглашал приобщенность челове­ка к миру, его неотъемлемость от него: "Я есть Я и мои обстоятельства" ("обстоятельства" не только природно­го, но также и культурно-социального порядка). Все ве­щи и существа Вселенной, по О., формируют наше окру­жение: эта реальность для человека исполняет роль не­избывного источника забот и проблем. "Техника" у О. — плод "усилия, труда и идей" человека, "зона безопаснос­ти" от диктата окружающей среды. Именно из этой зоны человек возвращается, вновь и вновь обретая и восста­навливая самого себя, обладая собой, — собой, которого у индивида "раньше не было". Благодаря технике люди оказываются в состоянии "моделировать планету в соот­ветствии со своими пристрастиями", каждый раз генери­руя "план" противостояния вещам окружающего мира. Согласно О., техника "противоположна приспособлению субъекта к среде, представляя собой, напротив, приспо­собление среды к субъекту". Как полагал О., "человек, техника и благосостояние — синонимы". Но исключи­тельно верой в технику жить нельзя — жизнь становит­ся бессодержательной и пустой. В отличие от всего в универсуме человек "никогда не является человеком бе­зусловно; напротив, быть человеком как раз и означает быть всегда на грани того, чтобы не быть им, быть жи­вотрепещущей проблемой... драмой... опасностью... ри­ском. В то время как тигр не может перестать быть тиг­ром, детигрироваться. человек живет в постоянной опасности дегуманизироваться". В попытках разреше­ния указанных экзистенциальных проблем человек вы­нужденно конструирует собственную экзистенцию и

747

тем самым осуществляет избранный им самим проект жизни на основании полета собственной фантазии. Фантазия — основание и предпосылка индивидуальной свободы, жить — означает "упражняться в свободе". По идее О. ("Человек и люди" — работа издана посмертно, в 1957, на основе курса лекций, прочитанного в 1930— 1940-е), человек по природе своей неизбывно вынужден контактировать с вещами окружающего мира, но иногда (и в этом его отличие от животного) он способен пово­рачиваться к миру спиной в процессе "самоуглубления". Эту "чудесную способность человека временно осво­бождаться от порабощения вещами" О. связывал с нали­чием у людей собственного внутреннего мира: индиви­ду есть куда устремиться, есть, где находиться, когда он временно отвлекается, уходит от мира. Человек, по мне­нию О., — это "существо, обреченное перевести необ­ходимость в свободу". О. постулирует особую роль спонтанных проявлений индивидуальной и межиндиви­дуальной жизни, обладающих существенной мерой и степенью независимости и противопоставленных жиз­ни социальной. В основании индивидуальной жизни, по О., находится подлинно свободный выбор человека в от­личие от общественного отношения, которое не зависит от воли и сознания людей и в определенном смысле ре­прессивно по отношению к ним. Так, согласно О., обы­чаи, которые люди исполняют, не осознавая их значения в полном объеме, относятся именно к этой категории со­циальных феноменов. Изучение человеческого бытия как на общественном, так и на индивидуальном уровне, выступает у О. предметом т.наз. "философской социоло­гии". (В идеологическом ракурсе подобная позиция О. в конечном счете была противоположена идеям револю­ционизма, пронизывающим европейскую культуру 17— 19 вв. Вера в самоценность и самодостаточность круп­номасштабных социально-экономических эксперимен­тов, призванных оптимизировать жизнь отдельно взя­тых представителей рода человеческого, была неприем­лемой для О.) В работе "Восстание масс" (1929) О. од­ним из первых зафиксировал феномен возникновения "массового сознания" в европейском менталитете: "мас­са" у О. трансформируется в толпу, представители кото­рой захватывают господствующие позиции в иерархии общественных структур, навязывая собственные люм­пенские псевдо-ценности остальным социальным дви­жениям. Основное свойство существа из "массы" — не столько его стандартность, сколько физическая инерт­ность. "Масса" конституируется, согласно О., не на ос­нове какого-либо определенного общественного слоя. Речь идет о таком "способе быть человеком", в рамках которого предпринимаются насильственные попытки преобразовывать устройство общества, принципиально игнорируя закономерности его функционирования. Ре-

презентанты "массы" живут без определенного "жиз­ненного проекта", находя смысл существования в до­стижении предельной идентичности с другими. Они не осознают, что демократические культурные институты требуют постоянной поддержки, бдительности лю­дей — "человек массы" социально безответствен. Всю свою жизнь он готов передоверить государственной вла­сти. В книге "Что такое философия?" (1929) О. пришел к выводу о том, что философия начинается там и тогда, где и когда она трансформируется в самоосознающий интеллектуальный феномен, самостоятельный по отно­шению к науке и обращенный не к фрагментам реально­сти, а к реальности в целом (Фихте, Шеллинг, Гегель). Эти философские системы, по мысли О., были избыточ­но сопряжены с уверенностью в разумном характере прогресса европейской культуры, в ходе эволюции кото­рой предполагалось заведомо обреченным на гибель все трагическое и несчастное. Результатом такого философ­ского самодовольства и самолюбования, по мысли О., явилась катастрофа философии второй половины 19 в., трагическая нефилософичность этого исторического пе­риода. Разрабатывая собственную концепцию культуры ("Дегуманизация искусства", 1925; "Человек и люди", 1927, и др.), О. обращал особое внимание на то обстоя­тельство, что идеями культуры человек живет, они вплавлены в его повседневные репертуары поведения и жизнедеятельности. О. предлагал различать "идеи-изоб­ретения", заключающие в себе наиболее строгие истины науки — наши творения, и "верования" — "молчаливое наследие", полученное от прошлых эпох. Когда послед­ние начинают впадать в противоречие друг с другом, че­ловек пытается изобрести новые идеи, которые суть удавшиеся фантазии ("треугольник и Гамлет имеют од­ну и ту же родословную. Они дети безумной семьи", — утверждал О., имея в виду фантазию людей). Идеи подлинно человеческой культуры не анонимны и не автономны от людей (как идеи науки). Кризис культу­ры в 20 в., как утверждал О., — это кризис "чистого разума картезианского человека", оттесняемого "жиз­ненным разумом", носителем спонтанной человечес­кой культуры. ("Чистый разум, — провозглашал О., — должен передать свое господство жизненному разу­му...") Анализируя соотношение понятий "жизнь" и "разум", О. в работах "Тема нашего времени" (1923), "Ни витализм, ни рационализм" (1924), "История как система" (1935) подчеркивал неизбывную значимость проблемы взаимосвязей и взаимозависимости жизни че­ловека в ее тотальности с разумом и его проявлениями. Жизнь — это энергия космоса, аккумулирующаяся в единичных вещах, в каждом отдельном случае содержа­щих потенциальный проект своего существования. Осу­ществление последнего и есть основа процесса жизни,

748

жизнь есть "сама себя пожирающая деятельность". На­ука не в состоянии сказать что-либо определенное о гря­дущих значимых изменениях в жизни людей. Грандиоз­ные успехи в изучении природы, по мнению О., не ис­ключают, а скорее предполагают возможность и неиз­бежность "провала" науки, т.е. физического разума в ис­следовании жизни человека в целом. Разум (наука) у О. — не более чем аппарат для конституирования услов­ной субъективной картины мира, неправомерно отожде­ствляющий собственные закономерности с законами бытия. Преодолевая стартовую избыточную биологизированность собственных трактовок "жизни", О. впос­ледствии отказался от самообозначения "витализм" (за­местив его термином "рациовитализм") применительно к своим философским воззрениям. Жизнь у О. — это жизнь любого человека, т.е. того первоначального Я, ко­торое и призвано, должно прожить жизнь. Человек — всегда человек в собственной истории, его жизнь — это драма, "чистый случай". Недопустима любая детерми­нированность, заданность, социальная ангажирован­ность жизни человека, недопустима идеологическая обусловленность последней: только внутренние уста­новки индивида вправе нести его от ситуации к ситуа­ции. Рефлексия над этими феноменами, согласно мне­нию О., возможна и осуществима только в контексте специально употребляемых категориально-понятийных средств: "Я", "этот", "здесь" и т.п. Все понятия, посред­ством которых возможно мыслить подлинную реаль­ность человеческой жизни, — полагал О., — могут быть лишь окказиональными, ибо жизнь человека есть "чис­тый случай". Не сознание в единстве его жизненных функций, по О., выступает опосредующим звеном меж­ду "субъектом" и "объектами" (хотя О. в принципе не принимал саму эту модель), а человек и вещи в их вза­имной открытости друг другу. Философия призвана прояснять взаимосвязь человека и мира в состоянии от­крытости, обнаженности последнего, лишь в состоянии одиночества индивид вправе ждать от феноменов окру­жающей действительности свидетельства их подлинно­сти. Смысл и пафос в оценке конструктивных усилий философов-профессионалов сводится, согласно О., не столько к выяснению меры истин и заблуждений, сколь­ко к определению искренности их самих. [См. также "Восстание масс" (Ортега-и-Гассет).]

A.A. Грицанов

ОРТОДОКСИЯ (лат. ortos — правильный, doxa — мнение)

ОРТОДОКСИЯ (лат. ortos — правильный, doxa — мнение) — 1) в теологии: эквивалент православия (не в конфессиональном, но в оценочно-семантическом его смысле); 2) в философии культуры: феномен канониче­ского воспроизведения в рамках традиции определен­ной теоретической системы, обретшей аксиологически

акцентированный статус учения, — вне значимых се­мантических трансформаций ее содержания, однако, при неизбежной редукции последнего с течением вре­мени. В своем становлении каждая О. проходит такие этапы, как: а) содержательное становление концепции; б) оформление вокруг концептуального ядра будущей О. пояса культурных поведенческих программ, фиксирую­щих ее предпочтительный по отношению к другим кон­цептуальным системам статус; в) конституирование со­ответствующей концептуальной системы в качестве собственно О., что предполагает официальное санкцио­нирование ее со стороны внеконцептуальных структур (государство, церковь и др.) посредством придания ей статуса единственно легитимной интерпретационной стратегии в соответствующей предметной области. Оформившаяся О. исключает релятивизм трактовки, об­ретая черты социальной мифологии и функционируя в режиме идеологии, и — в перспективе — имеет тенден­цию к трансмутации от организованной в форме про­блемного знания концепции к замкнутому и формализо­ванному догматическому кодексу (см. "Скандал в фи­лософии"), тяготеющему — при аппликации на массо­вое сознание — к катехическим жанрам бытия в культу­ре. В философии постмодерна О. интерпретируется в качестве аксиологически выделенной "метанаррации", или "большой наррации", в рамках классики и модерна (Лиотар) — в отличие от принципиально плюральных постмодернистских нарративных практик (см. Нарратив, Закат метанаррации).

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 170 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.