Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГО-ЦЕНТРИЗМ — понятие, введенное Дерридой




ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГО-ЦЕНТРИЗМ — понятие, введенное Дерридой для ха­рактеристики комплекса парадигмальных установок культуры классического типа, фундированной такими глубинными презумпциями, как: 1) презумпция воз­можности построения референциально понятой карти­ны мира (онтологии в традиционном значении данного термина — см. Онтология, Метафизика); 2) презумп­ция линейно понятого детерминизма, предполагающего применительно к любому феномену и процессу наличие исчерпывающе объясняющей его внешней квази-причины (см. Детерминизм); 3) презумпция целесообразнос­ти как протекания общего мирового процесса, так и от­дельно взятых событий (см. Автор); 4) презумпция мы­шления в рамках жестких бинарных (как правило, асим­метрично интерпретируемых) оппозиций, одним из фундаментальных проявлений которой выступает мас-

кулинный характер культуры западного образца (напри­мер, отмеченный Хоркхаймером и Адорно в "Диалекти­ке Просвещения" мужской тип построения западной ци­вилизации и, соответственно, мужской стиль мышле­ния, свойственный западной культуре — см. Бинаризм); 5) имплицитная ориентация западной традиции на тот пласт языка, который представлен в звучании го­лоса (несмотря на наличие в данной культуре выражен­ного акцента на письменной речи), — как отмечает Деррида, культивируемая западной культурой иллюзия текс­товой референции во многом завязана именно на харак­терный для этой культуры "фоноцентризм": "когда я го­ворю... не только означающее и означаемое кажутся сли­вающимися в единство, но в этом смешении означающее как бы растворяется, становится прозрачным, чтобы поз­волить концепту предстать самому таким, каков он есть без отсылки к чему-либо другому кроме своего присут­ствия... Естественно, опыт этот — обман, но обман, на необходимости которого сложилась целая культура или целая эпоха... от Платона до Гуссерля, проходя через Аристотеля, Руссо, Гегеля и т.д." (см. Трансценденталь­ное означаемое); и, наконец, 6) презумпция наличия глу­бинного имманентного смысла как бытия в целом, так и отдельных событий (см. Логос, Логоцентризм). В про­тивоположность этому программной задачей культуры постмодерна выступает задача "деконструировать все то, что связывает концепты и нормы научности с онтотеологией, с логоцентризмом, с фонологизмом... Надо одно­временно выйти из метафизических позитивизма и сци­ентизма и акцентировать то, что в фактической научной работе способствует ее избавлению от метафизических гипотез, тяготеющих от самых истоков на ее определе­нии и ее движении" (Деррида). В соответствии с этим, философия постмодернизма осуществляет радикальную переориентацию на презумпции, полностью альтерна­тивные презумпциям О.-Т.-Т.-Ф.-Ф.-Л.: 1) презумпция "запрета на метафизику" в условиях принципиальной мозаичности и семиотической вторичности мира в пост­модернистской его проекции (см. Постмодернистская чувствительность, Метафизика отсутствия); 2) пре­зумпция отказа от идеи внешней принудительной кау­зальности и переориентация на видение предметности как находящейся в процессе самоорганизации (см. "Смерть Бога", Шизоанализ, Ризома, Номадология);

3) презумпция отказа от семантических фигур телеоло­гического характера (см. Генеалогия, Событийность);

4) презумпция программного отказа от бинарных оппо­зиций типа объект — субъект, Запад — Восток, муж­ское — женское (см. Бинаризм); 5) презумпция акцента не на голосе, озвучивающем имманентный тексту смысл, но на самом тексте как нестабильной среде гене­рации смысла (см. Пустой знак, Означивание,

740

"Смерть Автора", Скриптор); и, наконец, 6) презумп­ция отсутствия имманентного миру смысла, логики бы­тия, которая могла бы быть эксплицирована в когнитив­ных актах, понятых как герменевтические (см. Постмо­дернистская чувствительность, Дискурс, Генеало­гия).

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 184 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.