Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ-просветитель




ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ-просветитель. Основные сочине­ния: "Исследование о происхождении языка" (1772), "Еще один опыт философии истории для воспитания человечества" (1774), "Идеи к философии истории че­ловечества" (1784—1791), "Письма для поощрения гу­манности" (1793—1797) и др. На формирование фило­софских взглядов Г. большое влияние оказал Кант, у ко­торого Г. учился, будучи студентом теологического фа­культета Кенигсбергского университета, а также немец­кий философ-иррационалист И.Г.Гаман. Воздействие двух таких противоположных по духу наставников на­всегда запечатлелось в противоречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества ученого-вольно­думца, одного из духовных вождей движения "Бури и натиска", с одной стороны, и правоверного протестант­ского пастора, — с другой. Деятельность f. знаменует собой новый этап просветительства в Германии, харак­теризующийся пробуждением первых ростков недове­рия к рационалистическим принципам раннего Просве­щения, повышенным интересом к проблемам личности

и внутреннему миру ее чувств. Основные идеи этой но­вой философско-просветительской программы были изложены Г. в "Дневнике моего путешествия" в 1769. После ряда лет скитаний — Рига, Париж, Гамбург, Страсбург — Г. навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776, не без участия Гете, он получает высокую долж­ность генерала-суперинтенданта. Здесь же у него про­буждается интерес к естественным наукам; вместе с Ге­те он много занимается биологией, увлекается филосо­фией Спинозы. В работах этих лет Г. удается синтези­ровать и обобщить ряд передовых идей современного ему естествознания, что особенно отчетливо проявило себя в сформулированной им идее органического раз­вития мира, прослеживаемого на разных уровнях еди­ного мирового организма, начиная от неживой и живой природы и заканчивая человеческой историей. Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредо­точены в сфере социальной философии: проблемы ис­тории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает глав­ный труд своей жизни — "Идеи к философии истории человечества", в котором основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраз­дельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 в. Г. осуществил значительный вклад в разви­тие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития. Руко­водствуясь принципом, согласно которому обширность рассматриваемого периода наиболее явственно демон­стрирует признаки все большего совершенствования материи, Г. начинает изложение своей истории с воз­никновения солнечной системы и постепенного форми­рования Земли. В этом смысле история общества пред­стала как бы непосредственно примыкающей к разви­тию природы, а ее законы как носящие столь же естест­венный характер, как и законы последней. Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней цер­ковной иерархии, Г. смело выступил против телеологизма и провиденциализма в вопросе о движущих си­лах развития общества, выделив в качестве таковых це­лую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном по­ступательном развитии человеческого общества, кото­рые долгое время оставались непревзойденным образ­цом общесоциологической и историко-культурной мыс­ли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля, который хотя и сделал крупный шаг вперед в понимании хода всемирной истории, опустил, тем не менее, ряд продуктивных идей Гердера (имеется в виду вынесение Гегелем за пределы истории эпохи первобытного общества, а также его подчеркнутый ев-

239

ропоцентризм). Своеобразным продолжением и логи­ческим развитием "Идей к философии истории челове­чества" явились "Письма для поощрения гуманности", в которых Г. изложил по существу всю историю гума­низма от Конфуция и Марка Аврелия до Лессинга. Здесь же, в одной из глав работы, Г. независимо от Кан­та развивает свое учение о вечном мире, в котором, в отличие от своего великого старшего современника, ак­центирует не политически-правовой, а нравственный аспект, связанный с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма. Г. навсегда остался в истории филосо­фии и благодаря той острой полемике, которую он в по­следние годы своей жизни вел с Кантом и его филосо­фией, посвятив ей такие работы, как "Метакритика критики чистого разума" (1799) и "Каллигону" (1800). Несмотря на ряд действительно справедливых упреков и замечаний (особенно в адрес кантовского априориз­ма), за отрыв явления от "вещи в себе" и отсутствие ис­торизма в подходе к познанию и мышлению, Г. не сумел удержаться в границах академического спора, чем на всю жизнь скомпрометировал себя в среде профессио­нальных философов, большинство которых выбрало сторону Канта. Идеи Г. о становлении и развитии мира как органического целого, а также его социально-исто­рические взгляды оказали большое влияние на все по­следующее развитие немецкой философии, но особен­но теплый прием они нашли у русских просветителей и писателей — Державина, Карамзина, Жуковского, Гого­ля и др.

Т. Г. Румянцева





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 146 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2318 - | 2046 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.