Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ГЕРАКЛИТ из Эфеса (544/540/535—483/480/475) — древнегреческий философ, основатель первой историче­ской или первоначальной формы диалектики.




ГЕРАКЛИТ из Эфеса (544/540/535—483/480/475) — древнегреческий философ, основатель первой историче­ской или первоначальной формы диалектики. Аристо­крат по рождению, происходил из знатнейшего рода Кодридов — основателей Эфеса (имел наследственный титул царя-жреца, от которого отрекся в пользу брата). Отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город. Сочинение Г. "О природе" ("О Вселенной, о государстве, о богосло-

вии") дошло до нас в 130 (по другим версиям — 150 или 100) отрывках. Был прозван "темным" (за глубоко­мысленность) и "плачущим" (за трагическую серьез­ность) мыслителем (по Г., люди живут в эпоху упадка бытия, при которой будущее еще ужаснее настоящего). Согласно Г., "космос" (первое употребление слова в философском контексте как синоним термина "мир") не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем (сакральная мета­фора — "чистая сущность", "невоспринимаемый суб­страт"), мерами воспламеняющимся и мерами угасаю­щим. Божественный первоогонь — чистый разум ("огонь" у Г. обладает жизнью, сознанием, провиденци­альной волей, правит Вселенной, носитель космическо­го правосудия и Судия, карающий грешников в конце времен) суть "логос". (Г. офилософствовал это гречес­кое слово в смысле "слово", "речь" — в трех фрагмен­тах, в значении "понятие" — в пяти отрывках.) "Ло­гос" порождает через борьбу и расколы множествен­ность вещей ("путь вниз"). Логос у Г. — это также бо­жество, правящее миром; верховный разум; всеобщий закон взаимопревращения вещей, а также количествен­ных отношений этого процесса; учение самого Г. Со­гласие и мир через "оцепенение" циклично возвраща­ются в состояние первоогня ("путь вверх"). Из Единого все происходит и из всего — Единое (либо "одно" и "многое" или "все" — как фундаментальная оппозиция мировоззрения Г.). В онтологии, космологии, теологии Г. утверждал примат "одного" над "многим". Все, не­прерывно изменяясь, обновляется. Все течет в соответ­ствии с постижимым лишь для немногих Логосом, гос­подствующим во всем и правящего всем посредством всего. Познание его, подчинение ему — подлинная му­дрость. Последняя дарит человеку душевную ясность ("я искал самого себя") и высшее счастье. (Хотя в осно­ве познания, по Г., лежат ощущения, только мышление приводит к мудрости.) Внимающие логосу и живущие "по природе" достигают огнесоразмерного просветле­ния ума и становятся богами при жизни. "Мир как речь", у Г., нельзя прочитать, не зная языка, на котором она написана. ("Бытие любит прятаться".) Философия, по Г., — это искусство верной интерпретации и разде­ления чувственного текста на "слова и вещи". Каждое слово-понятие призвано объединять ("мудрость в том, чтобы знать все как одно") в себе соответствующую па­ру противоположностей. Люди неверно расшифровыва­ют этот мир: "большинство не воспринимает вещи та­кими, какими встречает их (в опыте)... но воображает". Люди погружены в себя, "присутствуя, отсутствуют" и видят лишь сновидения. Борьба у Г. — "отец", "царь" всех вещей, раскрывающая в людях и рабов, и свобод­ных, и богов. Политеизм Г. призывал сменить единобо-

238

жием: "Признавать одно Мудрое Существо: Дух, могу­щий править всей Вселенной". В истории философии Г. более всего известен и заметен благодаря своим нара­боткам в области диалектики. Именно Г., как никому другому, впервые удалось четко артикулировать ростки всех предшествующих диалектических идей. Так, об­щеизвестным мыслям об изменениях Г. придал абст­рактно-всеобщую, философскую форму, не лишенную, однако, яркой образности и символизма ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"). Идея об изменениях оказалась объединенной у Г. с идеей единства и борьбы противоположностей (идея Единого, приведения к Од­ному, единства). С ней в учении Г. сосуществовала мысль о раздвоении этого Единого и вычленения из не­го противоположностей, которые, по Г., носят всеоб­щий характер. Это означает, по мнению Г., что они име­ют место везде и всегда, являясь, как это не парадок­сально, конструктивной основой самого существования как такового. Во многом именно благодаря Г. диалекти­ческие идеи становятся существенной компонентой ис­торико-философских концепций, раскрывая сложность и противоречивость процесса познания, а также отно­сительный и ограниченный характер человеческих зна­ний о действительности и себе самом. Принято пола­гать, что диалектика Г. оказала значимое влияние на Платона и многих других античных философов. Свое­образный ренессанс идей Г. наблюдается в 19 в. — Ге­гель, Ницше, а также в 20 в. — Шпенглер, Хайдеггер и др. (См. также Молния.)

Т. Г. Румянцева





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 187 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.