Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Законы и категории, их методологическое значение в военно-научном познании и практике.




Важным является понимание закона в философии. Это возможно раскрыть через анализ принципа и взаимосвязи в диалектике. Связи характеризуются определенными чертами.

Во-первых, они имеют объективный характер, т.е. существуют независимо от сознания людей, как объективная закономерность.

Во-вторых, связи уникальны, т.к. обнаруживаются повсюду и всегда, во всех явлениях, на всех уровнях.

В-третьих, взаимосвязь многогранна по своей сути и природе, ведь каждый предмет, любое явление тысячами нитей связанны с другими, и эта связь характеризуется неисчерпаемой сетью отношений между явлениями и процессами материального и духовного мира.

В-четвертых, реальные связи бесконечно разнообразны по характеру, степени глубины и сложности, по формам проявления. Диалектика предусматривает дифференцированный подход к анализу разнообразных связей действительности, выделяя среди них:

  • связи, присущие основным видам материи и формам её движения (механические, физические, химические, биологические, общественные).
  • связи, присущие основным формам существования материи (структурные, генетические, причинные, функциональные).

Однако, среди множества конкретных форм связей диалектику интересуют наиболее характерные (характер связи), которые обнаруживаются во всех явлениях и процессах действительности.

К таким формам связей относят:

– внутренние, внешние;

– существенные, несущественные;

– необходимые, случайные;

– устойчивые, неустойчивые;

– общие, единичные.

Роль этих связей в развитии неодинакова: благодаря одним предмет реализует свою природу, т.е. они играют главную роль, другие – второстепенные. На этом основании появилось выражение «закон есть связь». Правильно ли это? Правильно, если добавить, что закон – это не всякая связь.

Законом называется такая взаимосвязь, которая имеет целый ряд необходимых признаков:

Объективная связь. Речь идет не о юридических законах, которые сегодня принимаются, а завтра – отменяются. Если говорить о законах сохранения энергии и вещества или о законах всемирного тяготения, то было бы бессмыслицей утверждать, что мы сможем отменить или сознательно затормозить их действие. Существенным признаком закона будет то, что он отражает объективное состояние вещей, объективную связь между вещами, предметами, явлениями.

Существенность связи. Существенная связь, это такая связь, которая определяет существование вещи, её движение и развитие. Скажем, периодический закон элементов выражает существенную связь между атомным весом, зарядом атомного ядра и химическими свойствами элементов.

Необходимость связи. Необходимая связь – это такая связь, которая с необходимостью проявляется в определенных условиях. Например, известный в физике закон зависимости сопротивления проводника от состава проводника, его длины и площади поперечного сечения с необходимостью обнаруживается в каждом случае прохождения электрического тока в проводнике, поскольку он обусловлен природой вещества, из которого сделан проводник, присущими ему объективными характеристиками.

  • Устойчивость связи. Устойчивая связь – это связь, которая надежно сохраняется. Она имеет место на протяжении всего существования соответствующей формы движения материи (определенной стадии её развития) или мышления и будет существовать до тех пор, пока существуют эти явления и предметы;
  • Всеобщность связи. Всеобщность связи проявляется в том, что ей подчинены многие или даже все предметы, явления, процессы объективного мира.

Рассмотренные признаки закона позволяют дать ему логическое определение. Закон – это объективная, существенная, необходимая, устойчивая, всеобщая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направления их движения и развития.

Диалектику как учение о законах бытия интересуют всеобщие (универсальные) законы, поскольку они, во-первых, присущи всем сферам деятельности, т.е. действуют в природе, обществе и познании; во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития, а именно – последовательно отвечают на важнейшие вопросы: почему, каким образом, в каком направлении происходит развитие?

Центральное место в системе законов диалектики занимает закон диалектической противоречивости (данный закон принято называть несколько иначе – «закон единства и борьбы противоположностей»). Для выяснения существенных моментов закона необходимо рассмотреть основные его категории. Начнем с понятия противоположности. Противоположность – философская категория, отражающая стороны, свойства, тенденции, процессы в предметах и явлениях, которые взаимообуславливают и взаимоисключают друг друга (ассимиляция – диссимиляция, изменчивость – наследственность, производство – потребление, добро – зло и пр.)

Между противоположностями существует два вида отношений: отношение единства и отношение противодействия. (В классической формулировке закона используется термин «борьба», который упрощает суть закона, поскольку данный термин в большей степени относится к обществу). Что представляет собой отношение единства? Во-первых, единство противоположностей – это их неразделенность. Каждая противоположность является условием существования другой. Отдельное их существование невозможно (если исчезает одна из противоположностей, перестает существовать другая). Во-вторых, единство противоположностей имеет смысл в том случае, если они взаимообуславливают и взаимопроникают одна в другую. Любая из противоположностей имеет потребность в том, чего у нее нет, но есть в другой. Они выступают во взаимодействии. Оказывая взаимное влияние, противоположности взаимопроникают одна в другую. Это означает, что противоположности не существуют как разнородные, разделенные в пространстве, а любая из них содержит в себе другую (например, учебный процесс предусматривает наличие преподавателя и курсантов).

Что же представляет собой отношение противодействия («борьбы») противоположностей? Находясь во взаимообусловленности и развитии, противоположности не «равнодушные» одна к другой, они взаимно влияют одна на другую. Между ними идет противодействие, противоборство. Его суть состоит в том, чтобы разорвать единство. Любая из противоположностей выталкивает из себя другую, стремится освободиться от нее. Таким образом, противоборство противоположностей имеет место тогда, когда противоположности взаимоотрицают, взаимоотталкивают, взаимоисключают одна другую.

Единство противоположностей выражает устойчивость предмета и является относительным, преходящим. Противодействие противоположностей абсолютно, оно не прекращается. Отношение, которое характеризуется единством противоположностей и вместе с тем является постоянным противодействием между ними, называется противоречием. Противоречия присущи всем явлениям и процессам действительности и выступают движущей силой, источником изменения и развития. Именно поэтому противоречие является центральной категорией, которая раскрывает суть закона диалектической противоречивости.

Противоречие – это не только отношение противоположностей, но и процесс их развертывания. В связи с этим, основываясь на идеях Гегеля, различают такие ступени (фазы) развертывания противоречия: тождество, различие, противоположность, противоречие и основание (т.е. разрешение противоречия).

Понятие «тождество» означает начальную ступень развертывания противоречия. Это отношения одинаковости, подобности вещи, явления, стороны самой себе или другим вещам, явлениям, сторонам. А «различие» – это отношение неодинаковости, несовпадения с собой, с другими вещами, явлениями, сторонами. Возникновение противоречия происходит как раздвоение единого, как самодифференция единого на противоположности. В моменте раздвоения одновременно в том же самом отношении возникают и единство противоположностей, и их противодействие. В ходе становления противоречия, противодействие противоположностей все более выходит на передний план и становится внутренним, глубинным источником развития. В самом противоречии противоположности играют различную роль. Ведущей стороной противоречия являются более динамичная, импульсивная противоположность. Противодействие противоположностей приводит в итоге к новому качественному состоянию. Новые, возникающие явления имеют новые, присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развития.

Для более глубокого проникновения в процессе развития противоречий необходимо, помимо этапов (фаз, ступеней) их развертывания выделить их состояния. Под состоянием предметно- материального «зрелого» противоречия понимают способ функционирования, специфику проявления «единства и противодействия» его противоположностей, которая определяет особенности и интенсивность их развития, характер разрешения данного противоречия. В развитии противоречия можно выделить также этапы, или состояния, которые являются характеристикой уже развернутого, «зрелого» противоречия. Такой подход к этапам развития противоречий применительно к социальным системам позволяет определить следующие их состояния: гармонию, дисгармонию, конфликт. Важно отметить, что противоречия есть в любой развивающийся системе от начала до последнего момента ее существования. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер взаимодействия противоположностей, их роль в системе. Противоречия в окружающем нас мире многогранны; их принято классифицировать по различным основаниям. Одной из самых распространенных является следующая классификация:

  1. по форме – внутренние и внешние;
  2. по роли в развитии – основные и неосновные;
  3. по характеру возникновения – необходимые и случайные;
  4. по типу в обществе – антагонистические и неантагонистические. Виды противоречий подробно описаны в учебной литературе, поэтому нет необходимости давать их развернутую характеристику.

Таким образом, закон диалектической противоречивости – это закон, в силу которого всем вещам, системам, явлениям и процессам присущи внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции. Взаимодействия, «борьба» между ними выступает источником изменения и развития, ведет к нарастанию противоречий, которые разрешаются на определенном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового.

Чем определяется центральное положение закона диалектической противоречивости в системе законов диалектики? Во-первых, этот закон раскрывает источник всякого движения и развития, т.е. дает ответ на самые важные и существенные вопросы теории развития. Во-вторых, этот закон является основой всех остальных законов и категорий диалектики, в каждом из которых мы находим противоположности, связанные отношением единства и противодействия. В-третьих, закон диалектической противоречивости определяет главное содержание диалектического метода познания, требуя раздваивать в мышлении единые и изучать его противоположности, объединяя их анализ с дальнейшим синтезом.

В отличии от закона диалектической противоречивости, который раскрывает источник развития, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм процесса развития, показывает, как и в каких формах он реализуется. Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интересы количественных изменений.

Чтобы выразить специфику этого закона, его проявления и действие, следует раскрыть содержания его основных понятий, благодаря которым он реализуется: качество, количество, мера, скачок. Качество выражает свойственную вещам специфическую определённость, которая тождественно с их бытиём и отличает их от других вещей в определённой системе связей. Качество вещей органически связаны с их конечностью, ведь с исчезновением данного качества исчезает и сама вещь как таковая, она превращается в другую. Наряду с качеством, все вещи, процессы, явления имеют и количественную определённость. Они обязательно имеют какой-то размер, объём, массу и прочее. Количество – это объективная определённость качественно однородных явлений, которые характеризуют их величину, продолжительность существования и интенсивность развития в целом отдельно или отдельных его сторон.

Итак, мы выяснили, что вещи и явления имеют качественные и количественные особенности. Но может сложиться впечатление, что между этими сторонами вещей и явлений нет тесной связи, что они независимы одно от другого. Но это не так. Качество и количество находятся в диалектической взаимосвязи: нет количества, которое бы не выражало собой определённого качества, и вместе с тем нет качества без количества. Вдобавок данному качеству всегда отвечает, не какой-нибудь, а определённое количество. Мы никогда, например, не видели стола, который имел бы длину, равную длине моста через Днепр. Тяжело себе представить человека, у которого длина ног была бы 5 метров. Таким образом, всякое качество имеет количественный предел называемый в философии мерой. Мера – это такое единство количества и качества, при котором определённое качество связано только с определённом количеством. Мера – это и определённый интервал количественных характеристик или изменений, в пределах которого может существовать надлежащее качество. Изменяя качество в пределах меры и предмет перестаёт быть тем, что он есть. Можно привести много фактов такого взаимодействия количественных и качественных изменений. Например, если телу придать скорость 1000, 2000, 7910 метров в секунду, то оно упадёт на землю. Если же скорость увеличить всего на одну единицу и довести ее до 7911 м в секунду, то тело оторвётся от Земли и станет ее спутником. Значит, количественные изменения коренным образом не влияют на качество, если они происходят в пределах меры. Но если эти изменения выходят за пределы меры, возникает новое качество, имеющее свою количественную определённость и свою меру.

Положение о взаимообусловленности количественных и качественных изменениях имеют всеобщее значение. Оно справедливо по отношению ко всем предметам и явлениям окружающей действительности, т.е. имеет силу диалектического закона. Его формулируют таким образом: Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений выражает такую взаимосвязь количественных и качественных сторон предмета, в силу которой количественные изменения, выходя за пределы меры, обязательно влекут за собой коренные и качественные изменения, которые, в свою очередь, приводят к новым количественным показателям.

В соответствии с этим законом развитие происходит как единство двух отличных одна от другой, но взаимосвязанных стадий непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии – это стадии медленных незаметных количественных изменений. Прерывность в развитии называют скачком. Скачок – это момент, форма, способ преобразования одного качества в другое, это перерыв в постепенности, непрерывности количественных изменений. Скачок – это возникновение жизни на Земле, выделение человека из мира животных, замена одного общественного строя другим, выдающиеся научные и технические открытия. Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По своей природе он всегда противоречив, т.к. свидетельствует и о рождении нового, и о сопротивлении старого.

Формы скачков разнообразны и зависят от природы развивающегося явления, а так же от конкретных условий, в которых осуществляется его качественное преобразование. Скачки различаются:

  1. по продолжительности преобразования (быстрые, медленные);
  2. по форме преобразования (одноактные, полные);
  3. по направлению преобразования (прогрессивные, регрессивные, ненаправленные).

При рассмотрении скачков важны такие термины, как «эволюция», «революция», «реформы». В широком значении «эволюция» – это весь процесс постепенного развития, который включает не только количественные, но и качественные изменения, в том числе и революции. В узком значении под понятием «эволюция» понимают период, предшествующий революции, её подготовки. Понятие «революции» используется для характеристики общественных явлений. Это качественный скачок, который разрушает общество в самой его основе, а не преобразует медленно, постепенно. Реформы – это изменение какой-то важной стороны жизни общества при сохранении основ её экономического и государственного порядка.

Таким образом, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные конкретизируется с помощью категорий «качество», «количество», «мера», «скачок», которые дают целостные представления о его содержании как общего закона развития. Данный закон раскрывает внутренний механизм перехода к новому качеству в любой сфере объективной действительности, отвечая на вопрос: как, каким образом происходит развитие, движение и изменение всего сущего?

Если рассмотренные законы раскрывают источник развития и его механизм, то закон отрицание отрицания – общую тенденцию развития, его направленность. Этот закон в определённой мере обобщает, и синтезирует действия других законов диалектики. Что же представляет собой закон отрицание отрицания, какова его суть?

Сначала выясним содержание категории «отрицание». Существуют две точки зрения: метафизическая и диалектическая. Метафизическое «отрицание» акцентирует основное внимание на исчезновение старого и практически игнорирует процесс сохранения и создание нового. Таким образом, метафизическое отрицание исходит из того, что отрицать означает отвергнуть, уничтожить. А диалектическое «отрицание» – это такой переход от старого качества к новому, при котором определённые стороны, элемент содержания и функции старого качества переходят в изменённом виде в новое качество. Диалектическое отрицание – это не полное уничтожение предмета, а его преобразование в новый предмет с сохранением и изменением некоторых черт старого качества. Оно свидетельствует о том, что между новым и старым существует связь. Диалектическое отрицание включает в себя три существенных момента:

  1. разрушение, преодоление старого;
  2. сохранение элементов старого (преемственность);
  3. конструирование, создание нового.

«Отрицание отрицания» фиксирует тот факт, что процесс развития начинается с отрицания старого, которое в свою очередь через определённое время отрицается другим, новым. Но как происходит развитие? По прямой (восходящей) или по кривой линии? Этот вопрос имеет не риторическое, а существенное значение. Ведь если бы не было связи старого и нового в процессе развития, не было преемственности, старое уничтожалось бы полностью, развитие можно было бы графически изобразить как прямую (восходящую) линию, где новое отлично от старого, а старое не повторяется в новом. Однако, на самом деле в новом сохраняется старое, его элементы повторяются в новом, хотя и на более высокой стадии. Повторение черт, элементов старого на более высокой основе и является особенностью закона, который мы рассматриваем. Из этого явствует другая особенность закона. Поскольку имеет место повторение старого на высшей основе, то обнаруживается, что развитие происходит не по прямой. А как бы по спирали, приближаясь с каждым циклом к старому (поскольку существует повторяемость) и отдаляясь от него (поскольку это новое). Почему неминуема эта повторяемость?

Дело в том, что отрицание находится в тесной связи с противоречием, оно обусловлено разрешением этого противоречия. Возьмем любой новый предмет, возникший с присущим ему противоречием. В процессе развития противоречия предмет превращается в свою противоположность. Однако на этом этапе отрицания происходит лишь частичное разрешение заложенного в начальном предмете противоречия. Эта неполнота разрешения противоречия заключает в себе условие дальнейшего собственного отрицания предмета. На смену первому отрицанию приходит второе и возникает новый предмет, третий, противоположный второму, который является отрицанием второго, т.е. отрицанием отрицания первого предмета. То противоречие, которое было присуще первому предмету на этапе второго отрицания, разрешается полностью. В результате двойного отрицания, с возвращением к начальному пункту, достигается более высокий уровень развития, происходит восстановление первоначальной, но обогащенной формы развития. Линия развития как будто образовывает круг «витка спирали», но его начало не совпадает с концом. Развитие, таким образом, объединяет в себе черты постепенности и цикличности движения.

Это положение тоже имеет всеобщее значение. Оно справедливо по отношению ко всем предметам и явлениям окружающей действительности, т.е. имеет силу диалектического закона. Его можно сформулировать таким образом, закон отрицания отрицания – это закон, в силу которого процесс развития представляет собой бесконечную цепь диалектических отрицаний старого новым при сохранении и удержании (снятии) в новом всего характерного и жизненно важного из предыдущих этапов развития и имеет в целом поступательную, восходящую направленность. При этом в процессе развития на его высших ступенях происходит повторение некоторых черт и сторон предшествующих ступеней, но уже на качественно новой основе, которая обусловливает восхождение не по прямой, не по замкнутому кругу, а по кривой, приближающейся к спирали. Спиралевидность движения выражает цикличность развития.

Основные законы диалектики, характеризуя различные моменты единого процесса развития, действуют не порознь, а в непрерывном диалектическом единстве. Так, процесс перехода количественных изменений в качественные и наоборот вбирает в себя и противоречие, и диалектическое отрицание. Единство и противодействие противоречий включает в себя количественно-качественные отношения и отрицание отрицания. Аналогично в процессе отрицания происходят раздвоение единого на старое и новое, противодействие между ними, а также переход количественных изменений в качественные. Иначе говоря, единство материального мира предполагает всеобщность действия законов. Хотя следует иметь в виду, что при одновременности действия законов диалектики каждый из них обладает относительной самостоятельностью, ибо выражает сущность развития в определенном аспекте (источник, механизм, направление).

Итак, ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ выражают наиболее существенные связи и отношения объективного мира. Действуя в единстве и взаимосвязи, они характеризуют сложный многогранный процесс развития объективной реальности. Глубокое знание механизма действия законов диалектики и умелое их использование спасают от заблуждений и ошибок, делают практическую деятельность людей целенаправленной и эффективной.

Все КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ можно разделить на два вида: субстанционные и соотносительные. Первые – это те категории, которые употребляются в отдельности, безотносительно с другими. К таким относятся категории: «бытие», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «время», «противоречие» и т.д. Они фиксируют определенные общие свойства объективной действительности, но не дают непосредственного представления о связях этих категорий с другими. Что же касается категорий соотносительных, то они являются органически-связанными одна с другой, в процессе познания предполагают одна другую. К таким категориям относятся: единичные и общие, явления и сущность, форма и содержание, часть и целое, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.

Говоря о категориях, можно сделать общий вывод:

  1. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ – универсальные формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, имеющие место в объективной действительности;
  2. В категориях диалектики сконцентрированы опыт и деятельность многих поколений человеческого общества. Без понятий и категорий, в которых находят свое отражение результаты познания, самопознания сегодня было бы невозможно;
  3. Особенностями категорий диалектики являются: объективность, определенность, связь с практикой, историчность, изменчивость и т.п.

 

Философия Просвещения.

Французское Просвещение выступило за свободу научной и философской мысли против основ феодальной идеологии. Источниками идей французских просветителей были учения английского Просвещения.
Крупнейшим представителем Просвещения был Вольтер (1694–1778). Основные его философские произведения: «Философские письма», «Философский словарь», «Орлеанская девственница» и др.
Вольтер – деист, т. е., признавая детерминированность естественных и общественных явлений, философ склонялся к мысли, что конечная причина их движения и развития является Божественной.
Вольтер ввел в философию термин «философия истории», под которым он понимал учение о прогрессивном развитии человечества. Исторический процесс определяется, по его мнению, развитием и распространением идей, творчеством передовых мыслителей. Важную роль в развитии общества он отводил торговле, науке, росту народонаселения.
Социально-политические взгляды Вольтера имеют в целом антифеодальную направленность. Он выступал за свободу печати, слова, совести. Требуя равенства граждан перед законом, философ в то же время считал неизбежным социальное неравенство. Наука, по его мнению, создана для просвещенного меньшинства, а не для простонародья. Демократическое крыло французского Просвещения возглавлял Жан-Жак Руссо (1712–1778). Основные его произведения: «Общественный договор», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей» и др.
Философское мировоззрение Руссо базировалось на дуализме и деизме. Он признавал как существование материи вне и независимо от человеческого сознания, так и существование нематериальной субстанции, или «Верховного разума». Материя, по его мнению, пассивна, движение осуществляется нематериальной субстанцией.
В познании Руссо был сторонником сенсуализма, абсолютизировал роль чувств и принижал роль теоретического мышления. Он полагал, что чувства представляют собой высшую и более ценную сферу духовной жизни людей, чем разум, так как развитие форм разума разрушило в человеке первоначальную гармонию и ослабило его естественную мощь.

Эпо́ха Просвещения — эпоха духовного развития европейского общества XVII—XVIII веков (см. История философии), основой для которой стал рационализм. Начавшись во Франции, Нидерландах, Германии и Англии это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.

Собственно термин Просвещение пришел в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в.. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815 гг.)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.)

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту («Beantwortung der Frage: was ist Aufklärung?», 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект.

Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.

Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за правду».






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1021 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2516 - | 2392 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.