Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Левиафан». Гоббс как автор теории государства




Гоббс вошел в историю не только как выдающийся материалист XVII века, но и как автор теории государства, в которой он, хотя и с идеалистических и метафизических позиций, сделал попытку вскрыть земную основу государства, показать государство не как божественное творение, а как продукт сознания людей. Однако, разрабатывая теорию происхождения государства, Гоббс как метафизик исходил из признания неизменной, всегда себе равной природы людей. Согласно теории Гоббса, люди первоначально жили в естественном догосударственном состоянии. Будучи равными от природы по своим физическим и умственным способностям, все люди обладали и равными естественными правами.

В естественном состоянии отсутствовала собственность, владение, отсутствовало точное разграничение между «моим» и «твоим».

Естественным состоянием людей Гоббс, по существу, называл первобытнообщинный строй. Однако взаимоотношения между людьми в этот период он изображал в ложном свете. Гоббс утверждал, что равенство физических и умственных способностей людей и равенство их естественных прав в догосударственный период жизни обусловливали враждебные отношения между людьми, отношения взаимной борьбы. Каждый человек, стремясь к достижению своих целей, сталкивался с любым другим человеком, обладающим такими же способностями и правами и равно стремящимся реализовать их в своих интересах.

Естественное состояние — это состояние войны всех против всех, состояние, где характер взаимоотношений между людьми выражается в формуле: «Человек человеку волк».

Подобная война всех против всех, порожденная равенством способностей и прав, в силу этих же причин не только не может прекратиться, но и таит в себе реальную опасность взаимного истребления борющихся, гибели общества. Чтобы избежать этой опасности, под угрозой страха взаимоистребления люди пришли, согласно теории Гоббса, к сознанию необходимости достичь мира путем ограничения естественных прав всех и каждого в отдельности. Они заключили между собой договор об этом ограничении и о перенесении своих прав в целях взаимной защиты на одно лицо или на собрание лиц, которые выражали бы волю всех. Реализация этого договора и нашла свое воплощение в создании государства.

Государством Гоббс называл множество людей, объединенных в одном лице. Он обожествлял и увековечивал государство, характеризовал его как всемогущую силу, обладающую всеми правами, принадлежавшими людям в естественном состоянии, как силу, которой люди обязаны беспрекословно подчиняться.

Государство есть высшее из всего, что создано человеческим родом, это Левиафан — смертный бог, которому все мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и защитой.

Любое нарушение законов государства, по Гоббсу, открывает дверь для возврата к естественному состоянию, к взаимной истребительной войне.

Гоббс указывал на три возможные формы государства: монархию, аристократию и демократию. Наиболее совершенной формой он считал абсолютную монархию. Выражая интересы крупной буржуазии, нуждавшейся в сильной централизованной власти, Гоббс выступил как противник разделения исполнительной и законодательной власти, как абсолютист буржуазного типа. Только сильное централизованное государство, полагал Гоббс, способно окончательно упразднить естественное состояние войны всех против всех и установить в обществе мир и порядок. Государство, по Гоббсу, есть мать порядка.

Таким образом, причину появления государства Гоббс видел в сознании людей. Государство, согласно его взглядам, возникает как результат договора между людьми. Эта типично идеалистическая теория государства, не знающая материальных классовых причин его происхождения и сущности, была, однако, для XVII столетия передовой, прогрессивной теорией, направленной против господствовавших в то время теологических учений, которые изображали государство как божественное творение.

С вопросом о государстве Гоббс связывал и свою трактовку морали как учения о том, что в обществе называется добром и злом, добродетелью и порядком. Нравственными поступками Гоббс считал все те поступки людей, которые разумны, а к числу разумных он относил поступки, способствующие сохранению государства. Критерий разумного и неразумного, нравственного и безнравственного в поведении людей Гоббс видел, таким образом, в их отношении к государству и его законам. Все, что ведет в поведении людей к нарушению законов и ослаблению государства,— безнравственно, все же, что связано с беспрекословным исполнением законов государства и его укреплением,— нравственно.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 373 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2240 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.