Диалектика как учение о развитии.
Для современного человека, вступившего в эру информационной цивилизации, представление о быстро меняющемся мире – неотъемлемая составная часть его мировоззрения. Но создать целостный теоретический образ многомерного развивающегося мира – задача сложная и трудоемкая. Философский путь её решения насчитывает два с половиной тысячелетия, в течении которых формировалась и шаг за шагом детально разрабатывалась философия развития. Данный раздел философии включает в себя концепции: диалектика, метафизика, синергетика и другие. Наиболее признанной и разработанной из них является диалектика. Знание диалектики, творческое использование её принципов, законов и категорий является важным условием четкой мировоззренческой и методологической дисциплины специалиста любого профиля и прежде всего офицера.
Понятие «диалектика» (от греч. – искусство вести беседу) имеет много общего со словом «диалог» (от греч. – разговор двух или нескольких собеседников). Сначала диалектику понимали как искусство вести дискуссию, направленную на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мысли, взглядов. Считалось, что диалектик – человек, который умеет спрашивать и отвечать. Исторически первой формой диалектики является стихийная диалектика древних философов. Это наивная диалектика бытия и познания, без проникновения в суть процессов.
В эпоху Средневековья диалектика была вытеснена метафизикой, превратившись в софистику и схоластику, которые активно использовались служителями культа для насаждения и закрепления в сознании людей религиозного мировоззрения.
Возврат к диалектике с элементами метафизики произошел в философии Нового времени (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро и др.). Тем не менее, наиболее цельная концепция диалектики была сформирована в классической немецкой философии Георгом Гегелем. Её называют второй формой диалектики (идеалистическая диалектика). Гегель впервые представил мир как процесс всеобщего развития от низшего к высшему, указал на источник развития – борьба противоположностей, сформулировал основные законы и категории диалектики. Однако диалектика Гегеля носила идеалистический характер. Моделью гегелевской диалектики служила не объективная реальность, а отражающее ею мышление.
В создании исторической формы диалектики важную роль сыграло открытое К.Марксом материалистическое понимание истории, благодаря чему был осуществлен синтез диалектики не только с материализмом, но и с гуманизмом. Диалектика стала рассматриваться не сама по себе, безотносительно к человеку, а с точки зрения конкретно-исторических проблем человеческой жизнедеятельности.
В последние годы некоторые исследователи, характеризуя диалектику Гегеля и материалистическую диалектику как классическую, выделяют и четвёртую, неклассическую форму диалектики. В современной западной философии наиболее существенные элементы указанной формы диалектики обнаруживаются в присущем ей герменевтическом способе философствования. Однако здесь диалектический метод применяется прежде всего для обнаружения смысла посредством интерпретации (П.Риккерт), а также для ситуативного анализа познаваемого объекта.
Рассмотрим характерные особенности классической диалектики. Во-первых, классическая диалектика является таким способом понимания мира, при котором действительность осмысливается с позиции всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, их взаимообусловленности и постоянного изменения. Однако следует помнить, что диалектика является теорией не любых изменений, не всякого движения, а лишь одной формы изменения – развития. Диалектика представляет собой глубокую, всестороннюю и богатую по содержанию теорию развития. Она учит, что ни в природе, ни в обществе, ни в мышлении нет ничего, что не находилось бы в состоянии изменения, т.к. все сущее имеет свои внутренние противоречия, которые вынуждают его изменяться, приобретать новые формы, развиваться.
Во-вторых, диалектика признает существование диалектики объективной и субъективной. Объективная диалектика – это взаимосвязь и развитие природных и социальных явлений. Она существует независимо от субъекта, от человека и человечества. Субъективная диалектика – это диалектика мышления субъекта и познание им объективного мира. Каково же их соотношение? С позиции материалистического подхода субъективная диалектика отражает объективную. Объективная и субъективная диалектика совпадают по смыслу (общим у них является содержание – единая диалектическая закономерность развития действительности). Но в тоже время они различаются по форме, т.к. мышление имеет свои особенности по сравнению с другими формами действительности, свою внутреннюю логику развития. Объективная диалектика отражается в мышлении: в субъективной и идеальной формах.
Объективная и субъективная диалектика – противоположности, но их противоположность «снимается» в сфере общественно-исторической практики. Поскольку субъективная диалектика отражает объективную, человек способен познать объективную диалектику и на основе этого знания строить свою целенаправленную практическую деятельность, в ходе которой он изменяет объективный мир и самого себя. В практике человека и общества знания превращаются из формы отражения в форму деятельности.
В-третьих, внутреннее содержание, логический каркас диалектики, как науки создают её принципы, законы и категории, которые в своей совокупности отражают целостность объективного мира и его познания в беспрерывном изменении и развитии. При этом под принципами подразумевают общие и универсальные, основополагающие идеи, критерии, определяющие смысл и роль всех других элементов в системе. В современных концепциях диалектики наиболее весомая роль принадлежит принципу связи и принципу развития. Они выполняют важную методологическую функцию в создании её теории. Всеобщих законов в диалектики три: закон диалектической противоречивости, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания. Категории диалектики – это наиболее фундаментальные, узловые понятия, в которых и с помощью которых осуществляется философское мышление.
И, в-четвертых, особенностью диалектики является то, что она выполняет роль и теории, и методологии. На основании содержания законов, категорий диалектики и закономерностей, функционирования и развития процесса познания формируются соответствующие требования к мыслящему субъекту, ориентируя его в познавательной деятельности. Вырабатываются так же соответствующие нормы и правила, которых он вынужден придерживаться в вопросах познания и практического преобразования действительности. Методологически правильные ориентиры, данные диалектикой, помогают избрать верный путь исследования, избежать многих ошибок, отклонений, не тратить напрасно силы и драгоценное время на бесперспективные усилия, и ненужные действия.
Таким образом, диалектика в современном понимании это: а) объективный процесс развития явлений на основании возникновения, взаимодействия и разрешения присущих им противоречий; б) философская концепция об универсальных законах движения и развития природы, общества и мышления; метод познания и преобразования мира. Знание общих законов развития, которые входят в её систему, дает возможность разобраться в прошедшем, правильно понять процессы, происходящие в современном мире, и предвидеть будущее.
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природа, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития даёт возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объектами, законами и потребностями человеческой цивилизации. Что такое развитие?
Определить понятие «развитие» возможно путем его соотношения с другими уже известными понятиями – «изменение» и «движение».
Изменение – это переход предметов, явлений из одного состояния в другое. Оно противоположно «устойчивости» и носит направленный характер, прогрессивный или регрессивный.
Прогресс – это постепенный переход от низших форм организации материи к высшим, от простого к сложному. Процесс, происходящий в обратном направлении, называется регрессом.
Понятие «движение» применительно к материи диалектика определяет как «изменение вообще», т. е. оно охватывает все процессы, происходящие в мире, независимо от их содержания. Движение по своему объему значительно более широкое понятие, нежели развитие. Развитие – от феномена движения можно отличить, выделив такие черты:
а. Направленность во времени – от прошлого через настоящее к будущему.
б. Необратимость процесса, т.е. реальные предметы, явления, которые изменяются в своих индивидуальных чертах.
в. Появление в процессе развития нового, т.е. не существовавшего ранее.
г. Закономерный характер развития, подчинённость его определенным законам.
На основе учета этих черт, присущих принципу развития можно утверждать, что развитие представляет собой определенную форму изменения вообще, особый вид движения, которому присуще закономерные, направленные, необратимые, качественные изменения материальных объектов. Однако, развитие – свойство материальной и духовной реальности.
Основными положениями диалектической концепции развития являются:
Во-первых, источником развития являются внутренние противоречия предметов, явлений, процессов. Это означает, что всем без исключения явлениям действительности свойственны внутренние противоположности, отношения между которыми называют противоречиями.
Во-вторых, формой развития является взаимное преобразование количественных и качественных изменений.
В-третьих, в процессе развития неизбежно присутствует момент преемственности.
Диалектика как наука о развитии имеет свои принципы, законы и категории. Принципами диалектики выступают: принцип всеобщей связи и принцип развития. Выделяют другие принципы: детерминизма, противоречивости, преемственности, необходимости.
Основные законы диалектики:
- Закон диалектической противоречивости.
- Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- Закон отрицания отрицания.
Парные или спряженные категории диалектики это неосновные законы:
- Сущность и явление.
- Единичное, особенное, всеобщее.
- Форма и содержание.
- Причина и следствие.
- Необходимость и случайность.
- Возможность и действительность.