Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Важнейшие направления неклассической философии, их общая характеристика.




Неклассическая Ф. выражает тип философствования, сформировавшейся в Ф. 2-ой пол. XIX – XX вв., стремящейся расширить рамки философской рефлексии по сравнению с классической парадигмой, «преодолеть» ее рационалистические установки.

Представители неклассической Ф. продемонстрировали одну из ф-ций Ф. – критическую, причем в различных ее вариациях: от «мягкой», не отрицающей позитивной роли классического наследия, до жестко неклассической, обусловленной необходимостью осмысления кризиса западной цивилизации, совпавшего с кризисом классической Ф.: «Назад к Канту» (неокантианство); «Назад к Гегелю» (неогегельянство); неотомизм.

В неклассической философии по-новому рассматривалась проблема разума (раньше существовало как благо, преимущество над всеми, то, с помощью чего познать и преобразовать в лучшую сторону (высшее проявление развития разума - наука), но человек еще не во всем разобрался => проблемы). Классическая – оптимистическая. Неклассическая – пессимистическая: разум - это зло. Из-за него человек создает такие элементы культуры => уничтожения всего человеческого сообщества (войны) => наука приведет общество к гибели =>? почему человек действует иррационально?)

Отношение к проблеме человека. (Раньше существовал человек как один из предметов в мире со своей спецификой, он был объективно обусловлен чем-либо (природой(матер.), духом(идеолог.))), в новой – существование человека как главную фигуру в мире и мир в этой связи. Все определяется сознанием человека. Мир через человека.

Роль философии в обществе. Философия должна играть роль такой схемы знаний, которая связана с реальной жизнью => критика предшествующей философии, оторванной о жизни.

Особенности неклассической философии:

1.К неклассической философии по-новому рассматривалась проблема разума (раньше существовало как благо, преимущество над всеми, то, с помощью чего познать и преобразовать в лучшую сторону (высшее проявление развития разума - наука), но человек еще не во всем разобрался => проблемы). Классическая – оптимистическая. Неклассическая – пессимистическая: разум - это зло. Из-за него человек создает такие элементы культуры => уничтожения всего человеческого сообщества (войны) => наука приведет общество к гибели =>? почему человек действует иррационально?)

2.Отношение к проблеме человека. (Раньше существовал человек как один из предметов в мире со своей спецификой, он был объективно обусловлен чем-либо (природой(матер.), духом(идеолог.))), в новой – существование человека как главную фигуру в мире и мир в этой связи. Все определяется сознанием человека. Мир через человека.

3.Роль философии в обществе. Философия должна играть роль такой схемы знаний, которая связана с реальной жизнью => критика предшествующей философии, оторванной о жизни.

 

23. Русская философия XIX– XX вв.

Особенностью развития русской философии 19 века становится противостояние западников и славянофилов. Западники (кружки Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития, как утверждали западники, - есть путь общечеловеческой цивилизации. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (так считал сам П.Я. Чаадаев). Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо западничество на два направления:

 

- либеральное (П. Анненков, Т. Грановский, К. Кавелин), которое отстаивало догмат о бессмертии души и ратовало за просвещение народа и пропаганду передовых идей;

-революционно-демократическое (А. Герцен, Н. Огарев, В. Белинский), которое трактовало сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигало идеи революционной борьбы.

 

Славянофильство оформляется в 30-е -60-е г. 19 века. Среди представителей славянофилов обычно выделяют: А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков, Ю. Самарин, И. Аксаков, А. Кошелев, П. Киреевский, Д. Валуев, Н. Данилевский, Н. Страхов.

 

Славянофилы отстаивали самобытный путь развития России (без оглядки на Запад, который, по их мнению, заражен индивидуализмом, рационализмом). Своеобразие России виделось им в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, в познание Бога не через разум, а через «цельность духа»). В основе российской жизни славянофилы утверждают знаменитую триаду - Православие (соборность, цельность духа), Самодержавие (царь несет на себе ответственность за народ и бремя грехов власти), Народность (православная община, объединенная солидарностью и нравственностью).

 

Ведущими идеями русской религиозной философии становятся соборность, всеединство и абсолютная ценность человеческой личности.

 

Оригинальным духовно-теоретическим феноменом русской философии выступает русский космизм,сложившийся в России в конце 19 - начале 20 века. В философии космизма можно выделить два различных направления:религиозно-философское (Н. Федоров, С. Булгаков, П. Флоренский); методологически-философское (В. Вернадский, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский) Первое

 

направление видело в человеке божий замысел; второе - рассматривало человека как космическую планетарную силу. Русский космизм акцентирует единство человечества и космоса, возможность их преображения утверждением христианской любви и божественной премудрости, возможность создания гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения. Смерть трактуется космистами как высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. Одной из причин существования зла является несоразмерность нравственного, гуманистического и научно-технического прогресса.

 

Марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Главной особенностью развития марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения социально-политического строя государства. С точки зрения Плеханова, творец истории - народные массы, однако, революция объективно может начаться лишь в развитых капиталистических странах. Теоретическая разработка В.Лениным проблем социального развития связана с практикой революционной деятельности. В его работах по социальным проблемам анализируются вопросы понимания народных масс и роли личности в истории, роли классов и классовой борьбы, сущности и роли государства в историческом процессе. Ленин занимается разработкой теории государства, исследует сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата.

 

Русская философия советского периода изначально потеряла целую плеяду знаменитых философов, особенно религиозных (что связано было с эмиграцией большинства философов, несогласных с идеологической доктриной большевиков), и, в основном, замкнулась в рамках марксизма. Однако уже с начала 60-х годов в СССР выходят интересные труды, посвященные новому прочтению классиков, проблеме идеального, развивается диалектическая логика и формируется отечественная методология науки (Э.Ильенков, Б.Кедров, В.Библер, Н.Автономова, П.Гайденко, С.Швырев и др.)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 492 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.