В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Это означает, что человек в своем отношении к миру и самому себе не склонен полагаться лишь на авторитет, веру, традицию. Он стремится силой своего мышления постичь тайны мира. В этом коренится отличие философии от религии и мифологии. Философия во многом субъективна. Она несёт на себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов.
Основание философии – знание, а не вера. Это – форма критического отношения к миру. Она стремится выяснить первопричину существования. Данная черта роднит философское и научное знание, но между ними существует и различие. Если научное знание безразлично к проблемам смысла человеческой жизни, его предназначению и ценностным ориентациям, то философия именно отношение человека к миру делает своим непосредственным предметом.
Таким образом, философия – это форма мировоззрения, осмысливающая сущностные основания мира и культуры, а также статус человека в мире посредством теоретического (рефлексивного) знания. В структуре философского знания выделяют 4 основные раздела: онтология, гносеология, философская антропология и социальная философия.
Онтология – это философское учение о бытии. В рамках её исследуются следующие проблемы: существует ли субстанция, и какова она есть; что есть движение, пространство, время, какое место занимает человек в мире и т.д.
Гносеология – это философская теория познания. В ней исследуются следующие проблемы: познаваем ли мир, безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы; как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты истина?
Философская антропология ориентирована на исследование специфики сознания, сущности человека и многообразие его бытия в культуре, соотношение биологического и социального в человеке, значимости для человека таких форм его бытия как любовь, страх, ненависть, одиночество и др.
Социальная философия ориентирована на понимание человека как общественного существа. В центре ее внимания – исследование общества как целостной саморазвивающейся системы, анализ механизмов развития общества и многообразие форм его исторического развития. Актуальными проблемами социальной философии являются проблемы соотношения политики и власти, общества и государства, пути и механизмы формирования гражданского общества.
?7. Философия и наука: проблема взаимосвязи.
Саму же философию нельзя сводить к толкованию ее как науки. Философия не является наукой, хотя также, как и наука, выступает формой общественного сознания, которое отображает мир в общих понятиях, стремится обосновать свои положения, доказать их, выразить в теоретической форме. Но если четкое научное знание отвечает на вопросы «как?», «почему?», то философия связана с поиском ответов на вопросы «для чего?», «с какой целью?».
философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Она ориентирована на поиск высших смыслов и ценностей, основ бытия и познания, выработку стратегии свободной человеческой жизнедеятельности. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
В философии Нового времени на первом месте были проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).
Философия формирует систему знаний, научную картину мира, абстрактно-объективный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Философия помогает более оптимальным образом развивать все науки, преодолевать в них возможные методологические трудности и кризисы. Философия формирует у человека диалектический метод мышления, стимулирующий критическое и творческое отношение к окружающему миру.