Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Древнекитайская философия. Даосизм и конфуцианство.




Философия Древнего Китая.

Древнекитайская цивилизация формируется в середине 2 тыс. до н.э. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга Перемен». Школы и течения китайской философии объединяет единый корень - культура Дао.

Философские школы: Даосизм (основатель Лаоцзы). Философские основания даосизма излагаются в трактате Дао дэ цзин. В центре даосского учения находится Дао - мистическая реальность, которую нельзя охватить умом. Хотя человек не может познать Дао, он может жить в согласии с ним. Жизнь в гармонии с Дао предполагает следование основным принципам: 1. переживание запредельного единства всех вещей, а не их разобщение, 2. у-вэй, т.е. несовершение действий идущих в разрез с природой, 3. социальная пассивность. Конфуцианство (основатель Кун Фу цзы). Конфуцианство сосредотачивается на добродетелях, следуя которым, люди могут жить в гармонии друг с другом и создавать справедливое и упорядоченное общество. Это Жэнь (человеколюбие, гуманность ); Л и (правила, церемонии, обряд, этикет). Вэнь (воспитанность). Жэнь, Ли, Вэнь – черты идеальной личности, именуемой благородным мужем. Благородному мужу противостоит низкий человек. Моизм (основатель Мо-цзы). Суть учения моистов заключается в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе. Легизм (основатель ХаньФэй) стремился создать централизованное государство. Спасение заключается исключительно в создании сильного и деспотического государства, где все дела осуществляются на основе награды и наказания. Для осуществления этих целей должна быть сильная армия и глупый народ. Школа Инь и Ян — школа натурфилософии. Разрабатывает вопросы сущности и происхождения мира вещей и их связей с общественными процессами и природой человека, на основе сил Инь и Ян и циклическом взаимодействии «пяти стихий. Школа имен ориентировалась на решение проблем языкового выражения действительности.

 

10. Натурфилософия и космоцентризм античной философии («досократики»).

Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Границы между естествознанием и Н., её место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. играла в древности. Фактически Н. явилась первой исторической формой философии. Древнегреческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки˸ к ним прежде всего относится атомистическая гипотеза. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикой или физиологией, т. е. учением о природе.

Космоцентризм — первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет изначально черты мифологии. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, считают ᴇᴦο живым, развивающимся существом.

Это важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия.

Важно заметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.

Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, ᴇᴦο структуре, сущности, став школой философствования для будущей мысли.

Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о её первоначале.

Софисты и Сократ.

Возникновение философии в Древней Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна демократия, а она предполагает принятие решений на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Навыки демократического обсуждения и принятия решений способствовали развитию рационалистического характера греческой философии.

В более чем тысячелетней истории греческой философии можно выделить четыре периода: досократическая философия, классическая философия, эллинистическая философия, неоплатоническая философия.

Софисты (450-350 гг до н.э.) (от греч. sophistes —- искусник, мудрец) завершили эволюцию досократического мышления. Софисты утверждали, что благодаря их искусству можно доказать или опровергнуть все что угодно, т. е. для них нет незыблемых истин, все знания не абсолютны, а относительны (релятивны). Протагор (ок. 481-411 гг. до н.э.), как один из самых известных софистов, считал допустимым высказывание различных, даже противоположных мнений о любой вещи. Самый знаменитый его тезис гласит: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют». Другой видный софист Горгий (ок. 483-375 гг. до н.э.), в отличие от Протагора, утверждавшего, что все истинно, считал, что все ложно.

Софисты выступают предшественниками поворота греческой философии от исследования природы к изучению человека. Классический период развития греческой философии определяется влиянием афинских философов – Сократа, Платона и Аристотеля.

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем ' тенденции, или линии Платона ' в античной философии.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих)

 

 

12. Классический период в развитии античной философии: Платон и Аристотель.

 

Возникновение философии в Древней Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна демократия, а она предполагает принятие решений на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Навыки демократического обсуждения и принятия решений способствовали развитию рационалистического характера греческой философии.

В более чем тысячелетней истории греческой философии можно выделить четыре периода: досократическая философия, классическая философия, эллинистическая философия, неоплатоническая философия.

Софисты (450-350 гг до н.э.) (от греч. sophistes —- искусник, мудрец) завершили эволюцию досократического мышления. гора, утверждавшего, что все истинно, считал, что все ложно.

Софисты выступают предшественниками поворота греческой философии от исследования природы к изучению человека. Классический период развития греческой философии определяется влиянием афинских философов – Сократа, Платона и Аристотеля.

 

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) считал, что степень обоснованности и приемлемости мнений и установлении выявляется в процессе обсуждения, диалога. Метод «порождения» все более обоснованных мнений Сократ называл словами «майевтика» и «диалектика». Важнейший девиз для него - «Познай себя».В этике Сократ занимал позицию «этического рационализма», т. е. разумного обоснования этических норм.

Наиболее известным учеником Сократа является Платон. Учение об идеях является концептуальным ядром платоновской философии. Идеи (эйдосы) — это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении, но сами эйдосы не вещи, и их невозможно воспринимать органами чувств. Идеи соотносятся между собой иерархически, т. е. одни идеи логически подчинены другим, а высшая среди них — идея блага. Человек способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике, которой Платон называл умение ставить вопросы и давать ответы, различать и обобщать.

Аристотель (384-322 до н.э.) вслед за Сократом и Платоном продолжал отстаивать принципы философского рационализма, признавал, что сущности вещей неизменны и независимы от человеческой субъективности. Сущность вещи — это то, что сохраняется, остается тождественным себе, несмотря на видимые вариации, возникновение и уничтожение вещей. Сущность вещи, по Аристотелю, — это ее форма, причем форма, принимаемая некоторой материей. Под материей Аристотель понимает не какое-то определенное вещество, а нечто могущее стать чем-то, иначе говоря, материя есть потенция, возможность для осуществления некоторой формы. Аристотель не толькоразработал свою концепцию основ сущего, но создал логику как науку о формах правильного мышления, позволяющую разоблачать непреднамеренные ошибки в умозаключениях или преднамеренный софистический обман. Софистике Аристотель противопоставил доказательное знание.

13. Философия эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

Повышенное внимание к единичному и индивидуальному, Которое пронизывает философию Аристотеля, указывает на наступление новой эпохи, когда чувственное и субъективное будет основным предметом внимания философов. Это эпоха эллинизма, Которая начинается в конце IV века до н.э. Сам термин эллинизм означает «подражание эллинам (Эллины (от греч. Έλληνες) — самоназвание греков. Название «греки» эллины получили от завоевавших их римлян. В современном русском языке слово «эллины» обычно используется для обозначения жителей Древней Греции.)» и определяет стремление повторить в новых субъективных формах концепции классической эпохи.

Основные черты: распад полисной системы и наступление эпохи империй, в результате чего индивид оказывается вырван из привычной и обозримой обстановки полиса и выброшен на необъятные имперские просторы. Эта смена обстановки заставит человека замкнуться в собственном внутреннем мире и рассматривать внешнюю реальность как источник непредсказуемых и враждебных событий. Происходит углубление представлений о личности, развитие самостоятельности индивида. Этого требует и новая обстановка. В Римской империи возникает профессиональная бюрократия, которая требует самостоятельного и развитого индивида, формируется профессиональная интеллигенция, представляющая в литературных произведениях субъективные образы эпохи, в экономике расширяется индивидуальное предпринимательство. Большую самостоятельность обретают рабы, от которых требуются инициатива и самостоятельность. Наконец, все множество полисов, народов, территорий империи объединяются под властью одной личности - монарха. Таким образом, индивидуальное, субъективное начало пронизывает все сферы эллинистического мира.

Три основных течения раннеэллинистической эпохи - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм, несмотря на значительные различия, преследуют одну и ту же цель: оградить человека от разрушительного воздействия внешнего мира, приведя его в состояние невозмутимости, которое не могут нарушить никакие удары судьбы.

Повышенное внимание к единичному и индивидуальному, Которое пронизывает философию Аристотеля, указывает на наступление новой эпохи, когда чувственное и субъективное будет основным предметом внимания философов. Это эпоха эллинизма, Которая начинается в конце IV века до н.э. Сам термин эллинизм означает «подражание эллинам» и определяет стремление повторить в новых субъективных формах концепции классической эпохи.

Основные черты: распад полисной системы и наступление эпохи империй, в результате чего индивид оказывается вырван из привычной и обозримой обстановки полиса и выброшен на необъятные имперские просторы. Эта смена обстановки заставит человека замкнуться в собственном внутреннем мире и рассматривать внешнюю реальность как источник непредсказуемых и враждебных событий. Происходит углубление представлений о личности, развитие самостоятельности индивида. Этого требует и новая обстановка. В Римской империи возникает профессиональная бюрократия, которая требует самостоятельного и развитого индивида, формируется профессиональная интеллигенция, представляющая в литературных произведениях субъективные образы эпохи, в экономике расширяется индивидуальное предпринимательство. Большую самостоятельность обретают рабы, от которых требуются инициатива и самостоятельность. Наконец, все множество полисов, народов, территорий империи объединяются под властью одной личности - монарха. Таким образом, индивидуальное, субъективное начало пронизывает все сферы эллинистического мира.

Три основных течения раннеэллинистической эпохи - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм, несмотря на значительные различия, преследуют одну и ту же цель:

оградить человека от разрушительного воздействия внешнего мира, приведя его в состояние невозмутимости, которое не могут нарушить никакие удары судьбы.

 

14. Средневековая философия: её основные этапы и принципы.

Основной характеристикой средневековой философии Западной Европы является взаимосвязь религии и философии. Средневековая философия была христианской по своим интенциям (целям) и развивалась преимущественно клириками (церковнослужителями). Христианская картина мира, новые представления о Боге, человеке и причинности оказали определяющее влияние на средневековую мысль и задали ее основную тематику. Это не значит, что в средние века мышление было догматически унифицированным (единообразным). Наличие различных философских направлений, спор между ними, обсуждение их тезисов церковными авторитетами свидетельствуют, что мышление двигалось путями, культурно заданными христианством и независимыми от церкви.

Основными чертами средневековой философии были:

1. Теоцентризм. Считалось, что именно Бог является главным предметом философских размышлений.

2. Креационизм - это представление о том, что мир сотворен Богом из ничего.

3. Идея откровения. Проблема познания трактовалась как откровение: познать истину, сущность божественного можно только через веру.

4. Средневековый антропоцентризм. Человек рассматривался как образ и творение Бога. Согласно христианскому вероучению, человек занимает центральное место в природе, возвышается над ней. человек - венец творенья и царь природы.

5. Символизм - стремление находить скрытое значение того или иного предмета или явления.

6. Провиденциализм - представление о том, что развитие человеческого общества определяется сверхъестественными силами.

В зависимости от задач, стоящих перед философской мыслью, а также основных вопросов и ответов на них, средневековую философию делят на два больших этапа: патристика (около II -VIII в.) и схоластика (VIII -XV вв.).

Средневековая философия проходит два этапа своего развития: патристику и схоластику. Патристика представляет собой направление богословско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов – Отцов церкви. В этот период происходит становление христианского вероучения.

Патристика может быть разделена на три содержательных этапа. На первом этапе выдвигаются такие фигуры как Иустин Философ, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. Эти мыслители занимались апологетической деятельностью, т. е. отстаивали истинность христианского учения перед лицом языческого античного мира. Второй этап – это этап зрелой патристики III-V вв., когда разворачивается деятельность Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, составивших Каппадокийскую школу. В это время христианство обретает статус государственной религии.

Главная особенность третьего периода патристики (V-VIII вв.) в том, что это период систематизации вероучения, которая связана с именами Иоанна Дамаскина – на греческом Востоке и Боэция – на латинском Западе.

Схоластика представляет собой направление религиозно-философской мысли IX-XIV вв., характеризующееся стремлением к систематизации и рационально-логическому обоснованию христианского вероучения. Схоластика включает три этапа своего развития. Ранняя ее форма (9 - 12 вв.). Ее представителями являются Иоанн Скот Эриугена,, Петр Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Росцелин.

Этап зрелой схоластики приходится на XII - XIII вв. Главные мыслители этого периода – Альберт Великий, Фома Аквинский. Схоластика достигает своего расцвета, в рамках деятельности множества университетов, главным из которых можно считать Парижский университет.

Поздний этап развития схоластики (XIII-XIV вв.), представленный именами Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама происходил на фоне ослабления авторитета католической церкви, чему соответствовал процесс освобождения философии от влияния теологии, а также возрастание влияния позитивного, опытного знания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 270 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.