Мировоззрение, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения. Это – интегральное образование общественного и индивидуального сознания.
В структуре мировоззрения выделяют 4 основные элемента:
1) знания (повседневные, профессиональные, научные и т.д.); представляют конкретно-научную картину мира, стили мышления той или иной эпохи или народа;
2) ценности, идеалы, нормы и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения в том, чтобы человек мог руководствоваться в поведении определёнными общественными регуляторами. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, цели и смысле жизни и др.
3) эмоционально-волевой элемент – необходим для превращения знаний в убеждения;
4) практический элемент – это реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах.
Выделяют два уровня мировоззрения: жизненно-практический (жизненная философия): складывается стихийно и основывается на здравом смысле и повседневном опыте; и теоретический: философское и научное мировоззрение.
типы мировоззрения:
1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;
2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;
3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
Мифология и религия как мировоззренческие системы.
Мифология – исторически первая форма мировоззрения, которая возникает на ранней ступени общественного развития.
Особенности мифологического мировоззрения:
1) синкретизм – неразделенность, слитность образно-фантастического и реалистического в восприятии и объяснении происхождения мира и человека, явлений и процессов.
2) антропоморфизм – наделение предметов природы и общественных явлений человеческими обликом и свойствами.
3) основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический: объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.
Назначение мифа: духовная связь поколений, сохранение традиций; закрепление определённой системы ценностей; главное назначение мифов – установление гармонии между человеком и миром, обществом и природой, обществом и человеком.
Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть трудные моменты в жизни и приблизить его к богу. Основные мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Крупнейшие национальные религии – синтоизм, индуизм, иудаизм.
3. Философия как мировоззрение, её отличие от мифологии и религии.
Философия унаследовала от мифологии и религии всю совокупность мировоззренческих вопросов. Однако решение этих вопросов в зарождающейся философии происходило с позиций разума.
Философия – э то система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человеке, уяснение различных форм отношения человека к миру и человека к человеку.
Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. На протяжении всей истории философия претендовала на выработку универсального знания. Другая важная особенность философского способа освоения действительности – субстанционализм (от латинского слова «субстанция» – сущность, лежащая в основе). Он проявляется в стремлении философов объяснить внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.
Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Именно с сомнения началась философия. Это позволяет устранить отжившие знания.
Основные стадии эволюции философского мировоззрения:
Космоцентризм – философское объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество внешних сил – Космоса (философия Древнего Востока и Древней Греции).
Теоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение всего сущего через могущество сверхъестественной силы – Бога (средневековая Европа).
Антропоцентризм – философское мировоззрение, в центре которого стоит проблема человека (философия Возрождения, Нового и новейшего времени, современные философские школы).