Алексей Михайлович был умным и высокообразованным человеком. Однако, по отзывам современников, он производил далеко не однозначное впечатление. В жизни, быту это был мягкий, благодушный человек (не случайно в исторической литературе его часто называют «тишайшим»). В то же время как царь он в полной мере проявил себя властным и деятельным политиком, умевшим принимать смелые и самостоятельные, а подчас и жесткие решения государственного значения. Историк В.О.Ключевский считал, что царь Алексей «много помог успеху преобразовательного движения» в России. Алексей Михайлович как реформатор, вне всякого сомнения, является предшественником Петра I, именно он начал тот преобразовательный процесс всех сторон жизни общества, который активно продолжил впоследствии его сын Петр Алексеевич.
Отношение к служилым людям. Уже в Соборном уложении было зафиксировано постепенное сближение поместного землевладения с вотчинным. Процесс сближения дворянства с боярской верхушкой приводит к изданию указа 1675 г. о запрещении перехода приборных людей (то есть самой низшей прослойки служилого населения) в дети боярские. Это превращало служилое сословие в замкнутую (по происхождению) социальную группу общества. В 1682 г. было отменено местничество, то есть особые служебные преимущества лиц родовитых фамилий.
Одновременно приборные люди все больше сближаются с тяглым населением. С 1668 г. часть из них начинает платить натуральный оброк (так называемый «четвериковый хлеб»), с 1679-1680 гг. они, наравне с крестьянами, платят подворную подать. В дальнейшем (в начале 20-х гг. XVIII в.) приборные люди будут переведены в разряд государственных крестьян.
Таким образом, с одной стороны, происходит естественное сближение верхних слоев населения (родовитого боярства со служилыми людьми по отечеству), а с другой, — правительство в указном порядке проводит резкую грань между низшей группой служилого населения по отечеству — детьми боярскими и служилыми людьми «по прибору». Приборные люди становятся ближе к земскому (тяглому) населению, чем к верхам служилых чинов.
Все это происходит в условиях юридического оформления крепостного права в России. В 1649 г. крестьяне были признаны «крепкими» месту своего проживания и личности землевладельца. В последующие годы постепенно вводится государственный сыск беглых крестьян (институт «сыщиков»).
Отношение к податному населению. Одна из главных задач в этом вопросе заключалась в необходимости оформления прав и обязанностей посадского населения.
Уже в первой половине XVII в. политика в отношении разных слоев посадского населения — «лучших», «середних» и «молодщих» — четко различалась. Так еще в 1613 г. верхи посада (гости и торговые люди привилегированных гостиной и суконной сотен) были освобождены от посадского тягла и от подсудности воевод и приказных людей. Правительство их использовало как своих финансовых агентов: по его поручению они вели заграничную торговлю, выполняли подряды на государственные строительные работы, собирали косвенные налоги (таможенные пошлины, кабацкие деньги и т.д.) на откупной системе. Для основной же массы посадского населения наблюдалось неуклонное увеличение налогов и повинностей, а в Соборном уложении они фактически были поставлены на положение крепостного населения: приписаны к посадам без права покидать их.
Алексей Михайлович продолжил политику оформления сословных привилегий верхам посада. В 1649 г. был издан указ, по которому удовлетворяется одно из главных требований купеческой верхушки: во внутренней торговле была ликвидирована конкуренция иностранных (преимущественно английских) купцов. В Англии еще во времена Ивана Грозного была создана так называемая Московская компания, которая получила право беспошлинной торговли на территории России. Указом 1649 г. торговые привилегии английским купцам отменялись (любопытна мотивировка: за то, что они «государя своего Карлуса короля убили до смерти [имеется в виду казнь короля Карла I 30 января 1649 г.]; за такое злое дело, — сказано в указе, — в Московском государстве вам быть не довелось»).
По Соборному уложению посадские люди (все их слои) получили преимущественное право свободы торговли среди тяглого населения: сам же крестьянский торг был ограничен исключительно розничной продажей с возов.
В 1649 г. правительство отреагировало и на второе важнейшее требование посадских людей — начало ликвидацию «белых слобод» (за три года действия реформы количество беломестных дворов было сокращено на 32,2%), запретило закладничество и продажу лавок и лавочных мест беломестцам. В целом это означало расширение сферы действия посадского тягла. Для проведения реформы был создан специальный Сыскной приказ. Реформа проводилась до прихода к власти патриарха Никона (1652), который выступил яростным противником посадских преобразований (так как они затрагивали интересы церковных учреждений).
Остальные слои тяглого населения (крестьяне, бобыли, холопы и т.д.) правительство интересовали постольку, поскольку они обеспечивали поступление основной части налогов в государственную казну и содержали на своих плечах помещиков и немалое количество чиновников (приказных людей). В целом идет процесс постепенного сближения всех основных групп тяглых людей с крестьянами. Этот процесс будет завершен при Петре I.
Торгово-экономическая политика правительства. Протекционистская политика (ограждение интересов русского купечества от конкуренции иностранных торговцев), начатая в 1649 г., была продолжена и в дальнейшем. Наиболее крупными актами в этой сфере было издание двух уставов: Таможенного и Новоторгового.
Таможенный устав («Уставная таможенная грамота») был принят в 1653 г. Он отменил множество мелких таможенных торговых сборов и ввел единую «рублевую» пошлину — 10 копеек с рубля за продажу соли и 5 копеек — со всех остальных товаров (для иностранцев пошлина была повышена). На основании этого устава через год была издана «Уставная грамота», которая запретила взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов. В итоге ослаблялись таможенные преграды и укреплялись внутренние рыночные связи, а также ограничивалась роль иностранных купцов.
Еще более протекционистский характер имел Новоторговый устав («Новый торговый устав»), принятый в 1667 г. Он строго и досконально регламентировал торговую деятельность зарубежных купцов: они могли торговать лишь в пограничных городах (Архангельск, Псков, Новгород); не могли заключать торговые сделки между собой; не могли производить розничный торг; для въезда во внутренние области страны они должны были получить специальную царскую грамоту и заплатить двойную пошлину (кроме «рублевой пошлины» они должны были заплатить «проезжую пошлину» в иностранной валюте).
Новоторговый устав имел также ярко выраженный меркантилистский характер. Его автором, как и инициатором всей торгово-экономической политики, был А.Л.Ордин-Нащокин, один из крупнейших политиков-экономистов России того времени. Суть теории меркантилизма заключалась в идее накопления в стране значительного денежного капитала. Считалось, что для обеспечения богатства страны нужно привлекать в нее денежный металл и следить за тем, чтобы внешний торговый баланс был положительным.
Приверженность теории меркантилизма (с современной точки зрения ошибочной) определила и денежную политику правительства Алексея Михайловича. Для привлечения ценных металлов в страну пошлины с зарубежных купцов брали исключительно в иностранной валюте — «ефимками» (так в России называли европейские монеты — иоахимсталеры; название происходит от места их чеканки — г.Иоахимсталя в Богемии). Для увеличения денег в стране ефимки перечеканивали на московском монетном дворе, понижая при этом долю серебра до одной трети (иногда и больше) при сохранении их номинальной стоимости (то есть производили «порчу монеты»). Принимая один ефимок за 50 коп., правительство делало из него в середине века 64 коп., что давало казне 28% дохода с каждого ефимка. В 1654 г. вес серебра понизили еще больше и довели доход до 100% (то есть из одного ефимка стали чеканить 1 рубль). Одновременно (с 1656 г.) стали выпускать медные монеты, искусственно приравняв их стоимость к курсу серебряных монет.
Все это привело к громадной инфляции в стране. Медный рубль стал цениться на рынке в 10-12, а к началу 60-х годов даже в 20-25 раз дешевле серебряного. Инфляция, в свою очередь, обернулась сильным взвинчиванием цен. Положение усугублялось тем, что правительство требовало налоги в серебряной валюте, а свои обязательства перед населением (например, жалованье служилым людям) выполняло медными деньгами. И как следствие — взрыв народного недовольства: московское восстание 25 июня 1662 г. Народный мятеж, названный «Медным бунтом», был усмирен верными правительству отрядами стрельцов и личным обещанием царя наказать виновных.
Налоговая политика правительства. Налоговые поступления в казну состояли из двух видов: окладные и неокладные денежные сборы.
Окладными налогами назывались те, по которым заранее назначался определенный, обязательный для плательщика, размер платежа — «оклад». К окладным относились все прямые и основная часть косвенных налогов. Все остальные налоги были неокладными.
В середине XVII в. существовало по крайней мере девять видов окладных налогов: 1) посошная подать («живущая четверть», подворная подать) или ясак (с нерусского населения) — основной вид прямого налога; 2) стрелецкие деньги (прямое обложение на жалованье стрельцам); 3) пищальные деньги (прямое обложение на приобретение оружия); 4) полоняничные деньги (прямое обложение на выкуп пленных); 5) ямские деньги (прямое обложение для обеспечения средств внутригосударственной связи); 6) городовое дело (постройка укреплений); 7) ямчужное дело (изготовление пороха); 8) таможенные и кабацкие деньги — основной косвенный налог на торговые операции внутри страны и продажу спиртных напитков в «царских кабаках»; 9) пятинные деньги («пятая деньга», «десятая деньга» или «двадцатая деньга») — экстренные сборы (20, 10 или 5% со стоимости имущества налогоплательщиков).
Неокладными налогами были экстренные сборы («запросные деньги») в виде добровольных взносов населения, судебные сборы («головщина»), проезжие пошлины — «мыт», торговые пошлины — «тамга»: подъемные, посаженные, побережные, свальные и многие другие. Заметное место в системе косвенных налогов занимали оброки с лавок, кузниц, мельниц, соляных варниц и различных промыслов: рыбных ловель, бобровых гонов, бортных ухожиев, сенокосов и т.д.
Количество прямых налогов в течение XVII в. увеличивалось, однако первое место в бюджете страны принадлежало косвенным окладным налогам — особенно таможенным и кабацким сборам. В 1680 г. их доля составляла 56% от всех налогов.
При этом в организации сбора косвенных налогов правительство обычно использовало систему откупов: кто предложит большую сумму оплаты на получение права сбора налога в течение предстоящего года. Если желающих дать откуп не находилось, то применялся другой метод сбора налогов: передача его на ответственность выборных лиц («верных голов» и «целовальников»). При этом устанавливался оклад, то есть сумма, подлежащая сдаче в казну, независимо от фактического сбора. Оклад каждого следующего года определялся по уровню предыдущего (с некоторым прибавлением суммы сбора).
Большая роль в сборе косвенных налогов ложилась на финансовых агентов правительства — «верных голов» и «целовальников». Ими, как правило, были лица, избираемые местным посадским обществом из числа его богатых слоев (которые могли своим имуществом покрыть недостающую часть сбора в случае неудачного финансового года; обычно они еще больше богатели на этих сборах). «Верными головами» и «целовальниками» они назывались потому, что при принятии должности целовали крест и приносили присягу в добросовестном («верном») исполнении обязанностей.
Организационно-экономические мероприятия. Правительство Алексея Михайловича решало и некоторые другие задачи. Среди них — организация ямской службы; первые попытки крупного судостроения (в конце 60-х годов на Оке в с.Дединове было построено судно «Орел»; сгорело в Астрахани в 1670 г.); обсуждение проекта сооружения канала для соединения Белого моря с Волгой; появление прообраза газеты — листка «Куранты» (исключительно для придворного использования) и др.
Большое значение имело расширение связей с Западной Европой: активно приглашались иностранные специалисты; шире чем раньше стали практиковаться выезды русских людей за границу; для сношения с Западом (в основном для государственных нужд) была заведена регулярная почта.