Правительство Б.И.Морозова и его политика. Царь Михаил Федорович умер в июле 1645 г. в возрасте 48 лет. Его наследником стал старший и единственный сын от брака с дочерью незнатного дворянина Евдокией Лукьяновной Стрешневой — Алексей Михайлович, чье царствование (1645-1676) стало прологом преобразований Петра I.
Алексей Михайлович стал царем в таком же возрасте, как когда-то его отец — в 16 лет от роду. Он еще не был готов к самостоятельной государственной деятельности (к тому же через месяц после смерти отца потерял и мать) и полностью попал под влияние своего воспитателя («дядьки», как тогда говорили) Бориса Ивановича Морозова.
Смена царствования привела к резкому изменению расстановки политических сил в стране. К власти пришли новые люди, среди которых первое место занял Морозов. Он привлек к управлению государством своих родственников и друзей: Петра Траханиотова, Леонтия Плещеева, Назария Чистого и других.
Новое правительство, встретившись с остротой финансовых вопросов, попыталось разрешить их одним решительным действием — введением (в начале 1646 г. — 7 февраля) повышенных пошлин на соль, отменив при этом некоторые тягостные для населения налоги (стрелецкие и ямские деньги). Это привело к такому резкому скачку цен на соль, что основная часть населения оказалась не в состоянии ее покупать (например, продажа соли во владениях Соловецкого монастыря в Вологде за один год упала почти в 60 раз: с 130-140 тыс. пудов до 2,3 тыс. пудов).
В результате резко сократилось поступление налогов в государственную казну. Правительство вынуждено было в декабре 1647 г. отменить налог на соль, но одновременно восстановило все старые налоги, приказав при этом собрать их с населения в 1648 г. в тройном размере — не только налоги за этот год, но и недоимки, к которым были причислены отмененные ранее налоги за 1646 и 1647 гг.
Городские восстания 1648 г. Все это вместе взятое и вызвало не только финансовый, но и социальный кризис в государстве, результатом чего явились массовые народные восстания в 1648 г. Первые волнения начались в апреле и мае (Каргополь и Томск), затем быстро охватили всю страну от юга (Козлов, Воронеж, Курск) до Приморья (Соль Вычегодская и Устюг Великий) и Приуралья (Соль Камская, Чердынь). Особую остроту они приобрели летом (июнь и июль) 1648 г.
Наиболее крупное волнение, перешедшее в народное восстание, произошло в Москве 1-10 июня (так называемый «Соляной бунт»). В восстании приняли участие не только низшие и средние слои посадского тяглого населения («черные люди»), но и часть стрельцов и дворянства. Несколько дней город фактически находился в руках восставшего народа. В ходе московского восстания были разгромлены многие боярские усадьбы, убиты наиболее ненавистные народу политические деятели (Чистой, Плещеев, Траханиотов), отстранен от управления страной Морозов, царь вынужден был выйти к народу, «бить по рукам» с представителями народа и обещать уменьшения его тягот.
Отмечая характер, состав участников и причины восстаний, нельзя сводить все к ошибкам правительства в финансовых вопросах. Они явились лишь поводом к народному социальному взрыву. Причины лежали, несомненно, глубже, коренились в тяжелом положении всех слоев малообеспеченного населения, во все усиливающихся в предшествующие десятилетия тяготах государственных повинностей, в неудовлетворенности посадских людей и дворянства политикой правительства. Об этом говорят требования народа: со стороны дворянства — отменить «урочные годы» и расширить дворянские права на землю, со стороны посадских людей — не допускать «закладничества» тяглого населения в монастыри и ликвидировать «белые слободы» в городах.
Созыв Земского собора 1648-1649 гг. Верховная власть вынуждена была отреагировать на восстание в Москве немедленно. 10 июня 1648 г. было созвано совещание дворян и детей боярских с представителями посадского населения. На этом собрании было образовано новое правительство (Н.И.Романов, Я.К.Черкасский, М.Н.Пронский). Был издан царский указ о прекращении сбора недоимок за прошлые годы с городов и уездов и удовлетворены просьбы отдельных челобитчиков по фактам судебной волокиты. От лица «всенародного множества Московского государства» на совещании было принято решение о срочном созыве Земского собора для принятия «Уложенной судебной книги».
Через месяц с небольшим, 16 июля 1648 г., созывается экстренный Земский собор, не собиравшийся в течение уже нескольких лет. На соборе дворяне подали правительству новую челобитную о составлении Уложения, «чтоб вперед по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить». Для подготовки проекта Уложения была создана комиссия во главе с судьей (начальником Приказа Казанского дворца, одного из важнейших государственных учреждений) князем Никитой Ивановичем Одоевским. Членами комиссии стали крупные политические деятели: боярин С.В.Прозоровский, окольничий Ф.Ф.Волконский, дьяки Г.Леонтьев и Ф.Грибоедов. Открытие Земского собора, на котором должно было быть принято Уложение, было назначено через полтора месяца — на 1 сентября того же года.
Соборное Уложение. Созванный 1 сентября Земский собор заседал пять месяцев (с сентября 1648 по январь 1649 г.) и завершился принятием 29 января 1649 г. Уложения, состоящего из 25 глав и 967 статей. Это был крупнейший кодекс феодального права. В отличие от Судебников XV-XVI вв. Уложение регулировало не только гражданский и уголовный судебные процессы, но и отношения подданных с государством и церковью, крестьян с землевладельцами, военную и гражданскую службы.
Соборное уложение ввело жестокие наказания за многие преступления, особенно политические. Преступления против царской власти, лично самого царя и его приближенных получили название «слово и дело государево», под которым понимались не только конкретные действия, но и их замысел (то есть стали карать не только за действия, но и за помыслы человека). Повысилась роль доноса («извета»), что насаждало слежку подданных друг за другом.
Одно из самых важных положений Соборного уложения — отмена «урочных лет» для сыска беглых, бессрочное прикрепление крестьян к земле, что означало по существу окончательное юридическое оформление крепостного права в стране. Так осуществилась вековая мечта дворянства, основной социальной силы государства. Расширены были и дворянские права владения землей, сделан шаг по пути слияния поместного права с вотчинным.
Значительное место в Соборном уложении было отведено и городскому (посадскому) населению. Его купеческая верхушка получила некоторые привилегии, а основная часть — черные люди — была прикреплена к тяглу (то есть фактически закрепощена).
Один из важных моментов Уложения — четкое оформление социальной структуры общества. Все население делилось на две категории: чины служилые и чины земские. Каждая из них делилась на группы, а группы — на подгруппы. Чины служилые состояли из служилых людей по отечеству (думные, московские, городовые) и служилых людей по прибору (стрельцы, городовые казаки, солдаты, рейтары, драгуны, новокрещены, служилые татары и т.д.). Чины думные имели следующие категории: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; чины московские — стольники, стряпчие, дворяне, жильцы; чины городовые — выборные дворяне («выбор»), дети боярские дворовые, дети боярские городовые. Чины земские состояли из тяглых людей посадских (московские — гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные сотни и слободы; городовые — лучшие, средние, молодшие), тяглых людей уездных (крестьяне разных категорий, бобыли, ясачные люди) и людей нетяглых (холопы и «гулящие»).
В целом Соборное уложение значительно укрепило централизованное государственное управление и самодержавную власть царя. До середины XVII в. повседневная жизнь и государственная деятельность регулировались не столько писаными законами, сколько традициями и обычаями. Основная идея Уложения — устройство государства на условиях полного и безусловного подчинения всех подданных царю-самодержцу и его слугам. Отныне все, даже бояре, должны были называть себя «холопами» царя.
Принятие Соборного уложения предопределило дальнейшую политическую линию Алексея Михайловича, проведение им наиболее важных мероприятий, подготовивших установление в начале следующего XVIII века абсолютной власти российского монарха.
Восстания в Пскове и Новгороде. Однако Земский собор не остановил широкого народного недовольства. В 1650 г. произошло два крупных городских восстания — в Пскове и Новгороде, подавить которые царское правительство сумело только с применением армии. Характерной особенностью этих восстаний было активное участие в них сельского населения.
Движение началось в Пскове в конце февраля 1650 г. Поводом явились купеческие операции по спекуляции хлебом после неурожайного 1649 г. Восставший народ («молодшие люди») создал в городе свой правительственный орган — «Всегородную избу» во главе с хлебником Григорием Демидовым. Началась конфискация имущества у бояр. Вскоре движение перекинулось в сельскую местность, а в середине марта — в Новгород, власть в котором из рук воеводы перешла к Земской избе.
Правительство вынуждено было направить против непокорных городов армию во главе с Иваном Никитичем Хованским. В середине апреля Хованский вступил в Новгород, в усмирении которого активное участие принял новгородский митрополит Никон (будущий российский патриарх).
Но в Пскове восстание все разрасталось. Народное правительство направило в мае делегацию в Москву «от всего города» с требованием организации суда выборных от горожан. Не добившись покорности Пскова путем мирных переговоров, Хованский в конце мая начал осаду города, которая продолжалась более двух месяцев. Лишь в начале августа сторонникам псковского правительства удалось создать новый орган управления, который начал переговоры с Хованским. К концу августа восстание в Пскове было подавлено. Активную роль в этом сыграл местный дворянин «на полковой службе» Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (в будущем один из руководителей правительства Алексея Михайловича).
События 1650 г. в Новгороде и Пскове откликнулись тревожной обстановкой в Москве. Иностранные наблюдатели отмечали вполне вероятную возможность повторения событий 1648 г. Для разрешения «псковского вопроса» в июле-октябре три раза собирался Земский собор (4 и 26 июля, 3 октября). Военное подавление восстания временно сняло необходимость каких-то кардинальных уступок со стороны властей. Однако становилось все более ясным, что без дальнейших глубоких социально-экономических и политических реформ в стране обойтись невозможно.
К чести Алексея Михайловича он хорошо понял это, что и определило довольно широкий спектр направлений его внутренней политики.