По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Его функции на раннем этапе существования Древнерусского государства заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани и налаживании внешней торговли. В дальнейшем большее значение приобретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями и т. д.
Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов.
Взаимоотношения с другими князьями строились на основе крестных грамот, в которых определялись права и обязанности великого князя и князей-вассалов (защита последних, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.).
Великий князь опирался на совет крупных феодалов — бояр и духовенство., бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.
При князе состоял совет из бояр и «княжих мужей». Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина.
важную государственную и политическую роль играет народное собранию — вече. В вече участвовали все свободные жители города и примыкающих поселений. К компетенции вече относились вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др.
Местное управление осуществлялось посадниками (наместниками) в городах и волостелями в сельской местности, они осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений.
Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община — вервь. Вервь XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких поселений. Она рассматривала вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний
. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах — князья, посадники, волостели...
Оформлялась церковная юрисдикция. Церковь судила: зависимое население своих земель, духовенство по всем категориям дел, население государства по некоторым категориям дел (преступления против религии, нравственности и т. п.).
Вооруженные силы включали: дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение.
В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).
8. Источники Древнерусского феодального права. «Русская правда»,её происхождение и основные редакции.
Основным источником древнерусского права были обычаи, которые существовали как в устной, так и в письменной форме и стали затем обычным правом. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским, который содержит нормы русского и византийского права. Источником права являются и договоры: межгосударственные, между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии. Княжеское законодательство известно с X в. Особое значение имеют церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, регулирующие церковные и семейные отношения. Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда (РП). До нас дошло более ста списков РП. Наиболее распространено деление РП на три редакции:
1 ) краткая редакция Русской Правды (Краткая Правда) — самая древняя часть Русской Правды, состоящая из двух частей: правды Ярослава (1015-1054 гг.), Правды Ярославичей (60-е гг. 11 в.). Кр. Правда содержала 43 статьи, в основном нормы уголовного права и процесса. В Правде Ярослава сохраняется кровная месть, отсутствует четкая дифференциация размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. В Правде Ярославичей отменялась кровная месть, устанавливалась мера наказаний, ограждающих жизнь и имущество феодалов. Окончательный вариант Краткой Правды сформировался в конце 11 в.;
2) пространная редакция (Пространная Правда) - систематизированный сборник правовых норм, измененная и дополненная Краткая Правда. Пространная Правда содержала 121 статью. Пространная редакция Русской Правды состояла из 2 частей: (Устава князя Ярослава «устава Владимира Мономаха). Отражала дальнейшую социальную дифференциацию, устанавливались привилегии феодалов (вводились более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорблений, за посягательство на имущество, нарушение границ земельных владений феодалов), определялось зависимое положение смердов, закупов, закреплялось бесправие холопов. Свидетельствовала о дальнейшем развитии феодального землевладения, охране права собственности на имущество, определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству. Большая часть Пространной Правды были посвящены нормам уголовного права и процесса. Пространная Правда просуществовала до 14в
3) сокращенная редакция (Сокращенная Правда) — систематизированный сборник правовых норм, составленный во второй половине 15в. Сокращенная Правда - из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права. Регулировала вопросы уголовного права и процесса, гражданского права (права собственности), семейно-брачных отношении, наследственного права, обязательственного права и вопросы правового положения населения.
По Русской Правде выделялись следующие слои населения: князья, бояре (княжьи люди), служилые люди, дружина, духовенство, городское население, смерды, закупы, холопы (докладные, кабальные), рядовичи, изгои, прощенники.
Русская Правда различала договоры: купли-продажи; займа; хранения имущества (поклажи); займа с самозакладом (закупничество); подряда ("урок мостников»);личного найма. Форма договора была устной. Договор заключался при свидетелях, с совершением символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору. Стороны договоров должны были отвечать требованиям возраста, правоспособности и свободы.Русская Правда предусматривала наследование по закону и завещанию. Преимущественное право на получение наследства имели сыновья. Наследство между сыновьями делилось поровну, но отцовский двор переходил только к младшему сыну. Дочери бояр и дружинников имели право на наследство. По Русской Правде имущество смердов могли наследовать только сыновья, при их отсутствии имущество считалось выморочным и поступало в казну князя. Незаконнорожденные дети права на наследство не имели, но если их матерью была рабыня, то они вместе с ней получали свободу.