Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государство как продукт общественного развития




Было время, когда государство не существовало. В первобытном обществе, где около 40 тысяч лет тому назад сформировался человек в современном понимании (хомо сапиенс), «экономика» основывалась на общественной собственности, социальная структура - на родовой или племенной общине, власть - на авторитете племенного вождя или совета старейшин, регулирование жизненных отношений - на обычаях, олицетворяющих накопленный опыт наиболее рациональной, выгодной для рода (племени) формы их организации.

    Но по мере развития тогдашнего общества, особенно благодаря разделению труда, повышению его производительности и расширению обмена, родоплеменной строй изживал себя постепенно. Как результат общественного развития, началось формирование новых способов организации общественных отношений, более универсальных структур управления жизнедеятельностью общества, с которыми связано происхождение государства. Эти процессы проанализированы в классическом труде Ф. Энгельса [147] «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанном в 1883-1884 г.г. на базе огромного фактического материала в области археологии, истории и этнографии, включая сюда работу американского ученого Льюиса Генри Моргана [148] «Древнее общество».

    Если развитие первобытного общества происходило более или менее одинаково во всех уголках нашей планеты, то на стадии появления нового, государственно-организованного общества пути человечества существенно разошлись. В Афинах, Риме, Греции общинный строй разложился, возникла частная собственность на землю либо частное землевладение при сохранении коллективной собственности, начались разделение труда и социальное расслоение населения, что повлекло за собой формирование более могущественными социальными группами своих организационных структур, превратившихся в государство.

    У германских племен, которым рабовладение в классической форме представлялось невыгодным, имущественная дифференциация, социальное расслоение и разделение труда сопровождались захватом чужих территорий, что ускорило образование у них раннефеодального государства. В Азии, Африке и доколумбовой Америке постепенному перерастанию родоплеменного строя в государство во многом способствовали такие факторы, как поливное земледелие и строительство ирригационных систем, обусловившие объединение разных племен с созданием межплеменной публичной власти, организованной как государство.

    Известно множество доктрин, объясняющих происхождение государства. Теологическая концепция [149] (Аквинский[150], Маритен[151]) исходит из божественных начал, патриархальная [152] (Аристотель[153], Михайловский[154]) - из разрастания отцовской власти, органическая школа [155] (Платон[156], Спенсер[157]) - из эволюции человеческого организма, психологическая [158] (Тард[159], Петражицкий[160]) - из людской психики, естественно-правовая [161] (Гроций[162], Радищев[163]) - из общественного договора, а теория насилия [164] (Гумплович[165], Каутский[166]) - из факта завоевания чужих территорий.

    Существуют многочисленные подходы и к трактовке самого понятия государства. Сторонники теории элит [167] (В. Парето[168], Г. Моски[169] и др.) видят в государстве организацию власти верхушки общества - элиты, приверженцы технократической концепции [170] (Д. Белл[171], Г. Саймон[172], Т. Веблен[173] и др.) - организацию власти специалистов по управлению, представители теории конвергенции [174] (Р. Арон[175], Д. Гэлбрейт[176], П. Сорокин[177] и др.) - результат взаимного обогащения между народами, проповедники плюралистической демократии [178] (М. Дюверже[179], Г. Ласки[180] и др.) - выразителя всеобщих воли и интересов и т.д.

    Согласно марксистским взглядам, решающую роль в происхождении государства сыграли раскол общества на противоположные классы и непримиримая борьба между ними, породившие государство как орудие классового подавления и подчинения. Марксистский подход к этой проблеме наиболее полно изложен в названной выше работе Ф. Энгельса. Он, однако, тоже страдает изъянами, связанными с гипертрофией классового начала в объяснении происхождения, сущности и исторического предназначения государства.

    Можно считать установленным, что государство - продукт самого общества на определенной ступени развития, результат социального расслоения населения, появления частной собственности и обострения противоречий в общественном организме. Государство нигде не навязывается обществу извне.

    Хотя формы его происхождения у разных народов неодинаковы, тем не менее, государство везде возникло ввиду одних и тех же коренных социально-экономических причин - там, тогда и постольку, где, когда и поскольку социальные противоречия стали неразрешимы прежними, родоплеменными способами.

    Нельзя, однако, признать достоверным сведение социального расслоения к образованию двух противостоящих друг другу и находящихся в постоянном антагонизме классов, а равно объяснение появления государства исключительно интересами одного, эксплуататорского класса «держать в узде», подавлять сопротивление всех остальных (эксплуатируемых) слоев населения. Гипертрофирование классового антагонизма и его роли в истории искажает не только процессы происхождения, но и сущность, историческое предназначение и деятельность государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 240 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2311 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.