Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.
Цицерон [60]
Система научного знания
Любая наука имеет свое, принадлежащее только ей место в общей системе научных знаний, которое определяется, главным образом, ее предметом и особенностями методов его исследования. При этом следует помнить, что научное знание как в своем содержании, так и в своей институциализации (связанной с разделением труда, в том числе применительно и к процессу познания) конкретно исторично. Если на первых этапах накопления и развития человеческого знания оно не носило ярко выраженный расчлененный характер, тот же Пифагор, к примеру, являл собой и математика, и философа, и астронома, то на данное время принято делить все науки на естественные и гуманитарные. В нашем случае сами гуманитарные (общественные) науки можно поделить на неюридические и юридические. С этих позиций и рассмотрим место и роль теории государства и права в системе научного знания, выделив два аспекта означенной проблемы: внешний – соотношение теории государства и права с неюридическим гуманитарными науками и внутренний – ее связи с собственно юридическими предметами.
Внешний аспект вопроса. Принципиальную значимость несут связи теории государства и права с семейством тех обществоведческих наук, которые не являются правоведческими. Правда, все они вместе со всем правоведением, включая теорию государства и права, образуют более обширное семейство (систему), а именно обществоведени е, общим объектом которого служат общество во всем его многообразии, социальная жизнедеятельность в целом, включая сюда главный компонент - человека, предметом - их самые различные свойства в исторической преемственности, современном состоянии и в тенденциях.
Однако в обществоведении тоже есть разделение труда между его составляющими. В нем различают общеструктурные, специальные и конкретные науки [61]. Если одни из них изучают свойства человеческого общества как единого целого, то другие - свойства каких-то его структурных частей, отдельных сфер, областей, фрагментов и их сторон, таких, как мышление, экономика, политика, духовное развитие, психика, культура, религия, история развития стран, народов и т.д. Философия [62], например, объясняет наиболее общие моменты общественного бытия и сознания в целом; логика [63] - оптимальные способы и приемы человеческого мышления; социология [64] - социальные группы, институты и процессы; политология [65] - политику, политические учреждения, режимы и процессы; экономическая наука - отношения производства, обмена и потребления материальных ценностей; культурология [66] – моральные, нравственные и этические слагаемые жизни людей; психология [67] - их психическую жизнь; педагогика [68] - особенности учебно-воспитательной деятельности; история [69] - процессы развития отдельных стран и народов.