Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 2. Современный интеллект. Проблема сущности мира




 

 

Современный тип интеллекта, как мы постараемся показать далее, выражен в принципиально новой философской системе, получившей действительно научный характер, включившей в себя лучшие достижения философского интеллекта прошлого, конкретнонаучного интеллекта XIX-XX вв., - системе диалектического материализма. Эта система включает собственно диалектический материализм как наиболее общую философскую науку; исторический материализм, или общую социологию, как философскую теорию общества; целый ряд более частных философских дисциплин - философию природы, этику, эстетику, логику, философию религии, историю философии и др. Система научной философии имеет сложную и многоплановую структуру, которую, в целях краткости изложения, мы не будем здесь рассматривать. Отметим, однако, один из важнейших структурных «разрезов» философии, составленный онтологией, гносеологией, методологией, логикой, аксиологией и праксиологией.

В сравнении с современными философскими системами Запада система диалектического материализма имеет наиболее широкий и структурно многоплановый характер. Основная концепция

 

19


диалектического материализма обусловливает предельно широкий характер структуры научной философии, в то время как аналитическая философия и экзистенциализм - основные западные конкуренты диалектического материализма включают только некоторые аспекты философской мысли. Так, они исключают онтологию в собственном смысле слова, философию природы, диалектику как теорию развития.

Оценивая существующие в современном мире типы интеллекта, необходимо выяснить, насколько широкий характер имеют положенные в их основу философские концепции. Как отмечает известный знаток советской философии профессор Массачусетского технологического института Л. Грэхэм, «современный советский диалектический материализм является впечатляющим интеллектуальным достижением...По универсальности и степени разработанности диалектико-материалистическое объяснение природы не имеет равных среди современных систем мысли. В самом деле, необходимо было бы вернуться на несколько веков назад, к аристотелевской схеме природного порядка или к картезианской механической философии, для того чтобы найти такую.систему, основанную на самой природе, которая могла бы соперничать с диалектическим материализмом по степени развития или целостности строения» (12).

Система диалектического материализма, возникшая в середине XIX в., прошла сложную и богатую историю своего развития. Она была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом в первоначальном принципиальном и сжатом виде. Дальнейшее ее развитие заключалось в последовательном развертывании и обогащении основной концепции, ее дальнейшем структурировании. Как отмечал В.И. Ленин, Маркс и Энгельс заложили только краеугольные камни той теории, которую их последователи должны развивать дальше в соответствии с изменяющимися условиями общественной жизни и достижениями науки.

В начале XX в. в связи с революцией в естествознании, продолжающейся до настоящего времени, Ленин поставил задачу подвергнуть ревизии классическую форму марксистской философии, в какой она создана Марксом и Энгельсом. Целью такой ревизии, по Ленину, являлось дальнейшее развитие диалектического материализма на основе данных новейшего естествознания. Общеизвестно, что Ленин поднял научную философию на новую ступень, создал новую форму диалектического материализма, в которой основное концептуальное содержание диалектического материализма не было отброшено и заменено модными течениями эмпириокритицизма или эмпириомонизма, а сохранено и развито дальше. По нашему убеждению (которое мы

 

20


отстаиваем последние три десятилетия), философия второй половины XX в. постепенно переходит к новой, «постленинской», форме диалектического материализма.

Это небольшое вступление позволяет нам сформулировать точнее ту задачу, которая будет решаться в последующем анализе. Не ставя своей целью разработку сколько-нибудь полной истории философского интеллекта, мы не будем далее прослеживать этапы развития того типа интеллекта, который введен диалектико-материалистической философией. Выделив основные узлы или парадигмы нового типа интеллекта, мы будем рассматривать их так, как они предстают в свете современной развитой теории научной философии, которая ушла достаточно далеко вперед по сравнению с первоначальным концентрированным ее выражением в трудах Маркса, Энгельса и Ленина. При этом мы не претендуем на единственно верное истолкование теории диалектического материализма, оно будет иметь в значительной мере авторский характер. Этим объясняется и характер последующих ссылок на литературу. Тот, кого предложенная интерпретация, разрабатываемая четыре десятилетия, не устраивает, может написать другую книгу.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-10; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 177 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2446 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.