Митрополит Ириней возглавлял Православную Церковь в Америке с 1970 по 1974 гг. С 1974 по 1977 гг. ввиду болезни митрополита Иринея во главе Церкви стоял временно управляющий архиепископ Монреальский и Канадский Сильвестр. С 1977 по 2002 гг. Православную Церковь в Америке возглавлял Блаженнейший митрополит всей Америки и Канады Феодосий (Лазор). В 2002 г. митрополит Феодосий подал прошение на покой в связи с 25-летием его Предстоятельского служения.
С 21 по 27 июля 2002 г. в г. Орландо (США) проходил XIII Всеамериканский Православный Собор, на котором был избран новый Первоиерарх Американской Православной Церкви – Высокопреосвященнейший Герман, архиепископ Филадельфийский и Восточнопенсильванский (в миру – Джозеф Свайко). Он родился в 1932 г. в Пенсильвании. Окончил Свято-Тихоновскую семинарию в Южном Канаане (Пенсильвания). 4 декабря 1970 г. принял монашеский постриг с именем Германа в честь преподобного Германа Аляскинского.
Интронизация Митрополита Германа состоялась в Свято-Никольском Соборе в Вашингтоне 8 сентября 2002 г.
В настоящее время юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется на православную паству США, православные приходы в Канаде, Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии.
Епископат Православной Церкви в Америке насчитывает 14 архиереев (2000 г.). Численность верующих – ок. 1 млн. человек.
В число клира Аляскинской епархии входят несколько эскимосов, алеутов и индейцев. На Аляске в настоящее время имеется более 80 приходов из алеутов и эскимосов. В большинстве эскимосских приходов богослужение совершается на эскимосском языке.
В 1971 г. в состав Православной Церкви в Америке была принята Албанская епархия в США (см. главу 13 «Албанская Православная Церковь»).
В 1971 г. Американская Церковь организовала миссию в Австралии. Весной 1972 г. к Православной Церкви в Америке присоединились свыше 20 священников и ок. 20 тыс. мирян Мексиканской Национальной Старокатолической Церкви.
Главой Православной Церкви в Америке является Митрополит. Он является Предстоятелем и одновременно епархиальным архиереем Вашингтонской епархии. Полный титул предстоятеля – «Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады».
Высшая духовная власть принадлежит Священному Синоду, в который входят все правящие епископы. Сессии Синода проводятся регулярно – 2 раза в год. По требованию Митрополита может быть внеочередное заседание Синода. Между сессиями Священного Синода действует Постоянный Малый Синод (не менее 3 епископов).
Высшей административной и законодательной властью обладает Всеамериканский Собор, состоящий из всех епископов Церкви, представителей от каждого прихода – священников и мирян, членов Митрополичьего Совета, членов Ревизионной Комиссии Церкви, делегатов от духовных школ и церковных организаций. Созывается обычно 1 раз в 2 года.
Председателем Священного Синода, Постоянного Малого Синода, Всеамериканского Собора и Митрополичьего Совета является Митрополит.
Митрополичий Совет является постоянным исполнительным органом церковного управления. Он состоит из Митрополита, одного епископа, назначаемого Священным Синодом, канцлера, секретаря, казначея, представителей от каждой епархии (священников и мирян).
Епархией управляет епископ с помощью Епархиального Съезда и Епархиального Совета.
Действует также Ревизионная Комиссия Церкви. Главной ее функцией является ревизия отчетов епархиальных управлений.
В административном отношении епархии делятся на церковные округа (во главе с благочинными), которые в свою очередь делятся на приходы.
Приход возглавляет настоятель. Помимо него органами приходского управления служат Приходское Собрание и Приходской Совет.
Для военнослужащих православного исповедания существует особый институт военных священников.
Православная Церковь в Америке располагает 4 мужскими и 2 женскими монастырями. Все монастыри небольшие, насчитывают ок. 10 человек.
Для обеспечения духовного образования и подготовки кадров священнослужителей Американская Церковь располагает Свято-Владимирской Духовными Академией и Семинарией (основанными в 1938 г. около Нью-Йорка), Свято-Тихоновской Духовной семинарией в Саут-Канаане (Пенсильвания) и Духовной семинарией во имя преподобного Германа Аляскинского (Аляска, полуостров Кенай), основанной в 1973 г.
Каждая епархия имеет сеть воскресных школ.
В сфере духовного просвещения Православная Церковь в Америке ежегодно выпускает Церковные календари, журналы и газеты духовного содержания на английском языке.
Православная Церковь в Америке поддерживает очень тесные и братские связи со своей бывшей Матерью – Русской Православной Церковью. Из последних визитов можно отметить официальный визит в Москву Блаженнейшего Феодосия, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады, состоявшегося в декабре 2001 г. По словам Первоиерарха Американской Церкви, террористические акты в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. изменили образ жизни граждан США. «Я молюсь, чтобы этот визит послужил развитию отношений между народами России и США, между всеми людьми доброй воли», - сказал в своем слове митрополит Феодосий.
Особо почитается в Америке русский подвижник – член первой духовной миссии на Аляску – преподобный старец Герман Аляскинский (1757 – 1837). Его апостольский подвиг на Аляске (на острове Кадьяк, а затем на острове Еловый) продолжался в течение 44 лет. После трагической гибели в волнах океана начальника миссии епископа Кадьякского Иоасафа в 1799 г. старец Герман фактически исполнял обязанности начальника Кадьякской миссии. После кончины старца Германа жители Кадьяка свято чтили его память, а к его могиле на о. Еловом постоянно совершались паломничества.
9 августа 1970 г. Православная Церковь в Америке канонизировала старца Германа, а 1 декабря 1970 г. имя преподобного Германа Аляскинского внесла в свой месяцеслов и Русская Православная Церковь (память 27 июля ст. ст.).
Кроме того, православные жители Америки с исключительным благоговением почитают святителя Тихона (Белавина) и архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Максимовича).
Православная Церковь в Америке имеет свое подворье в Москве – им является храм святой великомученицы Екатерины на Всполье.
Библиография [1]
Источники и литература к курсу
«История Поместных Православных Церквей» в целом
Источники
Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902 – 1998. М., 1999.
Исследования и пособия
Асмус В. Православие: Учебное пособие по истории религии. Волгоград, 1996.
Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990.
История Православной Церкви в XIX в. В 2 т. Т. 1. Православный Восток; Т. 2. Славянские Церкви. Репринт издания 1901 г. М., 1998.
История южных и западных славян. В 2 т./ Под ред. Г. Ф. Матвеева и З. С. Ненашевой. М., 2001.
Поместные Православные Церкви // Православный Церковный Календарь. 2000 г. М., 1999. С. 105 – 112.
Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. В 2 т. М., 1994.
Источники и литература к отдельным главам
К главе 1