Основать новую автокефальную Церковь имеет право только такая церковная организация, которая обладает высшей властью. Сегодня такой властью обладает епископат всей Церкви, или епископат отдельной существующей автокефальной Церкви.
Итак, автокефалию новой Церкви могут предоставить:
1. Вселенский Собор (но Вселенский Собор – явление чрезвычайно редкое в истории Церкви);
2. Исторически обычным фактором провозглашения автокефалии стала воля епископата (Поместный Собор) уже существующей автокефальной Церкви. Причем Поместный Собор какой-либо существующей автокефальной Церкви может не только предоставить автокефалию части своей Церкви, но и упразднить ее.
3. В исключительных случаях отдельные епископы вправе предоставить временную автокефалию части какой-либо существующей автокефальной Церкви без решения этой автокефальной Церкви. Таких случая два: 1) если центральная власть кириархальной Церкви (т.е. Церкви, от которой отделилась часть епископов) уклонилась в ересь (15-е правило Двукратного Собора); 2) если эта часть Церкви по каким-либо причинам окажется совершенно оторванной от Матери Церкви, или же когда центральная власть кириархальной Церкви бездействует (37-е правило Шестого Вселенского Собора). Вместе с тем, для того, чтобы временная автокефалия стала постоянной, необходимо согласие на это со стороны кириархальной Церкви.
Никакая Церковь не имеет права предоставить автокефалию какой-либо части Церкви, находящейся в юрисдикции другой Автокефальной Церкви, иначе это будет антиканоническим вмешательством во внутренние дела той Автокефальной Церкви, в ведении которой находится та часть Церкви.
Согласно 12-му правилу Четвертого Вселенского Собора, государство (светская власть вообще) не может провозгласить церковную автокефалию.
Необходимо отметить, что автокефалия дается лишь той Церкви, которая доросла до самостоятельной жизни, имеет внутренние возможности существовать независимо от иной церковной власти.
Исторически сложилось, что сущность автокефалии Церкви заключается в том, что как первый ее епископ, так и прочие должны избираться и рукополагаться собором своих епископов, а не епископами других Церквей. Для того чтобы рукоположить епископа требуется не менее двух епископов (1-е правило апостольское). Следовательно, для автокефалии Церкви необходимо наличие не менее трех епископов.
Что касается критериев автокефальности (т. е. правомерности отделения одной Церкви от другой), то, учитывая исторический опыт развития Церквей, можно отметить два таких критерия: во-первых, стремление к созданию независимой Церкви всегда прослеживается в самостоятельном независимом государстве (ярким примером такого процесса могут служить события церковной жизни на Украине в начале 1990-х гг. в связи с образованием суверенной Республики Украина), и во-вторых, каждый народ, имеющий национальное самосознание и свою культуру стремится иметь и свою независмую Церковь. Именно на этой основе возникли Автокефальные Православные Церкви в ряде балканских государств.
Но на самом деле Церковь могла и не считать для себя обязательными ни государственные, ни национальные принципы, а руководствовалась часто лишь одним мотивом – благом Церкви. Поэтому для получения автокефалии Церковь должна не только иметь достаточное количество пастырей и паствы, но и иметь единое мнение всей своей полноты (как клира, так и мирян), что провозглашение автокефалии требуется для пользы самой Церкви и явится условием для более успешного ее развития.
Церковная автономия
Термин «автономия» вошел в церковный лексикон из гражданского права. В светском законе этим термином обозначалась местная организация, имеющая право на самоуправление в границах основного положения (конституции) государства.
Автономная Церковь – самостоятельно избирающая на своем Поместном Соборе главу Церкви с последующим утверждением его Патриархом Автокефальной Церкви, в рамках которой Автономная Церковь существует.
Зависимость Автономной Церкви от Автокефальной проявляется в том, что Церковь-Дочь должна брать у своей Церкви-Матери св. Миро, подчиняться ее суду, обращаться к ней за разрешением важнейших вопросов церковной жизни. Автономная Церковь получает от Церкви-Матери Устав, определяющий границы ее компетенции. В Уставе указывается на обязанность первого епископа Автономной Церкви или всех ее епископов поминать имя предстоятеля Церкви-Матери, что является выражением зависимости Автономной Церкви. В рамках своих границ Автономная Церковь сама распоряжается своей внутренней жизнью.
Автономная Церковь (в отличие от Поместной Автокефальной) не имеет своей самостоятельной цепи апостольского преемства, т. к. первый ее епископ или все епископы получают хиротонию от Церкви-Матери. Поэтому Автономной Церкви не обязательно иметь определенное минимальное число епископов. Автономной Церковью может быть и митрополичий округ, и отдельная епархия, и приходская община, и даже монастырь.
В настоящее время Автономными Церквами являются Финляндская (находится в зависимости от Константинопольской Церкви), Японская (в зависмости от Русской Церкви). Автономной Церковью, представленной одним монастырем, в настоящее время является Синайский монастырь св. великомученицы Екатерины (находится в зависмости от Иерусалимского Патриархата).
Каноническую автономию Церковь получает только от Церкви-Матери, частью которой она и продолжает оставаться.