I
1. Место сожжения трупов — весь мир. Разрушится все и умрет каждый. Как ни старайся, как не ищи — ни в чем не найдешь опоры.
2. Власть, богатство, известность не сделают тебя лучше в глазах Самхара Бхайравы. Стены и охрана не спасут тебя, всевозможные наслаждения, так и не даровав Полноты, растают как мираж, сгинут как сон.
3. Земля примет прах, огонь кремации — жизненный огонь и дыхание всех живых существ унесет Бог Ветра.
4. Медитируй на пустоши, на разрушенные дома, поломанные вещи, на больных, на мертвые тела. Сопрягая это с мудростью, шактипатом и наставлениями учителей, ты поймешь суть и освободишься от всего, что мучает и порабощает.
5. Чтобы постигнуть тайну потоков Шакти, образующих узоры, вначале утвердись в понимании неизбежности смерти.
6. Еще нерожденное, пребывающее в чреве матери с каждым ударом сердца дитя движется к своей смерти.
7. Нет ни человека, ни бога, ни демона, способного победить Самхара Бхайраву, почему же глупые ведут себя так, будто их тела будут жить вечно?
8. Из года в год тяжкими трудами укрепляя свое положение в этом мире, остолопы не понимают, что потоки Самхары сводят на нет все их усилия.
9. Прекратив бег по кругу, мудрый выбирает удобное место и предается размышлениям и созерцанию.
10. Жизнь хорошо постигать на кладбище, смерть — при праздновании свадьбы. Усыпанные трупным пеплом дети Бхайравы без труда постигают закон Черепа и Цветка.
11. Играет свадебная музыка. В звоне веселых струн слышится рев погребальной трубы Бога Смерти.
12. Весело клубится дым домашнего очага, в этих дыму и огне видно пламя кладбищенской кремации, пожирающее тела в трупной копоти.
13. Мать породила дитя. Из тьмы оно вышло и в тьму же войдет. Поистине Великая Тьма есть начало и конец всему живому!
14. Радостно гомоня, наполненные кипучей энергией, дети играют и веселятся. В каждом их движении сквозит Всепожирающая Смерть.
15. Не от несчастного случая, так от болезни, не от болезни, так от старости, не от старости, так от чего-нибудь другого все эти веселые существа прекратят свое существование.
16. Юноша дарит возлюбленной цветы. Поистине он приносит весть о ее приближающейся смерти. А когда девушка украшает голову своего жениха венком из цветов — она помечает чело его знаком смерти в виде трупов цветов, некогда бывших живыми.
17. Подобно тому, как из малого семени вырастет большое раскидистое дерево, а потом засохнет, молодая красавица, вызывающая страсть и желание в мужчинах, станет сморщенной беззубой старухой, седой, шатающейся от ветра каргой с отвислой грудью и дряблой кожей.
18. Хромая, едва волоча ноги и задыхаясь, бредет, опираясь на свои костыли, сгорбленный, лысый старик, бывший некогда атлетом, красавцем и пылким любовником. Легкой походкой мимо проходит юнец. Он видит старца, но не понимает, что видит себя.
19. Одни инертны, другие живут суетясь, и те, и другие — смертники. Все они вышли из Тьмы, облачившись в одежды праха, все они, отбросив прах, однажды вернутся обратно во Тьму.
20. Подобна тополиному пуху на ветру, подобна кружению осенних листьев, суетливому снованию крыс, кишению червей, прыжкам блох — такова жизнь глупых людей, пронырливо, без всякого подлинного смысла снующих по поверхности бытия.
21. Как весенний лед тонка опора их жизни. Днем раньше, днем позже расколется однажды мутная корка и каждый из этих наивных погрузится в бездонные воды, чтобы, всплыв на поверхность в следующей жизни, опять бессмысленно и суетливо сновать, словно вошь.
22. Безумные существа, ослепленные Тиродханой и ведомые Гхорашакти, свершая титанические усилия, сражаются за горсти трупного пепла, омываясь в океане слез.
23. Они не знают Сути и не имеют желания знать эту Истину. Их видение ограничено жесткими рамками спектра энергий их тесного мира! Расскажи им — они не услышат, а если услышат, то извратят смысл сказанного.
24. Привязанные к жизни, безумцы преступают Дхарму, тонут в бесчестии, их глаза утратили способность видеть красоту. Перед ними, за ними, сверху, снизу и по бокам находятся лишь страхи и надежды.
25. Тук-тук, колотится сердце, то содрогаясь от страха, то успокаиваясь. Тук — сжимается сердце. Это подходит своей танцующей походкой Тиродхана Майя. Тук — разжимается сердце. Это приближается, холодя ледяным пламенем, Махака-ла Бхайрава.
26. «Забудь, забудь», — тихо и нежно нашептывает светлая Майя, уподобляясь ласковому южному ветру. «Умри, умри, растворись в Познании», — призывает Великий Черный Бог. Его глаза прекрасны и сияют, точно три закатных солнца.
II
1. В любой час может прийти Самхара Дэва. Будь же готов встретить любимого Бога! Гора трупов соединяет небо и землю, а на ней в алом пламени видна фигура Его.
2. Вот Он — Великий Калабхайрава, Черный всепожирающий Бог, прекрасны и очи, и стопы Его.
3. Ничто не устоит перед Владыкой. Весь этот мощный," сияющий красками мир перед Бхайравой лишь горсточка трупного пепла на Его ладони. И в то же время Он, Владыка, порождает всю красоту.
4. Неотразимо прекрасный, багрово-огненный свет Его глаз радует, веселит души одних и погружает в ад безысходного ужаса души других.
5. Бог Страха заставляет плясать несчастных и ничтожных в своем пьяном безумии людей трясучую пляску смерти. Этот танец они любовно и нежно называют «жизнь» и считают ее саму по себе высочайшей ценностью.
6. Иные же боятся не только смерти, но и самой жизни. Так и живут они до самой смерти полудохлыми.
7. Неспособные правильно видеть и правильно мыслить, но тем не менее называющие себя разумными людьми, несчастные, привязавшись к своей ограниченности, цепляются за свое тело.
8. А что тело? Это лишь мешок, наполненный мясом, слизью и костями. Поистине он вполне достоин смерти и распада.
9. Несчастные же возвели на алтарь этот мешок с испражнениями и почитают его, словно благое, словно самого Бога. Глупцы! Тысячи поколений жили до этого времени. Где они сейчас? Туда же уйдут и живущие ныне, туда же сгинут и тысячи поколений тех, кто еще не рожден.
10. Придет время — расколется на части Луна. Придет время — погаснет и Солнце. Придет время — рассыплется в прах и Земля. Все примет, поглотит Великое Всепожирающее Время.
11. А что тело? Лишь мешок с костями, оно не переживет вечность! Безумно причитают жены умерших над прахом тел своих мужей, под бормотание жрецов. Но все их заклинания вращаются лишь в мире жизни и смерти.
12. Плач тех, кто еще жив, разносит ветер. Громко звенят погребальные колокола. Мертвые тела уже больше не плачут, как плакали раньше при жизни.
13. Гори, гори, пламя. Всепожирающий Бог Огня очищает погребальным ритуалом смерти ума и сердца живых. Мертвецы танцуют свой последний танец. Трескается и обугливается кожа, пузырится жир, обнажаются кости. Все четыре элемента отправляются к своим началам.
14. Пытаясь не думать об этом и заглушить горечь страшного яда правды, трусливые люди все больше погружают свои ум и сердце в дымные испарения напитка лжи. Глупцы, они же и получат сообразно тому, что делают.
15. Смерть придет к каждому. Трусливые знают о том, что это правда, но, сосредоточиваясь на семье, работе и развлечениях, пытаются жить миражами. Однако так же, как стеклянный сосуд раскалывается, будучи брошенным в каменную стену, так вдребезги раскалывается счастье, построенное на иллюзии.
16. Тихо на пустынных кладбищах заброшенных селений. Не слышно ни стонов, ни причитаний. И подставляя пустые глазницы солнцу и ветру, скалятся, улыбаются Владыке Смерти побелевшие черепа.
17. Тук-тук — сжимаясь и разжимаясь, пульсирует вся вселенная, согласно закону Волшебства, в танце Черепа и Цветка.
III
1. Два копья пронзили грудь человека, пригвоздив его к пыльной земле — копье страдания и копье наслаждения. Желающий обрести истинную свободу должен искать опору в Несокрушимом.
2. Тот, кто вышел из пустоты смерти, и войдет в пустоту смерти, жив он сейчас или это только видимость?
3. Тот, кто не существовал ранее, и не будет существовать после, существует ли реально между прошлым и будущим?
4. Тело твое — невечная опора, часто испытывающая боль и доставляющая беспокойство. Стоит ли ради него преступать Сверкающую Дхарму Бхайравы, стоит ли ради него отрекаться от Запредельной Красоты Каулы?
5. Цени свое тело лишь как орудие, с помощью которого будет выращен Божественный Плод.
6. Относись к телу, как к груде частей, из которых можно собрать драконью колесницу, способную доставить до Оплота Бога.
7. Цепляясь за ум, чувства, тело, ты теряешь великолепие Свободы, но отринув их как самоценное, погрузившись в собственную изначальную подлинную природу, что Корень Всего, ты узнаешь, поймешь и обретешь безграничные свободу и красоту.
8. Любовь, а не привязанность откроет путь к Красоте. Возлюби истинного Бога, Бога-Реальность. Постигни Суть прекрасных форм, открывающихся идущим по Тропе.
9. Возлюби Бога и Жизни, и Смерти, стоящего и по ту, и по эту сторону бытия и небытия. Возлюби Бога Океана Шактипа-та — дарующего достойному высшее таинство.
10. Поднеси свою жизнь, всю ее активность Бхайраве и Бхай-рави, торжествующим, окруженным свитой богов, титанов и демонов.
11. Пусть тело завершит свой путь в погребальном огне, а чистая сущность воина духа соединится с Первосущим.
12. Освободись, предавшись Бхайраве и Бхайрави, вернись к себе, открой Высшее, Серединное и Глубочайшее. Обрети неохватываемое разумом ста тысяч мудрецов.
13. Бог здесь, Бог там, Бог один, Бог — великое Множество. Распознай, вспомни свою истинную природу-сущность. Пойми, что ты, кто ты на самом деле.
14. Твоя Природа не охватываема мыслями, не выразима словами. Она порождает все. Она — шире, чем ты подозреваешь.
Это то, на что опираются сознание, органы чувств, дыхание и внутренний жар. Это то, на что опирается разум. Это то, что глубже всего этого.
15. Это называют Всесильным Богом, Беспредельным Светом, Великой Тьмой, Бриллиантовой Пустотой, Безграничным Сознанием, Неограниченной Силой. Однако эти определения не описывают, но лишь намекают на Суть.
16. Неописуемое и неуловимое — оно реальнее всех видимых феноменов мира, ибо они — порождения этой Реальности.
17. Не цепляйся за феномены — постигай их Суть. Те, кто зависит от феноменов, те, кто верит в их самостоятельность, не смогут обрести счастья и покоя. Не способные видеть красоты и понимать истинную природу мира, такие люди мало чем отличаются от животных.
18. Те, кто привязан к телу душой, подобны навозным червям, подобны шакалам. Отказываясь от счастья и красоты подлинной жизни, в страхе и волнении, они все время цепляются за этот мешок испражнений.
19. Пусть твой ум не цепляется за тело, ты же не цепляйся за ум.
IV
1. Поверхностные уровни сознания, пригретые Майей, кишат перепутавшимися энергиями, подобно тому как нагретые солнцем скалы кишат по весне змеями.
2. Запутанный узел этих энергий, подобно паучьему кокону, сковывает Сознание. Ощутив себя несовершенным, Сознание порождает для себя мир, подобный темнице.
3. Путь к Свободе, Гармонии и Совершенству — в постижении источника и природы этих энергий. На первом этапе ты упорядочиваешь их хаотические потоки, создавая из энергий Узор. На втором этапе ты постигаешь суть и форму Стихийного Узора энергий, так называемой сансары и индивидуальной кармы.
4. Волшебством ты ограничен, с помощью волшебства ты и освободишься. Парашакти, проявляющаяся для пашу в виде Махамайи, порождающей сансару, предстает перед вирой как Махабхайрави, источающая волшебный эликсир Ануграхи.
5. Когда Она и ты сплетете Великий Узор, сварите Сому бесконечного пространства, тогда, уподобившись пасти Бхайравы, ты не будешь иметь преград. Неконцептуальная Истина и постижение Шакти даруют свободу.
6. Точно поток яркой вулканической магмы движется вира, воин-подвижник. Словно раскаленный до красна меч, без препятствий проходящий через натянутое полотно, неомраченное сознание дживанмукты проносится через череду мрачных, безумных миров, несущих страдания живым существам. Пребывая в них, проходя через них, реализовавший природу Бхайра-вы остается незапятнанным и непоколебимым, сея семена спасения, разбрызгивая огненный дождь шактипата.
7. На Тропе встречается много чудес и открытий. Милостью Шивы и Шакти символы открывают двери. Интеллектуальное знание — лишь символ, потому, свершив ритуал, мы движемся дальше. Однажды ты осознаешь — Бог постоянно с тобой, более того, это ты и есть. Ты и сейчас То. Но это за пределами «я» и «ты». Это пусто — некому и нечего ухватить. И в то же время это вся полнота, все цвета, все звуки и все формы. И то, что за пределами всего этого. Все в мире — лишь игра твоих Шакти.
8. Неконцептуальная Истина и постижение Шакти даруют свободу, даруют раскрытие природы Бхайравы и Бхайрави.
9. Уподобься чистому пребыванию Реальностью. Как форма — ты растаешь как мираж, и в этом красота и свобода. Как суть — ты и есть Реальность. Вспомни!
1. Пробудись, приди с потоком шактипата, О ты, Единственное, Неопределенное, Безграничное, Бсесовершенное, во всем непостижимом блеске и блаженстве Своего Великолепия. О Ануграха, силой Сиддхешвары и Сиддхешвари да вернутся ко мне мои Шакти! Да обрету я Триединство!
2. Слава Адибхайраве, слава Парабхайрави, слава Ананде Три-касамарасье, безграничности сиддх. Слава тому и этому, кто есть высшее волшебное сокровище, принявшее форму Черных Спасителей.
3. Слава Наделяющему великими дарами Спасителю-Бхай-равачарье, из сострадания и милости принявшему форму моего Духовного Учителя. Да пребудет с нами сила Земли и Неба!
Религия без религии
Многие религии являются попытками скопировать истинную Каулу, воспользоваться отблесками великого света. Однако отблеск света и его источник — не совсем одно и то же. Бриллиант и стеклянная подделка под него имеют разную ценность. Религия для широких масс с их атрибутами в виде храмов, священных писаний, ритуалов и проповедников является искаженным рисунком, изображающим Каулу, нанесенным на плоские умы.
Храм каулы — это все, что мы видим. Земля, покрытая узорным ковром трав, лесов и пустынь, — вот его пол. Стволы деревьев — колонны этого храма, горы — его стены, солнце и луна — лампады, океан — купель, безбрежное небо — храмовый купол, а алтарем кауле служит собственное сердце. При этом все вышеописанное вовсе не мешает адепту Каулы посещать храмы в виде сооруженных человеческими руками строений.
Годы назад я сделал алтарь в своем сердце — наполовину засыпал почвой проломленный череп и посадил цветок. Прекрасный цветок пророс через дыру в черепе. Вода питает его, огонь поддерживает тепло его жизни. Бог и Богиня приходят на святое место и даруют учение Кулы.
Прошло время, и теперь я говорю своим ученикам: «Создайте свой алтарь, сокройте его в сердце, оградив тремя защитами. Пещера сердца хранит алтарь от разрушительной мощи стихий до тех пор, пока он не станет сильнее их и цветок не превратится в мировое древо, чьи ветви составляют все сущее».
Что же является ритуалом в храме Каулы? Вся эта жизнь — один большой ритуал во имя твоего Бога. Прав этот Бог или не Прав, но тебе хорошо бы ознакомиться как следует с Его природой и заодно оглядеться попристальнее кругом в этом мире — как бы голову с плеч не снесло, да и проверить, не лезут ли сорняки из твоего огорода.
Где искать этого Бога? В том, что тебя наиболее радует и привлекает. В том, что тебя наиболее страшит и отталкивает. Найдя его в этих великих крайностях, ты обретешь способность видеть его там, где другие видят лишь обыденную будничную жизнь.
В связи с вышеизложенным у достойных возникают вопросы.
Что является высшим божественным даром, ведущим к Самореализации?
Что является религией настоящего мистика?
Кто есть Бог, кто есть Гуру, что является духовной Традицией, что Садханой?
Какие качества и таланты являются необходимыми, что есть магия Каулы и что есть плод садханы?
Высшим божественным даром является внутреннее стремление к Изначальной Истине. Религией настоящего каулы является Изначальная Реальность. Богом его является Она же. Все, что есть в мире, — вот Духовный Учитель. Быстродействующие и эффективные методы — вот духовная Традиция. Вся жизнь, пронизанная магией Самореализации, — вот что такое Садхана.
Талантами и качествами, необходимыми для успеха на Тропе Каулы, являются широкое сознание, способное порождать и поддерживать Различающее Видение, Интегрирующее Видение и Зеркальное Видение, а также хорошее чувство вкуса, в двух аспектах: как способность видеть Божественную Красоту в разных вещах и явлениях, так и способность определять, что в мире соответствует красоте твоей индивидуальной проявленной формы. Ритуалы обретения силы шактипата — вот магия Каулы. Самореализация, которая может быть обретена в этой жизни, — вот драгоценный плод садханы.
Практик пути Каулы почитает древних и современных мастеров-учителей, высоко ценит доктрины и методы, изложенные в древних фолиантах, уважает старинные сампрадайи и их обычаи. В чем выражается данное почтение и уважение? В постижении сути учении, идущих через мастеров, в использовании методов, изложенных в старинных текстах, и в сохранении драгоценного наследия ушедших поколений.
Для того чтобы действительно почтить драгоценности тантры, необходимо осознать их, понять их силу. Для того чтобы познать силу мантр, янтр и иштадэв, надо практиковать садха-ну, а для того чтобы практиковать садхану, надо понимать смысл учений. Чтобы понимать смысл учений, надо понимать истинную речь, идущую к поверхностному уму из глубины сердца.
Наши предки здоровались с богами, и боги здоровались с предками. В наше время боги не любят посещать людей. О чем говорить с людьми, если те не умеют понимать истинную речь? Лишь кое-кто из природных людей да из кауликов слышат наставления богов, встречаясь с ними при различных обстоятельствах.
Сидя у костра, глядя ночью на реку, рассматривая травинку или звезды, мы постигаем существование и сущность Бхайравы и Бхайрави. Ритуалы приходят из глубины сердца и потому в каждом нашем нечленораздельном возгласе больше силы, чем в сложной мантре, повторяемой глупцами по всем правилам, описанным в бесчисленных фолиантах. Это Каула всего. Это делает нас теми, кто здоровается с богами и с кем будут здороваться боги, ибо здесь ты прост и реален, и сердце твое знает истинную речь.
Ты — каула, и глаза твои горят запредельным светом. Ты следуешь песне свободы, и свобода меняет тебя изо дня в день, из ночи в ночь. Это обнаруживается твоя бескрайняя неописуемая природа, заговорившая и давшая себе озариться Самара-сьей Триады.