Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Наталья Николаевна Гончарова




Рис. 6. Н.Н.Гончарова (акварель К.Брюллова)

Н.Н.Гончарова (1812 – 1863) уже в детстве славилась красотой. Она получила вместе с сестрами домашнее образование, знала три иностранных языка, много читала. Со стихами А.С.Пушкина она познакомилась раньше, чем с их автором. Пушкин увидел первую красавицу Москвы зимой 1828–29 годов на одном из балов. Поэт посватался, однако мать Натали не спешила давать согласие: Пушкин был политически неблагонадежен, да и небогат. Дочь, у которой было много поклонников, могла сделать более выгодную партию. Только в 1830 году удалось завоевать согласие матери на брак. Склонила ее к этому решению Натали, увлеченная Пушкиным и желавшая стать его женой. 18 февраля 1831 года Пушкин и Наталья Гончарова обвенчались в Москве.

А.С.Пушкин

Мадона

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

 

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

 

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона[10].

 

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

30 августа 1830

Вопросы и задания

1. Рассмотрите репродукции картин. Как вы считаете, о какой из них пишет А.С.Пушкин? Обоснуйте свое мнение.

Рис. 7. Л.Бернардино (без подписи)

Рис. 8 Рафаэль (без подписи)

Рис. 9. Перуджино (без подписи)

Рис 10. Мурильо (без подписи)

2. Сколько смысловых частей в этом сонете? Как они связаны между собой?

3. Обратите внимание на то, что в сонете поэт создаёт образ «своей обители»? Какие ассоциации вызывает у вас слово «обитель»?

4. Как вы понимаете строку «Одни, без ангелов, под пальмами Сиона»?

5. Является ли образ «пальмы Сиона» символом или аллегорией? Почему?

6. Найдите в сонете антитезы. Какую роль они играют?

7. Перечитайте определения, которыми поэт описывает Мадону и младенца. Подумайте, что означает каждое определение. Являются ли «величие» и «разум» контекстными антонимами в этом сонете? Обоснуйте свою точку зрения.

8. По какому принципу связаны между собой образ картины и образ обители поэта?

9. *Что символизируют для Пушкина описанные им образы и картина в целом? Почему вы так считаете?

10. *Как вы понимаете образ «моя Мадона»?

11. Какое содержание вкладывает поэт в словосочетание «чистейшая прелесть»?

12. Почему в сонете нет слов со значением «любовь»?

13. *Как связан этот сонет с литературной традицией (сонетами, Данте, Петрарки, Шекспира) и что нового в нем появилось? Готовясь к ответу, обратите внимание и на форму, и на содержание пушкинского сонета.

Заметки на полях. «Старинные мастера»

Старинными мастерами А.С.Пушкин называет художников эпохи Возрождения (XIV –XVI вв.). Именно в это время в Италии произошло возрождение интереса к античной культуре. В центре внимания художников вновь оказалась личность человека: красота его тела, загадки его души, возможности его духа. Многие художники Возрождения создавали образ Богоматери, Пречистой Девы Марии. В Италии Богоматерь называют Мадоной. На полотнах и фресках мы видим и Святое семейство (Марию с Иосифом и маленьким Иисусом), и Марию с младенцем Христом, и Марию с детьми, Иисусом и Иоанном Крестителем. Но в Мадоне художники видели прежде всего земную женщину – любящую мать.

В учебнике помещены репродукции картин Л.Бернардино, Рафаэля, Перуджино и Мурильо.

Луини Бернардино (между 1480 – 1485 – 1532) – итальянский художник, ученик Леонардо да Винчи. Создал много картин и фресок, дело его продолжили сыновья.

Рафаэль Санти (1483 – 1520) –итальянский художник и архитектор. Некоторое время руководил работами по строительству храма Св.Петра в Риме. Блестящий рисовальщик, тончайший колорист, глубокий психолог, он стал учителем для многих поколений художников во всём мире. Многие считали его самым совершенным, самым гармоничным творцом.

Пьетро Перуджино (ок.1446–1450 – 1523(4) – итальянский художник, учитель Рафаэля. Известность ему принесла прежде всего монументальная живопись (он расписывал храмы фресками[11]). Принимал участие в росписи Сикстинской капеллы в Риме. Однако после его смерти некоторые его фрески в капелле были уничтожены и заменены фресками Микеланджело. Прославился Перуджино и портретами современников.

Бартоломео Эстебан Мурильо (1617 –1682) – испанский художник, живший гораздо позже своих великих предшественников. Эпоха Возрождения к тому времени практически завершилась, но многие художники еще долго ориентировались на традиции старых мастеров и развивали их. Мурильо писал картины преимущественно религиозного содержания; среди них и прославляющие Богоматерь. Идеальные, возвышенные темы решаются Мурильо в реалистической форме: его картины дышат национальным испанским колоритом и пламенным воодушевлением.

Дополнительное задание

Как вы думаете, что такое: «перевернутый сонет», «безголовый сонет», «сонет с хвостом», «хромой сонет», сонет-акростих, «венок сонетов»? Проверьте свои предположения по справочной литературе.

 

Конечно, о любви писали не только сонеты. Отношения между влюбленными как в жизни, так и в литературе были окрашены в совершенно различные цвета. Но надо сказать, что образ женщины в поэзии не оставался неизменным.. Вы только что узнали об идеализации возлюбленных поэтами Предвозрождения (так назывался переходный этап от Средневековья к Возрождению (XIII – XIV вв.), характеризующийся возраста­нием интереса к личности), о попытках поэта Возрождения У.Шекспира противопоставить идеальному образу образ реальной, земной женщины. А в XIX веке Пушкин вновь возносит образ любимой женщины на недосягаемую высоту.

Но время не стоит на месте – образ земной женщины решительно входит в поэзию и читателям открывается мир любви земной, полный конфликтов, напряжения и страдания.

Однако надо помнить о том, что образ любви, созданный в стихотворении, может весьма отдаленно напоминать те чувства, которые испытывал поэт на самом деле, а образ возлюбленной быть совершенно непохожим на ее прототип.

Мы предлагаем вам присоединиться к своеобразному литературному полилогу[12]. Авторы стихотворений, которые вы будете читать, никогда не встречались. Но стихотворения о любви, написанные ими, в читательском сознании звучат диалогично. Каждый голос равноправен в этом разговоре, но у каждого своя мелодия любви.

Задание

Какой предстает любовь в стихотворениях, как развивается, меняется образ любви и образ возлюбленной? Над этими вопросами мы предлагаем вам подумать, читая стихотворения.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) будет главным участником воображаемого полилога. Именно с ним будут вступать поэты в разговор, выражая свое понимание любви.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1828 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2285 - | 1976 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.