Огромные возможности активного воздействия СМК на политическое сознание и поведение граждан свидетельствуют о важнейшей роли «четвертой власти» в современном обществе. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе «медиократии» — власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.
Оценки растущего влияния СМИ на политику и общество прямо противоположны. Некоторые авторы, например О. Тоффлер, видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации, информационного общества, усматривают реальное движение к «гетерогенному, личностному, антибюрократическому, ищущему, мыслящему, творческому государству», способному разрешить наиболее острые сегодняшние конфликты.
Другие же мыслители, констатируя опустошающее и разрушающее воздействие на личность и культуру масс-медиа, и особенно телевидения, оценивают возрастающую роль информационной власти весьма пессимистично. Так, знаменитый итальянский кинорежиссер Федерико Феллини считал, что «с помощью гипнотической внушающей силы зрелища, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходит к людям в дом, телевидение разрушило не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь — природа, наши друзья, литература, женщины — все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает повсюду. Он поглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности».
Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.
Плюрализм СМИ. Э ффективному выполнению масс-медиа своих функций в обществе способствует их разнообразие и соревновательность в завоевании внимания и доверия аудитории. Плюрализм СМИ может обеспечиваться как их многообразием, наличием в обществе многих информационных агентств, газет, радио- и телестанций, так и с помощью редакционной независимости теле- и радиопрограмм. Кроме того, этому служит осуществляемое во многих странах предоставление времени вещания всем политическим силам, пропорционально количеству голосов, полученных ими на выборах.
В современном мире под воздействием жесткой конкуренции наметилась тревожная для демократии тенденция концентрации СМИ. Она проявляется в резком сокращении численности местных газет, в образовании мощных национальных и транснациональных корпораций, контролирующих обширные информационные пространства, в усиливающейся зависимости мелких теле- и радиостанций от информационных гигантов. Чтобы не допустить монополизации СМИ, многие государства принимают специальные законы, ограничивающие возможности поглощения мелких масс-медиа крупными корпорациями
Контроль за СМИ. СМИ управляются и контролируются определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государственных — государственные службы, в общественно-правовых — общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона.
В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм. Так, во Франции такой инстанцией является Высший совет по аудиовизуальной коммуникации. Он не только контролирует государственные и частные теле- и радиостанции, но и выдает им государственные лицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направления деятельности радио и телевидения определяют правительство и парламент. За соблюдением прессой этических норм следит специальная комиссия по самоконтролю.
Демократический контроль со стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств.
В современном мире с развитием спутникового телевидения и некоторых других СМИ, обладающих почти безграничным радиусом действия, расширились возможности культурно-информационной экспансии мощных информационных корпораций ведущих стран Запада. Располагая новейшей техникой и технологией, богатым опытом радио- и телевещания и опираясь на свою экономическую мощь, они непосредственно подчиняют или вовсе вытесняют национальное радио, телевидение и кинематограф и навязывают более слабым странам свои культурные и потребительские стандарты. Как неоднократно отмечалось на конференциях ЮНЕСКО, под предлогом свободы распространения информации транснациональные информационные корпорации формируют неадекватные социально-экономическим реальностям этих стран потребности и ценностные ориентации, культивируют роскошь и «потребительство в мире бедности» и тем самым дестабилизируют политическую ситуацию, разрушают культурную самобытность народов. Такая свобода информации нуждается в ограничениях. Информационная власть, подобно власти политической и экономической, нуждается в контроле со стороны общества.
Средства массовой информации в политической жизни России. Каждый новый этап развития общества имеет свою обусловленность и порождает определенные вызовы человечеству. Процессы политической, экономической, культурологической трансформации определяют содержание политического процесса современной России. Эти изменения происходят в условиях информационной революции, стремительно меняющей облик мира. Расширяется и преображается информационное пространство, а информация становится определяющим фактором прогресса.
Трансформации подвергаются традиционные типы социально-политических взаимодействий, модернизируется экономическая - сфера, что приводит к системным изменениям в поведении всех участников общественных отношений. Ответная реакция на новые "вызовы" информационной эпохи формулируется в рамках политики, поскольку эта сфера служит соотнесению многочисленных интересов и способствует выработке решений, определяющих вектор развития. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема информационной составляющей современного политического процесса. Переосмыслению подвергается роль масс-медиа в жизни общества.
Медийный и политический процессы имеют единую природу - информационную, и именно это обстоятельство определяет состояние всей политической системы на современном этапе. Это явление оказывается в числе тех, которые не укладываются в привычные представления, существующие в рамках политологии, где средствам массовой информации (СМИ) традиционно отводится роль посредника в процессе передачи информации от властвующего субъекта подвластному объекту. В условиях переноса политических отношений в информационное поле СМИ все чаще выступают в иной роли: они меняют функции, становятся решающим фактором развития политического процесса. Такая постановка вопроса является принципиально новой для отечественных исследований в области СМИ и политики. Изучение различных проявлений и последствий участия СМИ в политическом процессе приводит к выявлению проблем, которые не могут быть решены в рамках какой-то одной теории. Требует осмысления меняющееся содержание и структура политического процесса, также нуждаются в новой трактовке функции СМИ в этих условиях. Другими словами, необходимо комплексное изучение данной проблемы с учетом того, что в современных условиях СМИ являются не только участником политического процесса, посредником, но и актором, так как именно в этой сфере проявляется процесс выработки и принятия политических решений.
Кроме того, специфика участия СМИ в современном политическом процессе может быть определена, исходя из типологических особенностей государственных и негосударственных СМИ. По мнению автора диссертационного исследования, совокупность функциональных особенностей ин-' формации, бытующей в политическом пространстве, а также учет типологических особенностей указанных выше типов СМИ и определяют специфику их участия в политическом процессе современной России. Решение данной проблемы является актуальной теоретической и практической задачей как для политической науки, так и в рамках теории масс-медиа.
Современную ситуацию осложняет изменение традиционного типа социально-политических, отношений. Традиционно субъектом власти являлись политические институты, объектом - общество, а средством передачи информации - СМИ. Эту точку зрения академическая политология отстаивает до сих пор, считая, что СМИ формируют массовое сознание и таким образом оказывают влияние на политический процесс. Однако на современной
Функционирование новых участников политических взаимодействий является трудно классифицируемым, потому что "никогда прежде общество не допускало, чтобы формирование политических ценностей зависело от получения прибыли или личного своекорыстия богатых соискателей политической власти. Особую опасность эта ситуация приобретает в условиях непрерывного расширения зрительской аудитории, когда телевидение становится всепроникающей культурной силой".
В результате чем более в современной России развиваются институты демократии, тем меньшую роль в политических процессах они способны играть. На смену традиционной системе управления обществом, где властные и управленческие функции были сосредоточены в руках традиционных институтов власти, приходит иной принцип - принцип построения информационных полей. При этом не исчезают ни субъекты политических отношений, ни разнообразные виды политической деятельности - трансформации подвергается их прежнее место и значение в мире политики.
Немаловажный фактор, оказавший значительное влияние на политический процесс, - модернизация экономической сферы в общем, и в области СМИ, в частности. В последнее десятилетие наблюдались процессы передела собственности в отношении многих СМИ, которые в силу глубокой степени аналитичности оказывали значительное влияние на расстановку политических сил в стране.
Изменения, произошедшие в различных сферах человеческой жизнедеятельности за последние десятилетия, существенно скорректировали представления о роли и месте средств массовой информации в политической системе современного общества. В условиях превращения информации в один из основных видов ресурсов, источников развития общественно-политических отношений, постоянного роста масштабов массовых информационных процессов, создания и повсеместного внедрения новейших информационных технологий СМИ становятся важным инструментом реализации политических процессов, относительно самостоятельным субъектом политической жизни общества. Масс-медиа стремятся выполнять многообразные функции, в том числе информирование граждан о наиболее актуальных событиях, происходящих в государстве и мире, повышение образовательного уровня людей, политическая социализация и мобилизация населения страны, критика и контроль за деятельностью властных органов. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы жизнедеятельности общества, включая и политическую. С помощью прессы, радио, телевидения происходит формирование политической культуры общества, массовое распространение и внедрение в сознание людей основных стереотипов, ценностей, норм поведения в политике. Более того, восприятие и интерпретация человеком важнейших явлений и событий осуществляется через и с помощью СМИ.
Особую значимость эти обстоятельства приобретают в периоды общественно-политических, экономических, социальных, культурных и иных преобразований. Возрастание интенсивности процесса политической модернизации, возникновение и развитие новых форм политических отношений, стилей и методов управления, самореализация граждан в политике невозможны без осуществления двусторонней коммуникации между основными участниками этого процесса, конституирования новой национально-информационной системы на базе функционирования институтов и организаций, оперирующих большими объемами информации. При этом, средства массовой информации своей деятельностью не только оказывают влияние на реформирование политической системы, но и испытывают его со стороны политических партий, общественных объединений, движений и в особенности государства.
Российские СМИ в этом плане не составляют исключения. Во многом взаимоотношения между государством и масс-медиа являются сегодня важным показателем направления дальнейшего развития России. Несмотря на то, что одним из принципов существования демократической политической системы российского общества является свобода и независимость средств массовой информации, государство по-прежнему пытается контролировать политическую деятельность печатных и электронных СМИ. Противоречие заключается в том, что для эффективной модернизации системы государственной власти необходимо задействовать все виды ресурсов. Ограничение его влияния в информационной сфере может привести к развитию не только демократических отношений, но и способствовать дестабилизации политических процессов, подмене истинных целей и задач реформ ложными. Кроме того, как показала практика, масс-медиа не способны самостоятельно противостоять давлению со стороны различных политических и экономических группировок, стремящихся использовать СМИ в своих узковедомственных интересах. В результате, государственный контроль сменяется финансовым, а ценность средств массовой информации как участника процесса формирования демократической политической системы снижается. Одновременно в их функционировании существенно возрастает манипулятивная составляющая. Создание псевдособытий, наклеивание ярлыков, выброс компромата, открытая дезинформация - все эти приемы активно используются современными масс-медиа России. Основным объектом, на который направлен данный вида их деятельности, является общество. При отсутствии сформированных гражданских институтов и организаций, неустойчивости ценностных ориентаций, вызванных изменениями в политической системе, когда получение политической информации не требует прямого общения между людьми, а ее распространитель (СМИ) заведомо отстаивают субъективную точку зрения у человека формируется иллюзорные представления.