Имя А.А. Китера, первого ученика великого Пирогова, хирурга и акушера-гинеколога, ставшего затем выдающимся ученым, незаслуженно забыто. Между тем он внес крупный вклад в науку, воспитал ряд видных ученых и во многом способствовал развитию клинической медицины. Александр Александрович Китер (1813-1868) еще в студенческие годы познакомился с работавшим в то время в Дерпте Н.И. Пироговым, учился у него, помогал ему в проведении экспериментов. Окончив университет с золотой медалью, он был оставлен для подготовки к профессорскому званию в хирургической клинике, которой руководил учитель Пирогова И.Ф. Мойер. В этой клинике он начал работать над диссертацией, которая была посвящена сравнению применявшихся тогда методов удаления камней мочевого пузыря - камнесечения и камнедробления.
Став доктором медицины, Китер начал свою научнопрактическую деятельность под руководством Н.И. Пирогова. В течение двух лет он был ближайшим помощником Пирогова, ассистировал ему при операциях, участвовал в проведении экспериментов, лечил больных в клинике. Китер был отличным помощником, и Пирогов высоко ценил его. Летом 1837 г. во время каникул Пирогов побывал в Вольмаре, Вендене и Риге. Чтобы иметь возможность оперировать больных, он взял с собой своего ассистента Китера и еще двоих студентов. В Вендене, родном городе Китера, они прожили целую неделю, где было сделано до 60 различных операций, много операций и вскрытий было сделано также в Вольмаре и в Риге.
Наиболее крупным вкладом Китера в акушерско-гинекологическую науку стал его капитальный труд «Руководство к изу-
чению женских болезней» (1858). Это было первое отечественное и одно из первых в истории мировой науки руководство по гинекологии, в котором Китер описывал и терапевтические, и хирургические методы, причем последним часто отдавал предпочтение. Так, говоря о хирургическом лечении рака матки, Китер подробно описывал «сложный способ, состоящий из наложения лигатуры и отсечения» и добавлял: «Эта операция придумана мною. Мне представился редкий случай сделать эту операцию». Описывая кисты яичников, он выступал сторонником оперативного лечения, причем лучшим из хирургических способов считал не опасную своими осложнениями овариотомию, а прокол кисты через брюшную стенку или свод влагалища с последующим впрыскиванием в ее полость йодистой жидкости.
Большой интерес вызывает данное Китером описание родильной горячки, которую он рассматривал как инфекционное «заразительно-прилипчивое» заболевание, которое «распространяется через особенную родильную миазму (miasma puerperale)». В этом он следовал взглядам своего учителя Н.И. Пирогова, который не раз писал о необходимости борьбы с «госпитальной миазмой». Китер тоже считал необходимым принимать профилактические меры, ссылаясь на собственный опыт и работы других акушеров-гинекологов, в частности знаменитого Земмельвейса.
Китер выступал сторонником применения новых тогда оперативных методов. Кафедрой акушерства и женских болезней Китер руководил 10 лет, а затем он возглавил кафедру госпитальной хирургии и стал главным врачом хирургического отделения 2-го Военно-сухопутного госпиталя. Как и Пирогов, Китер стремился применять в хирургии все новое, что давала тогда медицинская наука. Еще будучи профессором Казанского университета, он стал одним из пионеров эфирного наркоза в России. А.А. Китер вместе с Ф.О. Елачичем описали стадии наркоза и убедились, что при правильном применении он безвреден для человеческого организма.
Китер производил все те хирургические вмешательства, которые входили в арсенал хирургии того времени. Так, он охотно занимался урологией: большую известность в России получил уретротом Китера. Он довольно широко применял в своей практике гальванокаустику, в частности первым использовал этот метод для радикального лечения подвижных паховых грыж. Нередко оперировал Китер и при аневризмах. Большой хирургический опыт по-
зволил Китеру составить «Атлас к оперативной хирургии» (1870), в котором детально рассматривались операции на кровеносных сосудах, а также разнообразные ампутации и резекции, пластические операции, вмешательства на органах дыхания, операции в пищеварительном и мочеполовом трактах. А.А. Китер занимался также вопросами пересадки тканей и органов (трансплантологией), основоположником которой в России был Н.И. Пирогов. Целому ряду своих учеников он рекомендовал заняться научными исследованиями по наиболее актуальным тогда проблемам трансплантологии.
Китер стал основоположником большой хирургической школы. Его учениками были П.П. Пелехин, Е.И. Богдановский, В.М. Антоневич, С.П. Коломнин, П.Я. Мультановский, П.Ф. Лесгафт, М. Скоров, А.А. Яценко, П.Я. Пясецкий, А.Х. Ринек, Е.В. Павлов, К.Ф. Гепнер и др.
Карл Штраух и трансплантация роговицы
Другим учеником Пирогова был скромный врач - хирург, доктор медицины К.К. Штраух, известный исследователь в области трансплантации роговицы.
Карл (Карл-Фридрих) Карлович Штраух (1810-1889) учился в Дерптском университете, где познакомился с Н.И. Пироговым, тогда слушателем Профессорского института, а потом в Берлине, где вновь встретил Пирогова, прибывшего в Германию для совершенствования в хирургии. В Берлине более года Штраух и Пирогов жили вместе, вместе проводили все свободное время. Пирогов во многом помогал Штрауху в его занятиях, демонстрируя ему, в частности, свои
Штраух не терял, по-видимому, связи со своим учителем Н.И. Пироговым и в дальнейшем. Пирогов внимательно следил за хирургической деятельностью своего ученика, который регулярно
информировал его о проведенных операциях, о применении различных методов обезболивания и т.д. Пионерские исследования К.К. Штрауха по трансплантации роговицы заслуженно вошли в анналы истории отечественной медицины.