Учениками великого Пирогова заслуженно считаются видные русские хирурги - те, кто воспринял и проводил в жизнь его идеи, глубоко научные и высокогуманные принципы хирургической науки и практики. В их числе - профессор Петербургской медикохирургической академии Петр Юльевич Неммерт (1818-1858). Петербургскую медико-хирургическую академию он окончил с золотой медалью и премией Буша. Способного молодого врача, проявившего склонность к хирургии, направили ординатором во 2-й Военно-сухопутный госпиталь. А когда начала работать госпитальная хирургическая клиника Н.И. Пирогова, быстро ставшая признанным центром русской хирургии, Неммерт добился перевода в эту клинику. В 1846 г. он представил докторскую диссертацию «De ligatura carotidis communis lateris utrinsque deligatione»
на явно «пироговскую» тему о двусторонней боковой перевязке общей сонной артерии и, защитив ее, был признан доктором медицины. О его возросшем хирургическом мастерстве говорит и тот факт, что когда в 1846 г. Н.И. Пирогову был разрешен отпуск за границу на шесть месяцев, исполнять должность профессора поручено было ассистенту Неммерту.
В июне 1847 г. Н.И. Пирогов отправился на Кавказ, где в то время шли военные действия, чтобы выяснить возможность использования эфирного наркоза на поле боя, а также помочь военным медикам освоить новейшие методы хирургии, например применение крахмальной повязки. «В помощь мне для исполнения этих поручений, - писал Пирогов, - был назначен ассистент при хирургической госпитальной клинике доктор Неммерт». По пути на Кавказ Пирогов и Неммерт останавливались в крупных и небольших городах, где в больницах и госпиталях проводили показательные операции, в частности обучали врачей применению эфирного наркоза и пользованию разработанной Пироговым наркозной аппаратурой. Первые операции под наркозом Пирогов и Неммерт делали в присутствии всех раненых, чтобы убедить их в болеутоляющем действии эфирных паров.
Близ аула Салты Пирогов впервые в мире применил эфирный наркоз для обезболивания операций в военно-полевых условиях: это было выдающимся достижением военно-полевой хирургии, добиться которого Пирогову помог его ученик и помощник П.Ю. Неммерт. В военных госпиталях Пирогов и Неммерт производили многочисленные, порой весьма сложные операции по поводу огнестрельных, колотых и рубленых ран различных частей тела: одних лишь вмешательств по поводу огнестрельных ран было произведено более 2000. С применением наркоза они сделали более 100 операций.
Поездка с Н.И. Пироговым для оказания помощи раненым и обучения врачей стала для П.Ю. Неммерта отличной школой. В военно-полевых условиях, как и в столичной клинике, он сумел многому научиться у своего учителя, перенять у него искусство диагностики и хирургическое мастерство, стать зрелым хирургом. Н.И. Пирогов высоко ценил своего ученика. Вскоре по возвращении с Кавказа он представил кандидатуру Неммерта на должность адъюнкт-профессора. А в 1853 г. 35-летний Неммерт стал экстраординарным профессором хирургии. Все эти годы Неммерт оставался ближайшим помощником Н.И. Пирогова. Когда в 1854 г., в начале Крымской кампании, Пирогов с группой врачей, и в том числе с другим своим учеником Л.А. Беккерсом, направился в осажденный противником Севастополь, все его обязанности в клинике были возложены на П.Ю. Неммерта. После того, как Н.И. Пирогов оставил академию, профессор Неммерт стал (в 1856 г.) его преемником - руководителем госпитальной хирургической клиники и главным врачом хирургического отделения 2-го Военно-сухопутного госпиталя. К этому времени был он также консультантом по хирургии при богоугодных и учебных заведениях ведомства императрицы Марии. Правда, самостоятельная хирургическая деятельность Неммерта продолжалась недолго: он умер в 1858 г.
В научном наследии П.Ю. Неммерта, как и в его врачебной практике, прослеживается огромное влияние Н.И. Пирогова. По совету своего учителя П.Ю. Неммерт избрал темой для докторской диссертации одну из актуальных проблем сосудистой хирургии. Его докторская диссертация явилась солидным вкладом в хирургическую ангиологию. Помимо сосудистой хирургии, он занимался и другими «пироговскими» разделами этой науки, например уделял много внимания восстановительным операциям (ринопластике, кожной пластике и т.д.). Будучи, как и Пирогов, большим энтузиастом наркоза, Неммерт постоянно указывал на необходимость и огромную важность обезболивания для хирургии вообще и для военно-полевой хирургии в особенности.
Продолжая традиции углубленного изучения анатомии, он издал «Записки по хирургической анатомии» (1854), которые, по сути, представляли собой учебное руководство. Оно, как и другие учебные руководства П.Ю. Неммерта - «Учение о вывихах и переломах» (1854) и «Записки по десмургии» (1852) - пользовалось большой популярностью у студентов и молодых врачей. Молодежь охотно и регулярно участвовала в обходах, которые профессор Неммерт умело прeвращал в клинические лекции у постели больных. Если же ординатор и даже студент выражали желание произвести сложные операции, то Шммерт непременно требовал, чтобы желавший этого показал свое умение на трупе, проделав эту операцию предварительно несколько раз.
Неммерт внес в хирургию немало нового. Например, при хронических нарывах подвздошной впадины использовался способ Неммерта - «наложение малых разрезов». Пройдя школу Пирогова, П.Ю. Неммерт, по свидетельству современников, владел ножом, как искусный музыкант смычком. Солидные анатомические познания и отличная техника позволяли ему оперировать «по-пироговски» - быстро, но не спеша, и получать относительно благоприятные результаты. По-настоящему гуманным было и отношение Неммерта к больным, лечившимся в клинике (это были главным образом солдаты, а также неимущий люд): на собственные деньги он покупал необходимые продукты и нанял специального повара, который по его указанию готовил блюда для оперированных и других тяжелых больных. Кроме того, Неммерт сам покупал для клиники хирургические инструменты и некоторые медикаменты. Видный ученый-хирург, высоко эрудированный клиницист, талантливый педагог - таким вошел в историю отечественной медицины ученик Пирогова профессор П.Ю. Неммерт. |