Лекции.Орг


Поиск:




О'Киф Джорджия (1887-1986) — американская художница, специали­зировавшаяся на отвлеченно-абстрактных пейзажах и натюрмортах. 2 страница




Девять. Загадка \ 283

А в центре здесь, как на вилле Пизани, стоит приземистая башня.

Но чем Фишер сильнее всего отличается от других ди­зайнеров лабиринтов, так это особенной разработкой вы­хода. В отличие от бедных заблудших героев книги "Трое в лодке", человек, добравшийся до середины лабиринта Фишера, не должен разрабатывать план побега. В боль­шинстве фишеровских лабиринтов выход намного про­ще, чем вход. В Лидсе сразу рядом с центральной башней начинается лестница, ведущая вниз, в покрытый куполом мозаичный грот с подземным потоком воды, гигантскими гротескными головами, фантастическими ракушками и се­кретным проходом, выводящим из зарослей лабиринта на свет божий. Возможно, дело тут всего-навсего в заботе о том, чтобы в аттракционе не скапливалось слишком боль­шой толпы, но еще, избавив посетителей от необходимо­сти кружить к выходу тем же путем, каким они дошли до центра, Фишер получил возможность сделать дорогу к цен­тру длиннее и замысловатее, чем это бывало в других лаби­ринтах до него.

В списке главных достижений Эдриана Фишера обыч­но значится еще и кукурузный лабиринт в Шиппенсберге, штат Пенсильвания, изображающий судно "Золотая лань" сэра Фрэнсиса Дрейка, который в 1Q95 Г°ДУ попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой кукурузный лаби­ринт в мире. Человеком, который привез Фишера на куку­рузное поле в Пенсильванию, стал Дон Франц, чья контора удачным образом находилась в двух шагах от Таймс-сквер, в здании, битком набитом театральными продюсерами и агентами. Дон Франц учился при студии "Дисней", он — шоумен и гордится этим. Идея кукурузного лабиринта, который впервые в истории мог бы стать приманкой для

284

вечная тайна лабиринта

туристов, пришла ему в голову в igg1 году. После фильма "Поле его мечты", снятого за несколько лет до этого, фра­за "Если ты это построишь, они придут" стала крылатой. Британская туристическая индустрия рекламировала Год лабиринта, а Дон Франц был сорокалетним режиссером му­зыкальных постановок в "Диснейленде". Это был еще и тот самый год, когда Лора Артресс раздвинула стулья в Шартр-ском соборе, правда, Франц тогда об этом ничего не знал. Он рассказывает, что летел из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, смотрел на поля внизу и думал о фильме с Кевином Кост-нером и о британских лабиринтах, и вдруг все кусочки сло­жились у него в голове в единую картину. Он немедленно связался со своей старой школой — колледжем Лебанон Вэлли в Пенсильвании — и договорился о сборе средств в пользу строительства кукурузного лабиринта. И после того как местный фермер согласился предоставить им три акра своего поля (за кукурузу пришлось заплатить по цене 200 долларов за акр), Франц начал строить планы на осень igga года.

Даже теперешнее зарегистрированное название про­екта уходит корнями в шоу-бизнес. Франц рассказывает так: "Я обедал со Стивеном Сондхаймом1 в начале 1992 года, и только я принялся рассказывать ему о своих планах стро­ительства кукурузного лабиринта, как он немедленно пе­ребил меня и сказал, что я должен назвато его "Эмейзинг Мейз Мейз" (AmazingMaize Mazef. Так я и сделач".

Франц связался в Эдрианом Фишером и попросил его нарисовать проект лабиринта-динозавра, который за­нимал бы площадь три акра. По словам Франца, то, что

1   Сондхайм Стивен — американский композитор и либреттист мюзи­клов.

2   "Удивительный кукурузный лабиринт" (англ.).

Девять. Загадка \ 285

произошло дальше, было поистине революционным мо­ментом в истории лабиринтного дизайна. Фишера заин­тересовало предложение, но он сказал, что кукурузная фигура таких внушительных размеров — это лишняя го­ловная боль: посетителям надоест бродить по лабиринту так долго, и, возможно, они даже начнут терять терпение и пытаться пробиваться "напролом" через кукурузу. ("Та­кое и в самом деле позже случалось в других кукурузных лабиринтах, — рассказывал Франц, — но в его лабиринте — никогда".) Фишер предложил сделать динозавра комплек­сом из трех лабиринтов, но Франц настаивал на одном. "Американцы любят большие вещи, — говорит он. — Они любят приключения. Я попросил Эдриана все-таки приду­мать этот дизайн, а уж о том, чем развлечь публику, я по­забочусь". Хождение по кукурузе отныне перестанет быть просто одинокой прогулкой среди зеленых стен. Франц решил превратить лабиринт в сцену, на которой чего только не будет — и музыка, и представления, и актеры, и сюжет. С каждым новым проектом концепция все раз­расталась, и люди никогда не чувствовали себя одинокими в лабиринте Франца. Каждая группа посетителей получа­ет свой собственный групповой флажок (они все разные, двух одинаковых нет), а также сотрудника с громкогово­рителем, который стоит на высоком мосту у выхода, ком­ментирует продвижение по лабиринту и подбадривает тех, кто не может найти дорогу. Прохождение лабиринта становится похоже на спортивное мероприятие. С Масте­ром лабиринта, сидящим высоко на башне, можно свя­заться по расположенным в стратегических местах пере­говорным устройствам (пластиковым трубам), и тогда от него вам достанется подсказка, как дойти до центра, но только зашифрованная в загадке, которую следует решить.

286

вечная тайна лабиринта

Кроме того, сеть дорожек помечена лентами разных цве­тов, и эти цвета соотносятся с цветными линиями в плане лабиринта, выдаваемом посетителям на входе. План этот тоже представляет собой загадку — мозаику, которую нуж­но собрать из кусочков, разложенных по "почтовым ящи­кам" на равных интервалах пути. Что-нибудь постоянно происходит, и идущему не позволяют почувствовать себя потерявшимся. Или одиноким.

Помощница Франца говорит: "Их необходимо развле­кать каждые три-пять минут". Ее начальник говорит о том же, когда упоминает самую любимую поговорку Эдриана Фишера. Фишер, по словам Франца, сравнивает лабиринт с игрой в шахматы, где по одну сторону доски дизайнер, а по другую — идущий по лабиринту человек, причем дизайнер уже сделал все свои ходы и ушел. (Правда, добавляет Фишер, в отличие от настоящей шахматной партии, в обязанности создателя лабиринта входит предоставление противнику возможности его обыграть.) Франц говорит: "Я вдохнул жизнь в идею лабиринта. Люди не хотят, чтобы им рассказы­вали, как решить загадку, они любят, чтобы загадки и игры указывали им правильное направление. Ни один человек, как бы сильно он ни заблудился, не хочет, чтобы ему указа­ли дорогу к выходу из лабиринта, но хочет получить намеки, с помощью которых выход можно найти самому". Сотрудни­чество Фишера с Францем продолжалось около четырех лет, и за это время они построили восемь лабиринтов.

Создание кукурузного лабиринта — больше чем просто вырезание узора в кукурузном поле. Для лабиринтов ис­пользуется полевая кукуруза, которую еще называют лоша­диной, потому что ее стебли выше и крепче, чем у сладкой кукурузы, и семена сажают перекрестно вдоль и поперек поля, чтобы кукуруза вырастала плотной натуральной сет-

Девять. Загадка \ 287

кой. Компьютерный дизайн тоже разрабатывается с ис­пользованием сетки и отображается на поле с помощью известняка. Дорожки шириной почти шесть футов выре­заются прежде, чем растения достигнут больше двух футов в высоту. В разных климатических поясах страны кукуруза растет с разной скоростью, поэтому слова стариков в Айо­ве о том, что "кукуруза по колено на четвертое июля", редко оказываются правдой. Сажают кукурузу обычно в апреле, а подрезать начинают в мае — и это очень тяжелый труд. Если погода благоволит, компьютерный дизайн можно пе­ренести на поле площадью три акра в течение трех дней. Мосты (для быстрого выхода из центра) и другие декора­тивные элементы добавляются позже — уже накануне от­крытия в конце июля. Некоторых строителей лабиринтов обвиняют в том, что для выравнивания линий они использу­ют гербициды (Франц утверждает, что у него ничего такого не происходит). А некоторые для исправления гигантских изображений используют спутниковую систему навигации (GPS), в то время как Франц просто просит брата, который занимался воздушной разведкой во время вьетнамской вой­ны, изучать аэроснимки полей.

В последние годы кукурузные лабиринты строили и в форме гигантского солнца, которое сразу приобрело статус "самого большого в мире солнечного диска", и в виде многочисленных поездов, и космических кораблей, и пер­вого автомобиля Генри Форда, и портрета Томаса Эдисона, и сцен из фильмов "Оклахома!" и "Волшебник страны Оз". Устроители рекламируют все это как веселое развлечение для всей семьи. Старикам бывает приятно вновь оказать­ся на ферме. Молодым семьям интересно приехать посмо­треть, что это вообще такое — ферма. Целые фирмы (и по крайней мере одна исправительная колония для подрост-

вечная тайна лабиринта

ков) бронируют по нескольку часов в день для всевозмож­ных тренингов. Почти каждую осень сообщается о неверо­ятных пробках на шоссе к северу от Сан-Франциско: отсю­да открывается потрясающий вид на кукурузные поля и ла­биринт. На Хеллоуин большинство кукурузных лабиринтов закрываются до следующего се-зона.

Пресса освещает эти лабиринты в двух ключах. Пер­вый — это рассказ о том, как хорошо, что придумано такое интересное новое применение кукурузных полей. Второй — экономический: о том, сколько маленьких семейных ферм лабиринты спасли от разорения. В газете "Прогрессив фармер" рассказывалось, как фермер из Теннесси полу­чил юо тысяч долларов со своего поля, которое с каждым урожаем приносило всего по 2 тысячи долларов прибыли, а ведь после того, как заканчивался туристический сезон, он мог продолжать сажать кукурузу. Франц вспоминает, как один банкир в Айове соглашался выдать фермеру кредит только при условии, что тот разместит на своем поле лаби­ринт. Ходило очень много разговоров о ферме в Парадизе, штат Пенсильвания, которая якобы зарабатывала на куку­рузном лабиринте по миллиону долларов за сезон. Впро­чем, не все истории лабиринтов так успешны. Некоторые фермеры строили лабиринт, а посетители не приходили. Очень важно расположение лабиринта, а еще, как и преду­преждал Фишер, некоторые лабиринты оказывались либо слишком неинтересными, либо чересчур сложными, либо излишне простыми. К тому же некоторые лабиринты об­ходятся своим владельцам очень дорого. "Эмейзинг Мейз Мейз" со всеми его затеями и украшениями может стоить до '/о тысяч долларов (из которых 14 тысяч плюс комиссия на продажу билетов уходят Францу), а после всего этого бума на строительство кукурузных лабиринтов они больше

Девять. Загадка \ 289

не представляют собой любопытного новшества, как в те времена, когда в телешоу "Сегодня" показывали сюжеты вроде "Вы и представить себе не могли: лабиринт на куку­рузном поле!". В 1Q99 году, который стал, возможно, пи­ком популярности блужданий по кукурузе, Франца даже попросили построить миниатюрную копию кукурузного лабиринта в нью-йоркском Рокфеллер-центре. Возможно, кукурузный лабиринт перестал быть новинкой, достойной выпуска новостей, но даже со всеми своими мостами, баш­нями и встроенными акустическими системами они оста­ются самыми эфемерными из всех лабиринтов: сегодня есть, завтра нет, — такими же хрупкими, как и кукурузный стебель.

В 2003 году Элан Март, представляющийся "худож­ником и фермером-органиком", работал с ландшафтным архитектором Чарльзом М. Маккалохом над созданием нового варианта кукурузного лабиринта в Пойнт-Рейсе в северной Калифорнии. Вместо кукурузы здесь исполь­зовались подсолнухи — гигантские цветы подсолнухов высотой десять футов или даже больше, с листьями шириной в целый фут. И это был не столько лабиринт-путаница, сколько настоящий лабиринт, грубоватое из­ложение классического критского рисунка, растянутого на поле площадью 17 5°9 квадратных футов в углу местно­го виноградника. Классический лабиринт со стенами — вещь неслыханная, но отсутствие запутывающей загадки и широкая дорожка превращали прогулку под кивающи­ми головками подсолнухов в эстетическое наслаждение и никакого вызова вошедшему не бросали. Элан Март, который за год до постройки лабиринта сумел побороть рак, относится к лабиринту как к зримому воплощению своей победы.

ago

вечная тайна лабиринта

Совсем другой, но тоже совершенно уникальный ла­биринт появился в 1984 году в результате конкурса, объ­явленного в газете. Конкурс проводила лондонская "Санди тайме" для того, чтобы разра­ботать Великий британский лабиринт. Правила требовали, чтобы дорожки были сдела­ны из кирпича и чтобы ни по

одну из сторон не было высокой стены. Что на самом деле было нужно, так это современная версия старого доброго торфяного лабиринта, который трансформи­ровался бы в лабиринт-загадку со всеми свойственными ему тупиками и обманами. Нцрбычным требованием для лабиринта-загадки было только отсутствие загораживаю­щих обзор стен. Идущий имеет возможность заглядывать далеко вперед и планировать маршрут, так же как можно видеть — и избегать — неверных поворотов на лабирин­те, который напечатан на бумаге. Победителем стал Йен Литч из Абердина, Шотландия, чей дизайн был основан на четырех прямоугольных фермерских воротах, лежа­щих на земле.

Лабиринт Литча построили во дворе Деревенского музея Бремора, к югу от Солсбери, — в тех;kj самых вла­дениях, что и его торфяной побратим, древний лабиринт Мизмейз. Конечно, вдоль дорожки Великого британского лабиринта не посажено никаких кустов, но зато в центре стоит визуальный каламбур — вырезанная из кустарника овца: оба слова в английском выражении "тисовая овечка" звучат одинаково (a yew ewe).

Девять. Загадка \ 2 g i

Ну и возможно, самый основательный лабиринт кон­ца XX столетия спрятан в северной части штата Нью-Йорк. Его дизайнер, британский скульптор Майкл Эйртон, опи­сывает свою работу в очерке "Создание лабиринта":

Лабиринт расположен во впадине в Кэтскилл-Маунтинз и по­строен из камня и кирпича — всего зю ооо кирпичей. Его ширина — двести футов, между которыми разбросаны семь "точек принятия решения". Стены — восемь футов высотой, а в центре спирали, длина которой i68o футов, расположе­ны две комнаты: в одной живет бронзовый Минотавр, в дру­гой — сам Дедал, который занят созданием лабиринта, и его крылатый сын, подпрыгнувший, чтобы взлететь из центра лабиринта прямо в небо. Они тоже сделаны из бронзы, и их комната увешана бронзовыми зеркалами.

*

Снаружи до лабиринта можно добраться по грязной доро­ге, идущей вдоль горного потока, через пастбище и через лес, и внешне эта конструкция напоминает скорее боль­шой, поросший травой курган. Он заполняет собой целую лесную поляну, и только на входе можно увидеть, что на самом деле у кургана нет верха и внутри он по странной прихоти создателя почти целиком состоит из красного кирпича. Лабиринт построен таким образом, что высо­та его стен у внешнего края — восемь футов, но по мере приближения к центру они вырастают до десяти, и в ла­биринте скрыта небольшая подсказка внимательному по­сетителю: когда почти доводящая до клаустрофобии сво­ей узостью тропинка между стен приближается к центру, она идет немного под гору, словно приговаривая: "Теплее, теплее", а когда удаляется от него, едва заметно начинает идти в гору ("Холодно, холодно").

2Q2

вечная тайна лабиринта

Эйртон был страстным поклонником Дедала, хотя мно­гие и утверждают, что его настоящая любовь — это Мино­тавр. Он внимательнейшим образом изучил жизнь Дедала, повторил некоторые его достижения (например, отлил медовые соты из чистого золота) и, создавая декор лондон­ского ресторана "Минотавр", от пола до потолка украсил его собственными картинами и рисунками легендарного чу­довища. Еще Эйртон написал внушительный роман "Созда­тель лабиринтов", в котором беллетризует некоторые свои догадки относительно лабиринта царя Миноса и его значе­ния. Он полагает, что лабиринт должен был иметь двойной центр ("две комнаты, разделенные лабиринтом внутри ла­биринта"), и добавляет, что эти комнаты задумывались как символы близости Солнца и Луны. На то, чтобы пройти ла­биринт между ними, требовалось ровно столько времени, сколько Солнце и Луна видны на небе вместе в день в сере­дине года". Ну а петляющая форма лабиринта была навеяна Эйртону древними воспоминаниями — удивлением, кото­рое испытывал первобытный человек при виде внутренно­стей, выпадающих из убитых людей или животных.

Вскоре после того, как "Создатель лабиринтов" был издан в Соединенных Штатах в 1967 году, Эйртон полу­чил запрос от Арманда Эрпфа, финансиста и издателя, не сможет ли он перестроить лабиринт в его загородных вла­дениях в Арквиле, штат Нью-Йорк. Предложение показа­лось скульптору крайне заманчивым — пожалуй, это была именно та возможность, к которой он готовился всю свою жизнь. Лабиринт был завершен в 1969 году, и, когда Майкл Эйртон умер в 1975~м' план арквильского лабиринта был воспроизведен на его могильной плите в Хэдстоке, дерев­не, расположенной недалеко от знаменитого торфяного лабиринта в Саффрон-Уолдене. Хотя сам лабиринт редко

Девять. Загадка | 293

бывает открыт для посетите­лей, копия бронзового Мино­тавра из лунной комнаты стоит рядом с собором Святого Пав­ла в Лондоне — в крошечном парке Почтальонов, бывшем церковном дворе, где раньше присаживались передохнуть письмоносцы.

Тенистая тропа из черной и белой гальки ведет из арк-вильского лабиринта прямо в лес. Вдоль ее пути стоят вы­соченные плинты, увенчанные гигантскими урнами, кото­рые смотрелись бы уместно где-нибудь в строгих садах Вер­саля или в альбоме Эдварда Гори1. Тропинка заканчивается у входа в небольшую (26 футов в ширину) черно-белую ка­менную версию восьмиугольного лабиринта в Сан-Кантене во Франции. Здесь, возможно, с целью послужить успокои­тельным противоядием ужасам логова Минотавра, он назы­вается просто — иерусалимский лабиринт.

Он был построен по просьбе — а вероятно, даже и по настоянию — Арманда Эрпфа в 19?° Г°ДУ- Эйртон не нахо­дил большого интереса в церковных напольных лабирин­тах, которые называл "христианскими уникурсальными пу­таницами". Вероятно, он просто считал их скучноватыми. В своем докладе в Детройтском институте искусств Эйртон описал созданный им тип лабиринта с многочисленными соблазнами свернуть в неверном направлении как "более беспощадную возможность выбора и необходимости, ко­торая присутствовала повсеместно до рождения Христа". Христианский лабиринт, несмотря на то что он может без-

1    Гори Эдвард (1925-2000) — американский писатель и художник, сни­скавший славу своими ироничными иллюстрированными книгами на

тему смерти.

294

вечная тайна лабиринта

жалостно вести тебя к "искуплению", в действительности, говорил Эйртон, "лишен риска совершить ошибку" и "не оставляет места случайности". Слова "лишенный авантю­ризма" он не использовал, но в данном контексте этого и не требовалось. В конце концов заказчик получил лабиринт, о котором просил, но, при всей своей красоте и элегантно­сти, он лежит — почти в буквальном смысле слова — в тени своего более выразительного соседа.

Другие лабиринты конца XX века были не так прямо­линейны, как лабиринт в Арквиле, но их создатели, как и Эйртон, в большинстве своем были художниками, а не строителями. В 19?° Г°ДУ в поле люцерны в Уайтуотере, штат Висконсин, Деннис Оппенхейм использовал лаби­ринт, испытанный на лабораторных крысах, в качестве мо­дели для строительства лабиринта из стогов сена площадью боо футов на юоо, и затем загнал в него стадо коров. Коро­вы искали кукурузу. Задача, которую поставил перед собой художник, заключалась в том, чтобы пронаблюдать "поток тел через предписанную им конструкцию" и "передачу кор­ма от животных, находящихся снаружи, животным, находя­щимся внутри". Художественный критик Люси Липпард уви­дела в этом "извращенную форму" похоронных игр, старой Троянской игры, которую Вергилий описывает в "Энеиде". Двадцать три года спустя в Лос-Анджелесе Роберт Ирвин, ко­торому был заказан сад стоимостью восемь миллионов дол­ларов, использовал лабиринт из трех соединенных колец в качестве центрального украшения. Но только этот лаби­ринт недоступен, никто никогда не сможет по нему пройти. Его стены состоят из азалий самых разных видов, помещен­ных в гигантский металлический цветочный горшок, кото­рый, собственно, и представляет собой стену лабиринта, ну а его "дорожки" наполнены бурлящей водой направленно-

Девять. Загадка \ 295

го сюда потока. В 2001 году в Нью-Йорке, в публичном саду Уэйв-Хилл высоко над Гудзоном Уилли Коул установил вре­менный лабиринт без дорожки. Это был квадрат, состоящий из рядов по пятьдесят белых турникетов с разными надпися­ми, на каждой стороне — своя, и все фразы здесь начинались со слов "все". Например, в одном месте было написано: "Все, о чем ты мечтал", а в другом: "Все, от чего ты краснеешь". Никаких размеченных тропинок тут не было, равно как не было и маршрута, тупиков или центра, — но у каждого турни­кета идущий мог остановиться, выбрать себе фразу по вкусу и двигаться дальше — к следующему турникету.

В конце igSo-x по Японии пронесся любопытный вид ла­биринтного помешательства: меньше чем за пять лет здесь построили более двухсот деревянных лабиринтов с панель­ными стенами вместо живой изгороди, которые, не просто­яв и пяти лет, подвергались сносу. Проходить эти лабиринты нужно было на время, здесь устраивались настоящие сорев­нования, и напряжение, связанное с ограниченным време­нем, добавляло игре остроты, даже безумия. Люди, которые проходили лабиринт, в большинстве случаев пробегали его бегом: они спешили отыскать дорогу от башни до башни, пе­ремахивая через мосты, делая отметки в своих "паспортах" на каждом новом объекте и отыскивая дорогу к выходу пре­жде, чем истечет выделенное им время. Имена новых рекор­дсменов и время, за которое они выбрались из лабиринта, вывешивались для привлечения новых участников. Чтобы помешать частым посетителям чувствовать себя в лабирин­те как дома, стенные панели время от времени сдвигались и таким образом создавались новые маршруты.

Несколько подобных лабиринтов было построено и в США для привлечения туристов. Один появился в го­родке Пиджен-Фордж, штат Теннесси, но, как и следовало

адб 1 вечная тайна лабиринта

ожидать, большого числа посетителей там не нашел. Дру­гой, под названием "У-У-Х!", с четырьмя башнями, шестью мостами, переброшенными через лабиринт, и сороками­нутным ограничением по времени, некоторое время про­существовал в Вакавиле, Калифорния, где в 1989 году его посетил Алекс Чемпион. Впоследствии он написал в своей книге "Земные лабиринты": "Я думал, что, если забраться на один из этих мостов, обзор будет получше, но башни и мосты сами по себе этому препятствовали — типичный лабиринтный трюк: соблазнительное, но фальшивое сокра­щение дороги". Они с женой смогли вырваться из "У-У-Х!" только часа через полтора.

Джефф Соуард проследил всю историю этого фено­мена. Оказалось, что популярность временных лабирин­тов — дело рук англичанина по имени Стюарт Лендсборо, который вырос недалеко от дворца Хэмптон-Корт и затем переехал в Новую Зеландию. В 1973 Г°ДУ он построил дере­вянный лабиринт для туристов в курортном городке Вана-ка, посчитав, что на панели уйдет куда меньше сил и денег, чем на живую изгородь. Следующие несколько лет научи­ли его тому, что минут через двадцать терпение человека, идущего по лабиринту, обычно истощается, но в ig82-M он дополнил лабиринт мостами, отчего у идущего человека появилось ощущение третьего измерения и возможность активнее использовать то же самое пространство, а потом к этому добавились еще и башни — еще один отвлекающий маневр для посетителя, не позволяющий ему заскучать. Лендсборо обнаружил, что теперь посетители чувствуют себя хорошо минут сорок, а то и больше. Похожие лаби­ринты стали появляться в туристических городах по всей Новой Зеландии и Австралии, и в 1985 году он построил первый образец в Японии и столкнулся с такой популярно-

Девять. Загадка \ 297

стью, о которой не мог и мечтать. Он продолжал проекти­ровать все более и более сложные лабиринты с большим количеством мостов и башен. Толпы продолжали расти до iggo-ro или iggi-ro, и вдруг в один прекрасный день стало ясно, что народ наигрался, сорок минут истекли.

Не по всем лабиринтам можно ходить. Концепция ла­биринта лежит в основе большинства компьютерных игр. Игрок проходит через паутину тупиков и многократно стал­кивается с необходимостью принятия решений, каждое из которых может стать для него роковым, — ради того, чтобы

вечная тайна лабиринта

добраться до цели. А книжки и журналы с головоломками, основанными на принципе лабиринта, уже много десяти­летий составляют надежную статью дохода издательского бизнеса. Роберт Эбботт, создатель хитроумных "Суперлаби­ринтов" (сложных головоломок с прилагающимися прави­лами, например: "не сворачивать налево"), изучил историю этих лабиринтов, которые проходят на бумаге с помощью ручки или карандаша, вплоть до времен Чарльза Доджсо-на, оксфордского математика, который под именем Льюис Кэрролл написал книгу "Алиса в Стране чудес". Кэрролл включил безумно сложный лабиринт, в котором дорожки пробегали под и над друг другом и запутывались едва ли не в клубок, в "Мишмаш", журнал, который он выпускал с 1855 по 1862 год для своей семьи. И Эббот, и Эд Пегг-младший, математик, который иногда сотрудничает с Эдрианом Фи­шером, отмечают еще более давние корни в мучительной головоломке "Семь мостов Кенигсберга". Задача состоит в том, чтобы пересечь семь мостов, двигаясь по дороге, ко­торая проведет тебя через каждый мост только по одному разу. Этот лабиринт настолько сложен, что его можно срав­нить с романом "Тайна Эдвина Друда" — загадочной книгой об убийстве, которую Чарлз Диккенс начал писать, но так и не закончил. Математик xvm века Леонард Эйлер дока­зал, что у задачи с мостами Кенигсберга нет решения, и все же люди из века в век продолжают над нею биться.

Каким станет лабиринт будущего? Вероятнее всего, он изменится физически. Его тисовое прошлое — возможно, лишь на некоторое время — заменят цифровые технологии. Но загадка все равно останется его главной сутью. Джим Бькжанан, дизайнер огромного лабиринта на вершине холма в Честерфилде, называет себя "земляным художни­ком", однако он экспериментировал не только с землей, но

Девять. Загадка | гдд

и с лабиринтами, сделанными целиком из лучей света. Лорд Батский из Лонглита мечтает о создании трехмерного лаби­ринта, похожего на гигантский кусок швейцарского сыра, в котором люди будут ползать сквозь дырки, — правда, он признает, что, возможно, такой лабиринт придется не по нраву посетителям, страдающим клаустрофобией. А Дон Франц, шоумен до мозга костей, подумывает о том, как здо­рово было бы сделать лабиринт, окруженный трибунами, на которых сидели бы зрители, заплатившие за вход. Поле выглядит пустым, за исключением нескольких башен и, воз­можно, винтовой лестницы. Как и в лабиринте Уилли Коула, здесь нет никаких размеченных дорожек. Зрители наблюда­ют за людьми, которые осторожно бредут по лабиринту, — на них, как на собак за электронной невидимой оградой, наде­ты специальные устройства, которые легонечко бьют током каждый раз, когда идущий сходит с невидимой тропы. Зада­ча посетителей — отыскать дорогу и пройти по невидимому лабиринту так, чтобы получить при этом как можно меньше ударов электрошоком. А может быть, в будущем весь мир бу­дет играть в одну большую компьютерную игру?

В конце концов, все самые известные современные ла­биринты — те, которые люди, ничего в них не смыслящие, упоминают чаще всего, если такая тема возникает в раз­говоре, — никогда не существовали в действительности, по крайней мере, в том виде, в каком их помнят. Фильм ig86 года "Лабиринт" называют то фильмом Джима Хенсо-на, то фильмом Дэвида Боуи — в зависимости от того, к ка­кой части поклонников картины принадлежит говорящий. Для любителей "Маппет-шоу" это фильм Хенсона, режис­сера. Для более взрослого поколения подземелий и драко­нов это — картина Боуи, сыгравшего здесь короля гоблинов. Возможно, найдется еще и третье мнение, согласно кото-

300 | вечная тайна лабиринта

рому это — фильм Терри Джоунса, последнего из труппы 'Монти-Пайтон", написавшего сценарий картины. В чем-то это "Алиса в Стране чудес", в чем-то — "Волшебник страны Оз", еще немного тут есть от Золушки и М. К. Эшера, а в ре­зультате — история о скромной девочке-тинейджере, кото­рая отправляется выручать брата, похищенного гоблина­ми. Отыскать брата — значит отыскать дорогу в лабиринте, точнее, в путанице, построенной на Болоте вечной вони. В действительности при создании фильма построили лишь часть лабиринта — около пятидесяти квадратных ярдов — на киностудии "Пайнвуд" в Лондоне, а чтобы он казался боль­шим и законченным, использовали оптические устройства, спроектированные Терри Поупом. Юмор фильма часто са­морефлексивен — во многом именно из-за этого картина приобрела чуть ли не культовый статус. В какой-то момент угрожающая фигура в лабиринте говорит девочке: "Путь вперед иногда оказывается путем назад" — тяжеловесное, таинственное заявление, которое нередко встречается в книгах о лабиринтах. Но здесь, в этом кукольном мире, мудрое высказывание встречают заливистым хохотом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 175 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

1248 - | 1232 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.