Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Расцвет театральной и музыкальной культуры




Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объясняет его сближение с теат­ром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Мариво, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони состав­ляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии. Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навст­речу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Секуляризация общественной жизни, лишение церковного и придворного ритуала прежней свято­сти и напыщенности приводили к их своеобразной «театрализации». Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венециан­ский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

 

Театр был призван временем для выполнения целого спект­ра задач. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ра­нит всех тех, на кого направляет свои удары» (Бомарше П.-О. Драматическая трилогия.-М., 1984. С. 17). Для него изобличение су­ществующего порядка, срывание масок, прояснение истинного положения вещей становятся сверхзадачами подлинной драма­тургии. Присутствие «социального» контекста, противопоставле­ние подлинных ценностей (любви, дружбы, честности, ума и талан­та) ценностям мнимым,.навязанным обществом — непременный атрибут театральных постановок XVIII века.

Однако «век разума» знал и весьма существенные перепады эмоций, обращение к мистике и суевериям. Реалистической яснос­ти и трезвости в определенном смысле противостояла тяга ко всему фантастическому, необычному, связанная в первую очередь с кри­зисом ортодоксальной религии. Это стремление было в равной сте­пени развито и в высших сословиях, и в среде простых людей. Ши­рочайшее распространение получило масонство, соединявшее в себе конкретно-политические цели с глубоким философско-рели­гиозным подтекстом и элементами маскарада и театрализованных церемоний «посвящений». Для эпохи Просвещения характерна тя­га к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление про­никнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое про­явление в волшебных операх со множеством необычайных превра­щений, в трагикомедиях, сказках и т.д.

Понятие «театр», «театральность» ассоциируется еще и с понятием «публичности». В эпоху Просвещения в Европе устраи­ваются первые публичные выставки — салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Во Франции салоны играют необычайно важную роль не только в жизни интеллекту­альной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но становятся местом для диспутов по серьезнейшим вопросам государственного устройства. Дени Дидро — выдающий­ся мыслитель XVIII века — практически вводит новый жанр лите­ратуры — критические обзоры салонов. В них он не только описы­вает те или иные произведения искусства, стили и направления, но и, высказывая собственное мнение, приходит к интересным эс­тетическим и философским открытиям. Такой талантливый, бес­компромиссный критик, выполняющий роль «активного зрителя», посредника между художником и обществом, подчас даже дикту­ющий искусству некий «социальный заказ», является порождени­ем времени и отражением самой сути просветительских идей.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII сто­летии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится прежде всего украшать жизнь, театр — обличать и раз­влекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека мас­штабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков челове­ческой души. Меняется и отношение к музыке, которая еще в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки — опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений — ора­тория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культу­ре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения, бес­спорно, является творчество Баха и Моцарта.

Синтез зрелищности и публичности театра и глубины трак­товки человеческих чувств обнаруживает себя в оперном искусстве. Одним из ярких примеров «слияния» просветительских идей и но­вой музыкальной формы является опера Моцарта «Волшебная флейта». Отражая веру в торжество разума, культ света, представ­ление о человеке как о венце Вселенной, опера в такой же мере несет в себе и основные идеи утопий XVIII века. Главный герой Тамино, по­падая в совершенное общество, не сразу завоевывает себе право быть «равным среди равных» в царстве Зарастро. Эта сюжетная линия от­ражает стремление героя к личному совершенству, понимаемого не просто как процесс самоутверждения человека, его поисков своего места, но прежде всего, как путь к достижению столь желанного об­щественного идеала, гармонии личности и общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 190 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2310 - | 2034 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.