Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения




Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноев­ропейской культуры как переход от средних веков к Новому Вре­мени, от общества феодального — к буржуазному. Наступает пери­од первоначального накопления капитала. Появляются первые за­чатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда­ется современное экспериментальное естествознание. Формирует­ся научная картина мира на основе открытий прежде всего в обла­сти астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, по­скольку развивалась вокруг морей — Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира ста­ли океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое круго­светное путешествие. Два богатых континента западного полуша­рия были открыты для освоения «старым миром».

Темпы развития ренессансной культуры в странах Запад­ной Европы различны. Приблизительны и хронологические грани­цы — в Италии XIV—XVI века, в других странах XV—XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением — I это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за кото­рым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.

Что же в эту эпоху делает культуру различных европейских народов единой? В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus — человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV— XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захва­тывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы — в папскую кан­целярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Склады­вается новая светская интеллигенция. Ее представители организу­ют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайши­ми советниками государей.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу сужде­ний, независимость по отношению к авторитетам, смелый критиче­ский дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гума­нистов не существует более иерархического общества, в котором человек — только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гу­манисты выражают требование исторической ситуации — форми­руют человека предприимчивого, активного, инициативного. Чело­век уже сам кует свою судьбу, и провидение господне тут ни при чем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпу­щен на свободу» (Н. Бердяев).

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широ­кое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265—1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени»(Ф. Энгельс). Создан­ный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом разви­тия средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его спо­собность собственными силами совершить свой земной подвиг поз­волила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрос­ти человек для него — «величайшее чудо».

Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304— 1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который счи­тается родоначальником гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполне­на работа Джаноццо Манетти (1396—1439) «О достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Балла (1407—-1457) утверждает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463—1494) в сочинении «О достоинстве человека» проводит мысль о том, что человек — творец своей судьбы, себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть». Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой дейст­вий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоре­чивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы обществен­ных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII — убийцей, грабителем и развратником, кото­рый, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат Макиавелли нахо-. дит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в жестокости превзошел всех варваров», собственно­ручно закалывая свои жертвы. Но он же обладал широкими по­знаниями в философии, среди его придворных было немало гума­нистов, а при обсуждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом ювелирного искусства.

Исследователи многократно отмечали, что добро и зло пере­плетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из Средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действо­вать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях» (Любимов Л. Искусство Западной Европы. - М., 1976.С. 128).

2Отношение к античной и средневековой культуре.

В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обращение к античному наследию выступает важной осо­бенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославле­ние прекрасного, гармонически развитого человека были особен­но близки европейскому гуманизму. В период Ренессанса воз­рождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов ис­кусства в отличие от средневекового символизма. Практическое, житейское мировосприятие древних было более притягатель­ным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древние — греческий и латинский языки.

Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изу­чать греческий язык, а на латинском языке — классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки — были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один из первых иссле­дователей культуры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардт отмечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали латинские письма. Среди четырехлетних детей были ора­торы, изумлявшие аудиторию чистой латинской речью.

Гуманисты были историками, филологами, библиотекаря­ми, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли коллекции древностей. Они стали восстанавливать забытые тру­ды греческих и римских авторов, устанавливать подлинные тек­сты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большая часть текстов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами. Большую роль в рас­пространении античного наследия сыграло изобретение и рас­пространение книгопечатания. Важно отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, де­рево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности» (Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в италь­янском искусстве. — М., 1979. С. 5).

 Гуманисты проявляли большой интерес и к античной фило­софии — натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В сере­дине XV века во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. Почитание Платона было здесь превра­щено почти в религиозный культ. Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна.

Каким же было отношение гуманистов к средневековой культуре, которая непосредственно предшествовала эпохе Воз­рождения?

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения форми­ровалась как отрицание, протест, отказ от средневековой культу­ры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отношение к теологии — теории религии. Лоренцо Балла противопо­ставляет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла, который, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессиональным служителям католической церкви. Д. Бокаччо в «Декамероне» высмеивает монахов, их ханжество, развращен­ность. У Данте в «Божественной комедии» даже главы католической церкви попадают в ад. Сатира на служителей церкви, духов­ных лиц представлена в знаменитой книге Э. Роттердамского «По­хвала глупости». Считается, что ни одна эпоха в истории европей­ской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневековой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека.

Однако вся средневековая культура с ее многолетней исто­рией, прочными традициями не могла исчезнуть бесследно. Она ока­зывала влияние на культуру Возрождения, даже когда это не осо­знавалось. А Ф. Лосев справедливо отмечает, что «Возрождение, подобно юноше, бунтующему против своих родителей и ищущему поддержку у дедов, было склонно забывать обо всем, чем оно было обязано Средневековью и преувеличивать значение античности».

Ренессанс не был полностью светской культурой. Это Эпоха переходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимо­действия старого и нового, богатство и разнообразие культурных элементов. В чем конкретно проявлялось влияние Средневековья на культуру Возрождения?

Прежде всего отметим, что отрицание церкви еще не означа­ло отрицание религии. Некоторые из деятелей Ренессанса (напри­мер, Э. Роттердамский) хотели примирить христианство с антично­стью, призывали вернуться к идеалам первоначального христиан­ства. Другие (например, М. Фичино) пытались создать некую новую, единую религию, свободную от национальных, этнических, куль­товых различий. Таким образом, делались попытки переосмыслить религию, но не отказаться от нее. Ренессанс не был безрелигиозной культурой. Многие деятели Ренессанса были людьми верующими и даже духовными лицами католической церкви.

В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось прежде всего в темах, сюжетах. Много произведений было написано на библейские и религиозные сюжеты. Немалая часть их предназначалась для церквей, имела культовое назначение. Мож­но сказать, что искусство Возрождения было своеобразным синте­зом античной физической красоты и христианской духовности.

3.Особенности художественной культуры Ренессанса.

 Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в сред­ние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась мысль, что идеальный человек должен быть худож­ником. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художе­ственное произведение наиболее полно выражало и идеал гармо­нически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в периоды ран­него, Высокого и позднего Возрождения. Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая (Бокаччо), с антифеодальной направленностью, прославляющей предприим­чивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрож­дение отмечено рассветом героической поэмы: в Италии — Л. Пульчи, Ф. Берни, в Испании — Л. Камоэнса, авантюрно-рыцарская сюжетика которой поэтизирует представление Возрождения о человеке, рожденном для великих дел. Самобытным эпосом Высо­кого Возрождения, всесторонней картиной общества и его героических идеалов в народной сказочной и философско-комической фор­ме явилось произведение Рабле «Гаргаитюа и Пантагрюэль». В позднее Возрождение, характеризующееся кризисом концепции гуманизма и созданием прозаичности складывающегося буржуаз­ного общества, развивались пасторальные жанры романа и драмы. Высший взлет позднего Возрождения — драмы Шекспира и рома­ны Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной челове­ка системой общественной жизни.

Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Воз­рождения получило яркое выражение в театральном искусстве, ис­пытавшем значительное воздействие античной драматургии. Его характеризует интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными особеннос­тями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, сме­лое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонноплощадных элементов. Таков театр Италии, Испании, Англии. Выс­шим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия дель арте (XVI в.). Наибольшего расцвета театр Возрожде­ния достиг в творчестве Шекспира.

В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет ха­рактер чисто церковного искусства и испытывает влияние народ­ной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущени­ем. Появляются различные жанры светского музыкального искус­ства — фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Светские гуманистические уст­ремления проникают и в культовую музыку. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе. Эпоха Возрождения заверша­ется появлением новых музыкальных жанров — сольных песен, ораторий, оперы.

Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись. От­метим, что в системе искусств в этот период происходит перемещение акцентов. Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств. На первый план выходит живопись. И это не случайно. Искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реаль­ный мир, его красоту, богатство, разнообразие. И у живописи в этом плане, было больше возможностей по сравнению с другими искус­ствами. Наш соотечественник, замечательный знаток итальянско­го Возрождения П. Муратов писал об этом так: «Никогда человече­ство не было так беззаботно по отношению к причине вещей и ни­когда оно не было так чутко к их явлениям. Мир дан человеку, и так как это — малый мир, то в нем драгоценно все, каждое движение нашего тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчу­жина в уборе женщины. Для глаза... художника не было ничего ма­лого и незначительного в зрелище жизни. Все составляло для него предмет познания» (Муратов П. Образы Италии. - М., 1994. С. 109).

Другими словами, жажда познания, которая так отличала личность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму ху­дожественного познания. Но стремясь наиболее полно отразить все природные формы, художник обращается к научному знанию. Тес­ная связь науки и искусства — характерная черта ренессансной культуры. Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу — в область оптики и физики, через проблемы пропорций — в анатомию и математику и т. д. Это приво­дило мастеров Ренессанса даже к отождествлению науки и искус­ства. Более того, некоторые из них, например, Леонардо да Винчи, считали искусство самой важной наукой, поскольку искусство дает самое точное и безупречное изображение жизни. Союз науки и ис­кусства помог искусству решить многие, очень важные изобрази­тельные проблемы. Вырабатывается новая система художествен­ного видения мира, основанная на доверии к чувственным восприя­тиям человека, прежде всего зрительным. Изображать так, как мы видим, — вот исходный принцип художников Ренессанса. А мы ви­дим вещи не изолированно, а в единстве со средой, где они находят­ся. Среда пространственна; предметы, располагаясь в пространст­ве, видятся в сокращениях.

Художники Возрождения разрабатывают принципы, откры­вают законы прямой линейной перспективы. Создателями теории перспективы были Брунеллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство разви­вается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой. Открытие перспективы имело важное  значение: она помогла расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись про­странство, пейзаж, архитектуру.

Соединение ученого и художника в одном лице, в одной твор­ческой личности было возможно в эпоху Ренессанса и станет невоз­можным позднее. Мастеров Возрождения часто называют «титанами», имея в виду их универсальность. «Это была эпоха, которая нуж­далась в титанах и породила по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености», — писал Ф. Энгельс (Маркс К., Эн­гельс Ф. — Соч. Т. 20. С. 346).

Леонардо да Винчи (1452—1519) был живописцем, скульп­тором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком ис­кусства, военным инженером, изобретателем, математиком, ана­томом, ботаником. Он исследовал почти все сферы естествозна­ния, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать его рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили открытия механики XIX века. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари: «...Таланта... было в нем столь­ко и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью... Его помыслы и дерза­ния были всегда царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и по­сле своей смерти» (Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрожде­ния. — С.-Пб., 1992. С. 197).

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — другой вели­кий мастер эпохи Ренессанса, человек разносторонний, универ­сальный: скульптор, архитектор, художник, поэт. Поэзия была младшей из микеланджеловских муз. До нас дошло свыше 200 его

стихотворений.

Рафаэль Санти (1483—1520) — не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора.

Альбрехт Дюрер (1471—1528) — основатель и крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», создал несколько десятков картин, более ста резцовых гра­вюр, около 250 гравюр на дереве, много сотен рисунков, акварелей. Дюрер был и теоретиком искусства, первым в Германии создав труд о перспективе и написав «Четыре книги о пропорциях». Эти при­меры можно было бы продолжить. Таким образом, универсаль­ность, разносторонность, творческая одаренность была характер­ной чертой мастеров Ренессанса.

Итальянское Возрождение

Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенес­санс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в.

Проторенессанс являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, ви­зантийскими традициями. И даже в творчестве художников-новаторов нелегко провести четкую границу, отделяющую старое от но­вого. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266 — 1337). Художники Возрождения считали его реформато­ром живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее разви­тие: нарастание реалистических моментов, наполнение религиоз­ных форм светским содержанием, постепенный переход от плоско­стных изображений к объемным и рельефным.

Крупнейшие мастера Раннего Возрождения — Ф. Брунеллески (1377—1446), Донателло (1386—1466), Вероккио (1436— 1488), Мазаччо (1401—1428), Мантенья (1431—1506), С. Боттичел­ли (1444—1510). Живопись этого периода производит скульптур­ное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи. И это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стреми­лись восстановить предметность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластич­ность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV века открывают законы перспективы и стро­ят сложные многофигурные композиции. Однако они ограничива­ются главным образом линейной перспективой и почти не замеча­ют воздушной среды. И архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.

В Высоком Ренессансе геометризм, присущий Раннему Возрождению, не кончается, а даже углубляется. Но к нему при­бавляется нечто новое: одухотворенность, психологизм, стрем­ление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, наст­роений, состояний, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворя­ют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.

Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венециан­скому Возрождению. Только Венеция в этот период (вторая полови­на XVI в.) оставалась самостоятельной, остальные итальянские кня­жества утратили свою политическую независимость. Возрождение к Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учены­ми изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торго­вые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Пе­реработав и готику, и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы коло­рита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения — это Джорджоне (1477—1510), Тициан (1477—1576), Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594).

 

Северное Возрождение

Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отно­шению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, ког­да Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусст­ве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, бо­лее архаично, менее знакомо с античностью.

Философской основой северного Ренессанса был панте­изм. Пантеизм, не отрицая прямо существование Бога, раство­ряет его в природе, наделяет природу божественными атрибута­ми, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. По­скольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то, делали вывод: каждый кусочек природы досто­ин изображения. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники — мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альтдорфер, Л. Кранах изобра­жали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность.

Второй жанр, который получил развитие в искусстве се­верного Возрождения — это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, возник в Германии в по­следней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490—1530) стала временем его замечательного расцвета. Следует заметить, что не­мецкий портрет отличался от портретной живописи итальянско­го Возрождения. Итальянские художники в своем преклонении перед человеком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное — передать харак­тер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда — в ущерб идеалу, в ущерб красоте. Быть может, в этом проявляют­ся отголоски типичной для Средневековья «эстетики безобразно­го», где красота духовная могла таиться в безобразной внешнос­ти. В итальянском Возрождении на первый план вышла эстетиче­ская сторона, в северном — этическая. Крупнейшие мастера пор­третной живописи в Германии — А. Дюрер, Г. Гольбейн-млад-ший, в Нидерландах — Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, во Франции;— Ж. Фуке, Ж. Клуэ, Ф. Клуэ.

Третий жанр, который возник и получил развитие прежде всего в Нидерландах — это бытовая картина. Крупнейший мастер жанровой живописи — Питер Брейгель-старший. Он писал досто­верные сцены из крестьянской жизни, и даже библейские сюжеты он помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того времени. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с край­ней тщательностью. Такая картина очень увлекательна для зрите­ля: чем больше ее разглядываешь, тем больше находишь там инте­ресных вещей.

 

Давая сравнительную характеристику итальянского и се­верного Возрождения, следует выделить еще одно существенное различие между ними. Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской об­разованности. В северном Возрождении главное место заняли во­просы религиозного совершенствования, обновления католичес­кой церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

ЛИТЕРАТУРА _______________

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности, - М., 1989.

Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков.   М., 197 7.

Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1970.

Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М., 1986. Эстетика Ре­нессанса. В 2-х тт. — М., 1981.

 

 

глава 7

Реформация и ее культурно-историческое

значение





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 607 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2091 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.