Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия.




 В целом можно рассматривать художественную культуру XVIII века как период ломки воздвигающейся веками грандиозной ху­дожественной системы, в соответствии с которой искусство со­здавало особую идеальную среду, модель жизни более значи­тельной, чем реальная, земная жизнь человека. Эта модель пре­вращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценнос­тей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал свет­ским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII веке вся эта сис­тема подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое от­ношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические образцы снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы. Перед художником впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и твор­чества. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала. Классицизм означал под­чинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуаль­ного, личностного начала. Однако классицизм XVIII века сущест­венно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших при­знаков стиля — античные классические формы. К тому же, «но­вый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму. В искусстве разных стран и народов класси­цизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появ­ление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупней­шим культурологическим течением был прежде всего сентимента­лизм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачива­емых вместе с первоначальным «естественным состоянием» обще­ства, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человече­ских чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистическо­го оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естественный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихи­ями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувст­вие которых наполняет всю культуру XVIII века.

Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Про­свещения является процесс вытеснения религиозных начал ис­кусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые бе­рет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль, — Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность на­блюдения художника за реальной жизнью реальных людей, полу­чает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парад­ный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место порт­рету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распрост­раняется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказыва­ются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетиче­ское воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гра­вюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина долж­на не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и дели­катностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасоч­ности и даже пестроте.

 

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвеще­ния стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся так­же и в иных сферах, где художнику приходится решать декоратив­но-оформительские задачи: в архитектуре — при планировке и оформлении интерьера, в живописи — в декоративных панно, рос­писях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде все­го ориентированы на создание комфорта и изящества для того че­ловека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря ил­люзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные худо­жественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых до­мов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и ком­форта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвеще­ния было обращение к запечатлению художественными средства­ми ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и теле­сных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест про­тив ханжеской морали времени порой перерастают во фриволь­ность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика и критики начинают требовать от нового искусства прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к те­атру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чув­ственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаме­нитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 217 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2316 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.021 с.