Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


II. Историческая культурология




3. Традиционные культуры Востока Специфика анализа истории культуры на основе методологических возможностей культурологического знания. Принципы периодизации и основные периоды исторического развития культуры. Типологический и проблемно-логический подходы. Компаративистика как метод историко-культурологического исследования. Понятие традиционной культуры. Типологические характеристики «Востока» и «Запада». Проблемы периодизации. Ценности в системе культуры. Миф как система представлений о мире. Верования в культурной истории. Религиозно-символическая система и социальное бытие человека. Язык как условие социальной коммуникации и смысловая структура культуры. Традиция как смысловая модель мира и социальный порядок. Сакральный закон как нормативная система социального бытия. Религиозная идеология в структуре культуры. Инновации и знания в традиционных культурах. Модернизационные процессы в традиционных культурах. Культурогенез в первобытную эпоху. Культура Древнего Востока. История открытия и изучения памятников древневосточной культуры. Характерные черты культуры Древнего Египта. Египетская религиозно-мифологическая система. Преобладающий зооморфизм ранних культов. Образ жизни древних египтян. Особая роль жречества в управлении государством. Культ мертвых. Древнеегипетская культурная картина мира. Древние цивилизации Месопотамии и Передней Азии. Царский культ, первые универсальные империи. Появление клинописи. Развитие рациональных знаний о мире. Циклический тип пространственно-временных представлений. Древнееврейская культура. Ветхий завет: освящение норм и традиций, система вечных образов и сюжетов.
4. Античная культура Античность как тип культуры. Крито-микенская цивилизация как историческая основа древнегреческой. Культура ахейской Греции. Мифологическое сознание и гомеровский эпос. Полис – основа греческой гражданской культуры. Проблема гармонии духовного, телесного и социального в греческой цивилизации. Античный антропоцентризм. Эпоха эллинизма, ее происхождение и специфика. Трансформация классических греческих образцов в эллинистической культуре. Философия. Виды и жанры древнегреческого искусства. Рим и особенности его культуры. Прагматизм, реализм, регламентированность жизни римского общества. Этатистский характер римской цивилизации. Систематизированная правовая культура и ее роль в устроении римской жизни: пример взаимодействия ценностей и норм в культуре. Античная культурная картина мира. Возникновение и распространение христианства. Новый завет: новые ценности, система вечных образов и сюжетов. Рождение христианской картины мира. 
5. Культурный феномен Европы Античное наследие в культуре средневековой Европы. Христианство – культурно-цивилизационная основа западной Европы. Социальная структура средневекового общества. Культурная роль университетов в Западной Европе. Романский стиль в архитектуре. Готический синтез искусств. Светская литература средневековой Европы. Средневековая культурная картина мира. Понятие «Возрождение». Религиозно-философские традиции средневековья и духовные идеалы итальянского Возрождения. Роль античного наследия. Художественная культура итальянского Возрождения. Творческие гении ренессансной культуры. Понятие «Южное и Северное Возрождение». Особенности культурного развития стран северной Европы. Мастера Северного Возрождения. Культурные истоки Реформации. Протестантизм в истории западно­европейской культуры. Ренессансная культурная картина мира. Понятие «Новое время». Особенности культурно-исторического развития Западной Европы в XVII - ХVIII вв. Барокко в истории западноевропейской культуры. Классицизм в истории западноевропейской культуры. Философские и социально-политические идеи европейского Просвещения. Художественная культура XIX века: романтизм, реализм, символизм. Европейская культурная картина мира в Новое время.
6. Русская культура: особенности, основные этапы развития Этногенез и культурная история славян. Мир славянского язычества. Историко-культурный контекст христианизации Руси. Синкретизм мировосприятия, преобладание ритуала над идеологией. Древнерусское государство и православная Церковь: византийское наследие. Духовные идеалы древнерусской культуры. Художественные открытия древнерусской культуры. Кризис традиционализма: причины и исторические последствия церковного раскола. Культурное значение петровских реформ. Послепетровская Россия. Империя и имперская идеология как основание новой российской идентичности. Сложение дворянско-аристократической культуры. Русская литература и искусство ХVIII века в контексте культурной истории Западной Европы. Театрализованный характер культуры. Российская империя в XIX веке: социально-политический аспект. Формирование секулярных основ в науке России. Русская классическая литература: образы, идеи, прозрения. Эстетические направления и борьба идей в русском искусстве XIX века. Русская композиторская школа. Великая музыкальная классика. Особенности развития философской мысли в России во второй половине XIX века. Русский религиозно-философский ренессанс. Дискуссия между славянофилами и западниками. Рождение русской интеллигенции и ее основные черты. «Серебряный век» рубежа XIX-XX вв. как последний всплеск классической дворянской культуры. Революция 1917 г. и внутринациональные отношения в России. Государственная культурная политика СССР. Достижения отечественной культуры в ХХ веке. Трагические страницы культурной истории. Великая Отечественная война и консолидационные процессы в культуре. Культура в послевоенный период: характерные черты. Основные особенности русской культуры, преемственность и эволюция в культурной картине мира.
7. Культура ХХ века Зависимость западной культуры от динамики научно-технической модернизации. Взрыв социальной активности масс в 20-е – 30-е годы. Нацизм и фашизм. Вторая мировая война и ее отражение в культурных установках новых поколений. Культура и искусство стран Запада в послевоенный период. Изменения в динамике способов социализации и инкультурации личности. Развитие массовой культуры западного общества в ХХ веке.     Проблемы термина: массовая культура, популярная культура, народная культура. Масса, толпа и человек массы в социокультурной ситуации конца XIX - начала ХХ века. Гносеологические, исторические, социальные, психологические и общекультурные предпосылки возникновения массовой культуры. Превращение произведения искусства в рыночный товар и развитие технических средств тиражирования звука и изображения как необходимые условия развития массовой культуры. Массовая культура и общество потребления. Основные формы бытия произведений массовой культуры (бестселлер, шлягер, шоу, клип). Китч, кэмп, гламур как наиболее характерные черты современной массовой культуры. Музыка, кинематограф и литература как наиболее значимые для развития массовой культуры виды искусства. 
8. Современная российская культура в поисках новой идентичности Культурные последствия распада СССР. Становление новой российской идентичности. Проблема культурно-демографической устойчивости России. Российская молодежь. Молодежные субкультуры в контексте других российских субкультур. Российский вуз глазами студентов. Специфика культурной картины мира современного российского студенчества.
9. Глобализация и культура конца ХХ - начала ХХI вв. Современность и актуальные проблемы культурологии: конструирование новой культурной картины мира.  Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Динамика роли культуры в постиндустриальном обществе: изменение характера культурной традиции. Ослабление сословных и национальных оснований западной культуры. Переход от «книжной культуры» прошлого к «визуальной культуре» современности. Новые модели миропонимания в западной культуре послевоенного времени. Рождение постмодерна. Процессы вытеснения в приватную область традиционных признаков религиозности, национальности, социального происхождения и т. п., выдвижение на первый план признаков социальной конкурентоспособности и мобильности личности как ее индивидуальных качеств. Информационное общество и культурные трансформации. Теории современного информационного общества (М.Маклюэн, О.Тоффлер). Проблема информационного взрыва и ускорения времени культуры. «Культурный империализм» Г.Шиллера – концепция нового мирового информационного порядка. Интернет, сотовая связь и другие глобальные средства коммуникации; вызванные ими культурные достижения и риски. Дизайн, его функции в меняющемся мире. Телевидение и его роль в конструировании современной культуры повседневности. Телевизионная картина мира: проблема времени и пространства. Конструирование культуры повседневности через телевизионную мифологизацию. Демифологизация как стратегия управления телевизионной политикой будущего. Глобализация как социальный, экономический и культурный феномен. Глобализация как унификация культуры на основе культуры потребления. Угроза сохранению культурного многообразия человечества в форме национальных культур и расцвет субкультур. Массовая миграция населения «третьего мира» на Запад и формирование мультикультурных обществ. Противоречивость результатов политики мультикультурализма. Множественность культурных картин мира как воплощение плюралистических тенденций эпохи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 318 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2280 - | 1986 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.