Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Православная церковь и ее задачи в деле религиозного воспитания




Церковь не может устраняться от насущных нужд людей и должна работать в следующих направлениях:

— созидание полнокровной литургической жизни в приходе;

— теснейшая связь с родителями детей и их домом;

— религиозное обучение.

Цели и задачи христианского воспитания:

— помочь детям обрести ощущение присутствия Бога в нашей жизни;

— научить их понимать, что все мы часть тела Христова и церкви;

— содействовать гармоническому умственному и духовному развитию
их личности;

— подводить детей по мере их возрастания к благоговейному осозна­
нию непостижимости Божественной тайны, превышающей всякое чело­
веческое разумение;

— помочь им понять, что православная вера охватывает личность и
жизнь в их совокупности.

Опасности и ошибки в деле христианского воспитания:

— смешение религиозного воспитания и школьного просвещения;

— проведение занятий в воскресной школе во время литургии и в виде
уроков.

Главная цель и задача педагога в деле христианского воспитания — ■

■ помочь ребенку узнать Бога, а не только узнать о Боге.                        

Требования к педагогу, занимающемуся православным воспитанием и об­ разованием:

1. Обладать опытом участия в церковной жизни.

2. Находить общий язык с детьми.

3. Обладать необходимыми способностями для совершенствования и
развития в качестве педагога.

«Учитель возрастает как личность, если по-настоящему любит детей».

О педагогическом призвании православного учителя. Призвание к хрис­тианскому воспитанию — это особая задача, особая ответственность, ис­полнение особой харизмы православия.

Христианская семья в религиозном воспитании. Семья есть место больше чем отец, мать и дети. Она — наследница нравственного и духовного уклада жизни, обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Отсутствие любвиэто всегда извращение подлинной природы

60


семьи. Любовь родителей к детям должна быть не эгоистичной и не коры­стной. Богородица всегда лишь обнимает и придерживает Младенца, но не прижимает его к себе.

Как приучить ребенка к молитве: в каком-то смысле учат молиться так же, как учат говорить.

ДОМОСТРОЙ

«Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину, мужу и жене, и чадам, и рабам, и рабыням».

Домострой — по-славянски «дому строитель» (по-гречески «экономик»). Был составлен в Новгороде в последнее десятилетие XV в. как книга наставлений и советов ремесленно-купеческому городскому люду.

Сильвестр — государственный и церковный деятель в середине XVI в., переработал новгородские наставления, составившие Домострой. Книга намного пережила своего автора, бывшего одно время любимцем Ивана Грозного, а потом безвестно сгинувшего в результате царской немилос­ти. В России она стала катехизисом морали и энциклопедией домашне­го строительства.

Откроем книгу:

Наставление отца сыну: «И предаю вам, христианам, писание это на память и на вразумлениевам и детям вашим».

Как любить Бога от всей души, также и брата своего, и страх Божий:иметь, и помнить о смертном часе — «...следует всякому христианину го­товым быть к встрече с Господомжить добрыми делами, в чистоте и покаянии, всегда исповедоваться, постоянно ожидая смертного часа».

Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякой власти подчиняться и правдою служить. И как вести себя в отношении к боль-лим и малым, скорбным и немощным, и ко всякому человеку, и внимать своей совести — «Царя бойся, и служи ему верой и правдой... Также и князьям покоряйтесь и должную им честь воздавайте... Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных привечай любовью, а младшихлюби как детей: никакому созда­нию Божию не будь лиходеем».

Как детей своих воспитывать во всяком наставлении и страхе Божием — "И беречь и блюсти чистоту телесную от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Наказывай детей в юностиуспокоят тебя в старости твоей,...любить их (детей) и беречь, но и страхом спасать, нака­зывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь».

Как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдать — «...дочки рас-тут, страху Божию и вежеству учатся, и приданое их понемногу прибыва­ет, и как замуж сговорята все уже готово».

Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем — «Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою: слушайте их и повинуйтесь по-Божески во всем...»

61


Похвала мужьям«Если дарует Бог хорошую жену — это дороже камня драгоценного».

Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить — «...не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не оби­жать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим по положению быть послушным и покорным; к ровнедружелюбным, с младши­ми и беднымиприветливым, милостивым...»

О неправедной жизни«А кто не по-Божьи живет, не по-христиански чинит всякую неправду, насилие и обиду... — точно будут все в аду и прокля­ты будут на земле...»

Если кто живет неразумно«Если же кто, безрассудный, не сочтя жи­тия своего, дохода и достатка, начнет жить не по средствам... и будет ему от Бога грех, а от людей смех».

Учить мужу свою жену, как Богу угодить и мужу быть по нраву, и дом свой лучше вести, и всякую домашнюю работу и рукоделье знать, и слуг этому учить и самой делать — «Следует мужьям поучать жен своих с любо­вью и примерным наставлением...»

Как порядок в избе навести хорошо и чисто«Всегда бы вся посуда и всякие вещи вымыты и чисты были, а по лавкам, по двору и по комнатам посуда не валялась бы... За всем тем и за всяким порядком жена бы следила сама да учила слуг и тетей и добром и лихом: не понимают слов, так и ударить можно...

Но если жена, или сын, или дочь слову или наставлению не внимает, и не слушается, и не боится, и не делает того, чему муж: или отец, или мать учат, тогда плетью постегать, по вине смотря, но побить не пред людьми, наедине проучить, да потом пожалеть и простить и никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену».

Домострой стремился унифицировать и идеализировать жизненный ук­лад. Академик Д. Лихачев по этому поводу писал, что идеал выступает регулятором реальной жизни, а если он «доведен до дома, входит во все мелочи быта, личного поведения в семье и в доме, и во всем требует «знать меру» — то идеал становится почти реальностью».

Так пусть полезная книга останется открытой на вашем столе!






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 224 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2513 - | 2326 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.