Современный техногенный тип социально-экономического развития во многом исчерпал себя и больше не подходит в качестве образца. Человечество находится в поиске новой концепции мирового развития.
Необходимость качественных изменений обусловлена тем, что потребление природных ресурсов и объемы загрязнений на душу населения в развитых странах превосходят подобный показатель в развивающихся странах в 20-30 раз. Для достижения всеми странами мира уровня развития и потребления передовых стран понадобилось бы увеличить использование природных ресурсов и количество загрязнений еще в десятки раз, что невозможно в силу ограниченности ресурсов и естественных экологических ограничений.
Текущие проекты предполагают, что при нынешних демографических тенденциях население мира будет стабилизировано на уровне 11,6 млрд. чел. Между тем к настоящему времени, согласно разработанным наукой биосферной и ресурсной модели мировой системы, допустимая для Земли численность населения составляет 1-2 млрд. человек и 7-8 млрд. человек соответственно.
Некоторые исследователи, характеризуя современную нам эпоху как этап перехода к постиндустриальной (информационной) цивилизации, считают, что уже сегодня может осуществиться переход к гармонизации взаимоотношений природы и общества на основе углубления научного познания
Идея эта не новая, так как еще в начале XVII века английский философ
Ф. Бэкон обращал внимание на особую роль, которую призвано играть научное знание в развитии взаимоотношений общества и природы (провозгласил целью науки – увеличение власти человека над природой). Он считал, что знание законов природы позволит людям удовлетворить свои насущные потребности и интересы. При этом Ф. Бэкон считал, что увеличение могущества человека невозможно без подчинения этим естественным законам. Познавая их, наука должна помочь человеку двигаться к поставленным целям по наикратчайшему пути, обходя препятствия, избегая ошибок, многие из которых могут поставить под угрозу само существование человеческого рода.
Эти представления были конкретизированы и развиты в получившей в XX веке широкое распространение и научное признание концепции ноосферы. Понятие ноосферы было введено в науку в 1927 г. французским философом, математиком и антропологом Эженом Леруа (1870-1954), предложившим называть ноосферой оболочку Земли, включающую человеческое общество с его индустрией, языком и прочими атрибутами разумной деятельности. Но главным творцом ноосферной концепции по праву считается русский естествоиспытатель и мыслитель
В.И. Вернадский (1863-1945), развивший в своих трудах идею ноосферы как «биосферизированного общества».
Биосфера, с точки зрения В.И. Вернадского, постепенно преобразуется в ноосферу – сферу разума. В.И. Вернадский рассматривал ноосферу как высшую стадию развития биосферы, когда определяющим фактором становится разумная деятельность человека («Биосферизированное общество»).
Ноосфера – это целостная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного существования общества с остальными организмами.
Вернадский был убежден, что ноосферное человечество найдет путь к восстановлению экологического равновесия на планете, разработает и осуществит на практике стратегию бескризисного развития природы и общества.
Условия становления и существования ноосферы по Вернадскому В.И.
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмен между странами.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности числено возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.
Одновременно с В.И. Вернадским разработкой проблемы ноосферы занимался видный французский палеонтолог, философ и богослов П. Тейяр де Шарден (1881-1955). Результаты своих изысканий он обобщил в работе «Феномен человека», опубликованной в 1956 году уже после смерти автора. Он считал, что первоначально ноосфера формируется как тонкий, обособленный от всех земных оболочек слой мыслящей материи («покров сознания»). Однако по мере все более глубокого проникновения мысли в суть процессов, происходящих во всех земных сферах, ноосфера переходит в свое высшее состояние, перерастая в Дух Земли. Как и В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден особо отмечает роль науки в решении этой задачи. Она, по его мнению, должна выступить не только действенным инструментом познания мира, но и стать средством единения, синтеза мысли.
При всей противоположности существующих научных взглядов о ноосфере, роль ее огромна, т.к. на ее основе была разработана и реализуется стратегия выживания человечества как единого целого – концепция устойчивого развития. В связи с этим целесообразно рассмотреть исторический путь, который проделало современное общество в поисках концепции устойчивого развития.