5 См. Popper К. R. The Open Society and its Enemies, vol. 1. Addendum III: Reply to a Critic. 4th edition. London: Routledge, 1962 (русский перевод: Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1. «Дополнение» («Приложение») III. M., 1982, с. 400-424). — Прим. перев. и ред. (337:)
Я понял, что всякий раз, когда я сталкиваюсь с новой атакой на мою книгу со стороны очередного защитника Платона, лучше всего не обращать внимания на мелкие детали, а искать ответ на следующие пять главных вопросов:
(1) Как мой оппонент относится к моему утверждению, что «Государство» и «Законы» осуждают того Сократа, который представлен в «Апологии Сократа» (как сказано во втором абзаце раздела VI главы 10 «Открытого общества»)?6 Как указано в примечании 55 к главе 10 этой книги7, это утверждение на самом деле было впервые высказано Дж. Гроутом (G. Grote), а позднее повторено А. Тейлором (А. Taylor). Если оно справедливо — а я думаю, что это так, — то оно подкрепляет также и мое утверждение, о котором идет речь в пункте (2).
(2) Как он отвечает на мое утверждение, что антилиберальную и антигуманную позицию Платона нельзя объяснить тем предполагаемым фактом, что он не знал лучших идей и что для тех времен он был относительно либерален и гуманен?
(3) Как он отвечает на мое утверждение, что Платон, например, во фрагментах насчет «очистки холста» в «Государстве» или насчет «казнить или изгнать» в «Политике», побуждает своих правителей использовать беспощадное насилие «для блага государства»?8
(4) Как он отвечает на мое утверждение, что Платон предписывает для своего царя-философа — как его долг и привилегию — применение лжи
6 См. Popper K. R. The Open Society and its Enemies, vol. 1, pp. 194-195 (русский перевод: Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1, с. 241). — Прим. перев. и ред.
7 Ibidem, vol. I, pp. 305-306. Там же, т. 1, с. 378-379. — Прим. перев. и ред.
8 Ibidem, vol.1, p. 165-166. Там же, т. 1, с. 208-209: «Любопытно проследить тесную связь между платоновским крайним радикализмом, требованием широкомасштабных мер и его эстетизмом. Весьма характерны следующие фрагменты. Платон, говоря о философе, который общается с божественным, прежде всего замечает, что у него «возникнет необходимость... внести в частный и общественный быт людей то, что он там усматривает», и государство «никогда, ни в коем случае не будет процветать... если его не начертят художники по божественному образцу». Когда платоновского «Сократа» просят подробнее рассказать об этом наброске, он дает следующий потрясающий ответ: «Взяв, словно доску, государство и нравы людей, они сперва очистили бы их, что совсем нелегко. Но, как ты знаешь, они с самого начала отличались бы от других тем, что не пожелали бы трогать ни частных лиц, ни государства и не стали бы вводить в государстве законы, пока не получили бы его чистым или сами не сделали бы его таким».
Немного дальше Платон объяснил, что именно он имел в виду, говоря об очистке доски или холста. «Но как именно? — спрашивает Главкон. — Всех, кому в городе больше десяти лет, они отошлют в деревню, а остальных детей, оградив их от воздействия современных нравов, свойственных родителям, воспитают на свой лад, в тех законах, которые мы разобрали раньше». (Разумеется, философы не относятся к гражданам, подлежащим высылке: они остаются в городе как воспитатели, так же, как, по-видимому, те не имеющие гражданства жители города, которые должны их обслуживать.) В том же духе Платон высказывается в «Политике» о царственных правителях, правящих в соответствии с царственной наукой политиков: «Правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли... и пусть они очищают государство, казня или изгоняя некоторых... — до тех пор, пока это делается на основе знания и справедливости и государство по мере сил превращается из худшего в лучшее, мы будем называть такое государственное устройство... единственно правильным».
Вот как должен действовать художник-политик. Вот что значит очистить доску. Он должен искоренить существующие институты и традиции. Он должен очистить, удалить, выслать, изгнать и убить. («Ликвидировать» — этот ужасный термин используют сегодня.) Вот действительно верное описание характерной для всех форм полного радикализма бескомпромиссной установки, эстетического отказа от компромисса». — Прим. перев. и ред.
338
и обмана для блага государства, особенно в связи с сохранением чистоты расы, и что он тем самым является одним из отцов-основателей расизма?
(5) Что говорится в ответ на мою цитату из «Законов», использованную в качестве эпиграфа к «Чарам Платона»9, — я имею в виду фрагмент, в котором Платон призывает нас приучить себя никогда не действовать самостоятельно, приучить себя быть неспособными к самостоятельным действиям?
Так сумел ли профессор Левинсон защитить Платона, ответив на эти вопросы? Я попытался показать, что он не ответил на мои обвинения, особенно по части цитаты из «Законов», которая его особенно взволновала. Я ответил ему, процитировав Ричарда Робинсона (R. Robinson), которого он признает компетентным платоноведом: «В частности, наиболее эффектный образчик, приводимый профессором Поппером, — ужасный пассаж из «Законов», 942, о том, что никогда не следует действовать самостоятельно, переведен правильно. (Можно было бы спорить, что Платон применял это только к воинской жизни граждан, и верно, что этот пассаж начинается как некий рецепт для военной дисциплины, но к его концу Платон совершенно ясно хочет распространить его на все формы жизни: «а безначалие должно быть изъято из жизни всех людей...» («Законы», 942d))».
В. Как вам кажется, удалось ли кому-нибудь ответить на ваши основные замечания о Гегеле или же вы все еще придерживаетесь их?
О. Я высказал кое-что новое о Гегеле в «Дополнении» («Приложении») I ко второму тому «Открытого общества»10, но я не отвечаю там специально никому из моих критиков. Чего никто в достаточной мере не понял, так это моего утверждения, что Гегель убил либерализм в Германии своей теорией о том, что нравственные стандарты — всего лишь факты, что не существует дуализма стандартов и фактов. В этом состоит мое главное обвинение ему. Быть может, это не было достаточно ясно выражено в моей книге, но мне кажется, что я вполне определенно указал на это. Никто не может отрицать, что главной целью философии Гегеля было устранение кантовского дуализма стандартов и фактов. Чего в действительности хотел Гегель — это достичь такого монистического взгляда на мир, при котором стандарты являются частью фактов, а факты — частью стандартов. Это обычно называют позитивизмом в этике — веру в то, что только действующие (positive) законы суть законы и что нет ничего, чем можно судить такие законы. Быть может, Гегель наводит на мысль о том, что нынешний закон можно судить с позиций будущего закона — это теория, развитая Марксом. Однако я думаю, что это также не годится. Нельзя обойтись без стандартов. Нам надо действовать, исходя из представления, что не все, совершающееся в мире, хорошо и что за пределами фактов есть определенные стандарты, на основе которых мы можем судить и критиковать факты. Без этой идеи либерализм обречен на упадок, потому что либерализм может существовать лишь как движение, утверждающее, что не все существующее достаточно хорошо и что мы хотим это существующее улучшить. А ведь именно это Гегель хочет устранить или
9 Ibidem, vol. I, p. 7. Там же, т. 1, с. 37. — Прим. перев. и ред.
10 Ibidem, vol. 2, p. 393-395. Там же, т. 2, с. 470-473. — Прим. перев. и ред.
339
превзойти своей философией тождества. Тождество Разума и Действительности состоит именно в том, что вне Действительности нет Разума, что Разум внутренне присущ Действительности, что он тождествен Действительности. Таким образом, философия тождества пытается разрушить дуализм стандартов и фактов, осознание которого я считаю одним из наших величайших достижений. И в разрушение этого дуализма был вовлечен либерализм в Германии. Это мое главное обвинение Гегелю. И мне не кажется, чтобы кто-либо подверг его сомнению. Именно так видел Гегель основную задачу своей жизни — преодолеть кантовский дуализм фактов и стандартов. Гегельянцы считают это его великим достижением: они не станут возражать мне по этому поводу, поскольку согласны в этом с Гегелем. Они все еще думают, что очень важно и очень хорошо утверждать имманентность Разума нашему миру. Гегель же на самом деле взял теорию теодицеи и онтологическое доказательство бытия Бога и применил две эти идеи к действительности, породив некоторого рода онтологическое доказательство существования мира и его благости — внутренне присущей ему благости. Я не говорю, что мир плох, но я говорю, что если мы откажемся воздвигать для себя стандарты за пределами действия законов мира, мы окажемся на пути к тоталитарному подчинению силе. Самый важный факт в мире общества и политики — это то, что сила не всегда права. Есть даже предположение, что сила никогда не бывает права. А этот взгляд есть полная противоположность гегельянству. По существу гегельянское тождество Разума и Действительности означает тождество силы и права. Либералы не могут жить с такой философией тождества. Она ведет к обожествлению силы, как это имело место в Германии при жизни Гегеля, и она во многом несет ответственность за то, что случилось в Германии позже.
Предметный указатель*
* Предметный указатель составлен Д. Г. Лахути.
A
абдуктивный талант см. также индуктивный талант 210, 217, 219
абдукция (abduction) см. также ретродукция 42-44, 216, 227, 270, 273, 278, 364, 366, 370, 384, 385-400
абсолют 224, 237
абсолютная реальность 121
абстрактность 158
абстрактные объекты (понятия, сущности) 72, 159, 171, 231, 257, 272
автомобили 63
автономия этики («нам решать») 341, 342
автопилот как пример иерархического отбора селекторов 108
авторитаризм 341, 342, 348, 352, 358
авторитет(ы) 197, 343, 344, 347, 348, 362
адаптация 18, 25, 26, 60, 62, 92, 58, 131, 207, 208
— групповая 67
— долгосрочная vs краткосрочная 199, 200
аксиоматическая система 52
активность (в приобретении знания) см. также прожекторная теория 61, 63, 68, 148, 205
алгебра 159, 372
амеба 24, 25, 58, 68, 69, 86, 96, 200, 209, 211, 272
аналогия 42-44, 364, 377, 378, 384, 385, 406, 407, 411, 417, 421, 422
антиавторитаризм 342
антибихевиоризм 261
антиисторицизм 344
антипозитивизм 316, 317, 323, 324
антирациональность 353
антропоморфизм 27, 122, 195
антропоцентризм 130
апостериорное знание 60, 128, 205-206
априорное знание 60, 68, 121, 125, 131, 142, 151, 157, 161, 171, 205-208, 294, 295
априорность логическая vs. психологическая 125-128
аргументы (аргументирование) (arguments) 16, 25, 29, 61-63, 70, 76, 85, 91, 96, 148, 154, 168, 173, 202, 228, 260, 270, 277, 304, 312, 324, 344, 347, 359, 372, 384
арифметика 53, 159
арифметические объекты 256
архитектура 71
ассоциации 24, 61, 128, 311
атом 53, 86, 109, 110, 186, 188
атомное ядро 19, 188
Ахилл и черепаха 232
Б
бадейная теория познания (разума, сознания) (bucket theory of knowledge/mind) см. также обсервационизм 25, 59-61, 63, 208
-----------, ее критика 60-63, 208
базисные факты (basic facts) 245, 247, 248
байесианский подход 221, 294
бактерия 203, 204, 208
беспорядок см. также хаос 110
бессмысленность 154
«биогенетический закон» Ф. Мюллера—Э.Геккеля 204
биологическая значимость 62, 64, 68
биология, биологические науки 5, 18, 26, 49, 53, 81, 90, 92, 164, 180, 187, 200, 264
—, предрасположенности в б. 33, 187
биохимические процессы 192, 198, 202, 203
биохимия 33, 173, 179, 189, 203
—, предрасположенности в б. 33, 187
бихевиоризм 53, 262, 295, 305
благо (good) см. также добро; счастье 352, 354
— государства (benefit) 41, 337, 338
— общества 341, 342
—, благость (goodness) мира 339
Бог и водородная бомба 335
— как источник эволюции 122
—, доказательства существования 339
—,------от планомерности 77, 121
—, личные взаимоотношения человека с Б. 123
богатство 306, 355
боевые кличи 66, 67
боль 66, 87
Большая Наука 320
борьба за существование см. выживание
брак 312
«бритва Оккама» см. принцип экономии
будущее 79, 88, 122, 166, 187-190, 193, 201, 266, 328, 338, 342, 345
—, его активность 189
—, — открытость 188-190, 193
— и прошлое 187, 188
бэконианство 269
В
варвары 330
вариации (variations) 20, 21, 81, 82, 94, 102, 106, 116, 129, 157, 204, 205
— в процессе открытия (творчества) 81, 82, 102, 108, 111, 117, 119, 221
— и эволюция поведения 103, 104
Венский кружок 54, 243, 316, 325
431
вера (belief) см. также убежденность 70, 95, 119, 140, 176, 179, 220, 221, 223, 248, 280, 316, 327, 341, 342, 345
—, психологическая основа 95
—, рациональная и иррациональная 95
—, юмовская проблема «разумной веры» 97
— (faith) 93, 99, 121, 141, 239, 294
вербализация, вербальное поведение 84, 304
верификация 59, 155, 247, 375
верование (belief) 258
вероятностные выводы (вероятностная индукция) 121. 157, 177, 178, 421
вероятность 30, 54, 87, 102, 107, 155, 178, 180, 182, 190, 213, 293-295, 297, 301
— абсолютная 186
— апостериорная 31, 293, 294
— априорная 30, 221, 293-295
— — объективистская vs субъективистская т.в. 180, 184, 185, 188
— второго порядка 297
— и информация 293, 294
— как предрасположенность (propensity) 31, 32, 87, 181-186, 283
— относительная (условная) 186, 294
—, теория (исчисление) в. 178, 180-185, 186, 188, 193, 194
вещи (материальные, физические объекты) 6, 70, 86, 91, 95, 123, 125, 129, 158, 159, 170, 199, 204, 226, 233, 281, 308, 312
вещь в себе 130-132
видение (интеллектуальное) (seeing, insight) см. также инсайт 151, 216, 233, 299
видимые (объекты, сущности) (visibilia) 253, 277
«виляние» законов природы см. законы природы (их «виляние»)
витализм 101, 123, 214
власть 306, 341, 350, 351, 355, 358
вложенная иерархия (nested hierarchy) процессов отбора и сохранения 99, 101, 119
------замещающих процессов познания 101, 136
водородная бомба 335
водяная землеройка (water shrew) 131, 135
возможность 13, 69, 70, 73, 88, 93, 98, 106, 124, 140, 156, 166, 173, 181-185, 188, 191, 193, 198, 213, 218, 220, 237, 240, 241, 246, 254, 257, 261, 274, 275, 288, 301, 311, 318, 328, 334
— в теории вероятностей 181-184 возможные миры 241, 292
возникновение, зарождение (emergence) 75, 76, 78, 86-88, 122, 153, 189, 209, 212, 261, 285
— (coming into being) 242
— (origin) 201, 202
— (rise) капитализма 335
война 38, 55, 68
— мировая 2-я 341, 352
------ 3-я 328
волновая механика 53, 131
воображаемое поведение см. также замещающее поведение 88
воображение 68, 110, 158, 169, 174, 227, 228, 266, 271, 274
— как возможный источник заблуждения 170
воспринимаемый образ (percept) 223
восприятие (perception) см. также суждение
восприятия 24, 59-62, 82, 92, 98, 104, 115, 125, 129, 132, 134, 144, 158, 159, 172, 198, 205, 223, 229-234, 237, 280, 299
— зрительное 61, 92, 93, 130, 132
— слуховое 61 восхищение (admiration) 341
время 54, 106, 129, 216, 217, 221, 232
— и пространство 49, 54, 129, 130, 185, 206, 208, 229, 264
врожденная (innate) когнитивная программа 261, 267
врожденные идеи 126, 258, 260, 261, 288
— ожидания 9, 11, 126, 149, 288
— понятия 259-261
— реакции 9
всеобщность (universality) 227, 229
второй мир см. мир 2
Вторость (Secondness) 226, 234-237, 275
выбор (choice) 79, 83, 87, 135, 149, 155, 193, 217, 252, 286, 294, 307, 334, 335, 345, 348, 354, 355, 361, 362
— наугад (search by random groping) 213, 218
-, свобода в. 354, 362
— (decision between) 155
вывод см. также вероятностные выводы, индуктивные выводы
вывод (deduction) 94, 232
—, натуральный в. (natural d.) 283
вывод (derivation) 193, 309
вывод (inference) 95, 96, 127, 226, 232, 295, 307-309
выводимость (логическая) (derivability) 309
------(deducibility) 72
выживание (survival) 22, 23, 84, 89, 94, 101, 113, 116, 119, 120, 123, 124, 129, 132, 135, 165, 185, 188, 197, 204, 205, 207, 214
— гипотез, теорий 57, 59, 94, 132, 135, 156, 210, 211, 218, 219, 227, 269
выражение см. язык (экспрессивная функция) высказывания (propositions) 113, 127, 174, 232 233, 252, 271, 272, 293, 295, 297, 308, 349
— общие (general p.) см. также высказывания
универсальные 295
— универсальные (universal p.) см. также высказывания общие, обобщения строгие 232
— частные (particular p.) 295
высказывания (statements) 66, 72, 94, 127, 177, 245-247, 253, 255, 265, 267, 296, 306, 335, 363
— привилегированные (privileged s.) 245
— протокольные (protocol s.) 245, 247
432
— самоприменимые (self-referring s.) 363
высказывания (utterances) 265, 278
Г
гегельянство см. также философия тождества 41, 47, 326, 339
генетический код 20, 79, 165, 317
— плюрализм 175
генофонд 80, 119
гены 21, 63, 79, 80, 94, 119, 205
геометрические объекты 159, 256
геометрия 47, 159, 162
гештальт 82, 107
гипотезы 11, 13, 42, 60, 67, 73, 100, 110, 117, 118, 125, 131, 135, 140, 156, 178, 195, 210-220, 225, 227, 238, 269-271, 281, 309, 312, 331, 343, 364
— вероятностные 178
глаз, глаза 6, 60, 62, 77, 80, 90, 93, 100, 105, 106, 113, 134, 151, 199, 203, 204, 207, 208, 214, 228, 233, 256
— искусственный 105
глоссогоническая философия 171, 175
глоссоморфный 175
глубинные структуры (deep structures) (в лингвистике) 258, 278
гнев (anger) 160, 172
гомеостат Эшби 102
гомология 27, 195, 196, 207
гордость 160, 351
государственная власть 306
государственные институты см. политические институты, правительство
государство 41, 172, 312, 337, 338, 342, 346, 352
— идеальное 12, 352
—, управление г. (gouvernement — фр.) 348
—,-------(government) 343
гуманизм 52, 54, 327, 337, 341, 343, 350, 351, 355
Д
данные (data) 119, 134, 135, 207, 296
— (evidence) 96, 172, 243
— (given) 172, 206, 207, 245, 246
— (testimony) 235
— видимые (appearances) 278
— наблюдений (observations) 62, 133, 134
— непосредственные (immediately g.) 148
— опыта/эмпирические (empirical e.) 218, 220, 243, 250
— статистические (statistical d.) 183, 184, 301
— феноменально данные (phenomenally g.) 133
— чувственные (sense d.) 59-62, 98, 99, 106, 149, 198, 199, 206, 208, 230, 245, 280
-------кинестетические 61
— экспериментальные (experimental e.) 119
дарвинизм см. также неодарвинизм 57, 79, 84, 85, 91, 101, 117, 123, 124, 134, 140, 145, 156, 163, 165, 166, 175, 214
— в эпистемологии (когнитивный) 210, 211, 220
— в эпистемологии инстинктивный vs. методологический 217-219
«двадцать вопросов (twenty questions)» 217, 220
двигатель (mover) (в детерминистской космологии) 190, 192
дедуктивная система см. также теории 308, 309
дедукция см. также логика дедуктивная 110, 163, 232, 366, 367, 370, 396
действие, акция (action, acting) 55, 63, 66, 85, 88, 93, 95, 99, 113, 114, 121, 124, 125, 149, 184, 187, 197, 207, 208, 216, 218, 221, 224, 255, 311, 313, 322, 338, 342, 345, 351, 352
— мысленное 255
—, область д. 292, 339
—, образ д. (way) 197, 362
— (effect) см. также следствие (effect); эффект 63
действительность (reality) см. также реальность 24, 31, 41, 57, 112, 145, 164, 213, 290, 292, 339
декодирование 148, 150, 151
дельфины 105
демаркация науки и ненауки (метафизики) см. также критерий демаркации 154, 164
демократия см. также общество (демократическое) 350-352
демонстративная теория истины (manifest theory of truth) 225, 274
демонстрация (demonstration) 81, 117, 235
денотативные процедуры см. также обозначение 236
дескриптивная эпистемология 92, 99, 125, 128
дескриптивность см. также язык, дескриптивная функция 64-66, 88, 96, 125, 226, 275, 302
детерминизм 32, 187, 192, 193, 272, 393
дети 67, 68, 71, 151, 337, 353, 354
джастификация см. оправдание
диаграмма (diagram) см. также рассуждение (диаграмматический характер) 234, 236
диаграммы Венна 236
— Эйлера 236
диада (dyad) см. также отношения диадические 234
диалектика 12, 162, 315, 319, 325, 327
диалектический материализм 54
дикие гуси 199
диктат 355
диктаторы 351, 353
динамическая концепция науки см. эволюционная модель науки
дискомфорт 87
дискриминация 355
диспозициональные понятия 241
— состояния 287
— характеристики см. предрасположенность дистрибутивная нормальная форма 295
433
ДНК 68, 70, 87, 100
добро (goodness) см. также благо 54, 350, 361
— и зло (right and wrong) 54
догадки (guesses, guessing, guesswork) см. также угадывание 30, 99, 110, 129, 157, 158, 167, 169, 170, 197, 214, 228, 271, 283, 293, 421
догматизм 101, 299, 351
доказательство (proof) 13, 38, 72, 91, 158, 163, 169, 170, 197, 226, 334
— бытия Бога 77, 121, 339
------мира 339
— математическое 72, 169
долг (duty) 160, 318, 323
долгосрочные характеристики окружающей среды 62, 198-200
достоверность (certainty) см. также несомненные положения, несомненность, гарантированность 64, 93, 116, 172, 177, 184, 197, 201, 245, 272
—, общезначимость, правильность, правомочность, гарантированность (validity) 18, 44, 94, 120, 125, 131, 159, 238, 250, 267, 307
дрейф генов (genetic drift) 80, 81
дуализм 134
— данных и теории 134
— онтологии и феноменологии Ч. С. Пирса 272, 279
— фактов и норм (стандартов, решений) см. также стандарты и факты 339, 346-349, 359, 360
— философский 85, 128
— эпистемологический 134
дух (mind) см. также разум 35, 71, 84, 85, 88, 89, 174, 283, 360
— — (разум, сознание) и тело (мозг) 77, 84, 85, 89, 91, 132, 283, 284
дух (spirit) 179, 252
«дух времени» (spirit of a period/age; Zeitgeist — нем.) 286, 361
Е
естественные и социальные науки 37, 300-306, 318, 324
— науки (science) 332, 335, 343
— —, естествознание (natural science) 37, 127, 155, 160, 174, 238, 277, 299, 323, 324, 343
естественный отбор 13, 15, 17, 57, 58, 60, 66, 75-81, 92, 94, 100, 101, 103, 138, 165, 175, 211, 269, 370
------гипотез/теорий 60, 175, 269
-------и регенерация 101
------и телеологические процессы 100
------моделей поведения 103
-------vs искусственный отбор 143
Ж
желание (wish, wishing) 40, 65, 153, 172, 187, 311
— врожденное 153
железный занавес 344, 346
жест 64, 235, 236
живопись 71, 179
жизнь 13, 19, 57, 62, 73, 78, 79, 84-86, 89, 107, 113, 121, 124, 160, 165, 179, 189, 193, 200, 201
— или смерть как принцип органической эволюции 102, 104
— общественная ж. 15, 321-323, 328
—, продолжительность ж. 180, 185
—, происхождение ж. 26, 180, 201, 202, 204, 208
З
заблуждения 112, 361
—, интеллектуальная интуиция и воображение как источник з. 170
заключение см. следствие законы (науки, природы, разума и т.д.) см. также регулярности 53, 94, 95, 111, 123, 127, 130-132, 155, 159, 171, 191, 193, 215, 239, 346
— абсолютные 130, 239, 240
—, британский з. о расовых отношениях 354, 360
— детерминистские vs вероятностные 32, 191-193
— истории 344
— нормативные 347
— позитивные 159, 338
— природы 53, 123, 127, 132, 155, 159, 172, 189, 191, 193, 215, 346
------, их «виляние (wiggling)» 239, 240
— причинности 126
замещающая селекция (замещающие селекторы, замещающий отбор) 100, 112, 119
замещающее поведение (действие) 88, 99
замещение 102, 104, 106, 118
— движения 106, 108
— поиска 138
заплутавшийся (misguided) натурализм 301, 302
здания (buildings) 71
здравый смысл просвещенный (enlightened) 208
------(common sense) 18, 105, 147, 208
зло (evil) см. также добро и зло 323
знак (sign) см. также теория знаков 65, 66, 231, 234-236
знание, знания (knowledge) см. также априорное знание; апостериорное знание; познание; эволюционная модель науки (знания); эпистемология 6, 53, 57, 59-62, 67, 73, 82, 93, 95, 155, 166, 167, 179, 195, 211, 212, 224, 228-230, 284, 291, 292, 298, 301, 331, 334, 337, 362
— апостериорное см. апостериорное знание
— априорное см. априорное знание
— врожденное (innate) 12, 107, 126, 206, 260
— динамическая концепция з. 245, 248, 284
— добывается с трудом 127, 343
— донаучное 11, 98, 269
434
— животных 11, 26, 96, 135, 136, 149, 195, 196, 269
— и незнание (ignorance) 37, 298, 299, 301, 369
— как ожидание 11, 12, 25, 196
— наследуемое (inheritable) 207
— научное 5, 7, 8, 57, 96-98, 117, 132, 155, 167, 197, 213, 214, 228, 242, 245, 250, 254, 260, 261, 267, 269, 325
— недостаток з. (lack of k.) 167, 188
— неосознанное (unconscious) 196, 198
— непосредственное (direct) 114, 148
— «нечеткое» (fuzzy) см. проблема Менона
— несомненное (certain) 166, 167, 245
— новое 67, 149, 207
— о пространстве и времени 206, 208
— объективное (objective) 26, 73, 132, 135, 179, 196, 222, 224, 225, 242, 245-250, 262, 263, 265, 267, 305, 306
— опережающее (foreknowledge); накопленное (already possessed), предварительное (prior/background), прошлое (past k.) 102, 103, 113, 124, 130, 150, 155, 159, 162, 198-200, 203, 220, 245
— оправданное (justified), обоснованное (well-grounded) 99, 292
— растений 68, 89
-------и всех организмов 198
— рост (расширение, приобретение, развитие) (growth, expansion, acquisition, development) з. 52, 57, 61, 67, 95-98, 112, 114, 119, 136, 148, 155, 158, 209, 214, 228, 245-247, 250, 255, 259-267, 269-272, 274-276, 320
— смутное (vague) см. проблема Менона
— структуры знания 128, 245 значение (meaning) см. также смысл
— знаков 235
— постулаты з. 159
— прагматическое 236, 237, 241
— (смысл) слов 115, 116, 171, 223, 230, 233, 241, 256, 272, 281, 299, 361, 362
— значения истинности (truth values) 362
зрение 89, 93, 103, 105, 204, 277
— как замена слепому продвижению наощупь 93
------ оппортунистическое использование 93, 94
— цветное 151
—, его модель (искусственный глаз) 105, 106
—, его опосредованность 105, 106, 150
И
игра см. также языковые игры 55, 66-68, 122, 182, 211, 216, 220, 296, 320, 334, 346
— азартная 182, 295
идеализированные структуры 160, 172
идеализм 55, 121, 259
идеи см. также врожденные идеи 5, 79, 89, 91, 98, 109-111, 123, 125, 127, 153, 158, 162, 164, 170, 228, 231, 243, 258, 268, 271, 276, 284, 305, 319, 320, 337, 343, 344
— объективные 228, 252
— платоновские 146, 228, 252, 370
— регулятивные 160, 173, 308, 361
идиографические (idiographic) науки см. исторические науки
иерархия механизмов управления 100, 101
избирательное сохранение/избирательная элиминация (selective retention) см. также естественный отбор 21, 94, 102, 105, 108, 116, 119, 121, 122, 221
------ в языке 115, 116
------- гипотез/теорий 11, 94, 96, 102, 103, 119, 221
------организмов 102
избирательность/селективность (selectivity) 68, 80, 81, 83, 87, 105, 106, 116, 118, 119, 123, 161, 163, 166, 172, 200, 218
— истории 335, 336
— описаний 172
— утилитарная 133
изменчивость (variance) 7, 21, 83, 89, 96, 102, 121, 124, 136, 264
изменчивость-с-неизменностью
(variation-cum-invariance) 165
измерение (dimension) 172, 301
— (measurement) 37, 182, 187, 240, 294, 320
— (meter reading) 238
изобретения (inventions) см. также открытия 58, 60, 61, 67, 68, 70, 72, ПО, 117, 118, 126, 203, 204, 207, 266
— одновременные (simultaneous) 117, 118