Стихотворения древнегреческого поэта Анакреона переводились в XVIII в. многими писателями. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона, к каждой из которых написал стихотворный ответ и назвал этот поэтический цикл «Разговор с Анакреоном». Взгляды Ломоносова иногда совпадают с мыслями Анакреона, иногда расходятся, вследствие чего «разговор» переходит в полемику. В первой группе стихотворений ставится вопрос о выборе предмета, достойного воспевания. Анакреон, по его собственным словам, пробовал петь о троянской войне, о подвигах Алкида, т. е. Геракла, но каждый раз возвращался к любовным песням.
Ломоносов четко разделяет личную жизнь поэта и его поэтическое творчество. В жизни поэту знакомы любовные радости, но в стихах он может прославлять только героические подвиги:
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
героев славой вечной
Я больше восхищен.
Во второй паре стихотворений гедонистические взгляды Анакреона сравниваются с учением древнеримского стоика Сенеки, призывавшего презирать радости жизни и тем самым заранее готовить себя ко всем ее невзгодам. Ломоносову не нравятся суровые «правила» Сенеки, и он отдает в этом вопросе предпочтение Анакреону:
Возьмите прочь Сенеку,
Он правила сложил
Не в силу человеку,
И кто по оным жил?
В третьей оде Анакреона говорится о цели жизни. Девушки напоминали поэту о его преклонном возрасте: «Смотри, ты лыс и сед». Но это его мало смущает. Мысль о близости смерти только усиливает в нем жажду наслаждений:
Лишь в том могу божиться,
Что должен старичок
Тем больше веселиться,
Чем ближе видит рок.
Ломоносов в ответном стихотворении снова прибегает к сравнению. Но на этот раз он противопоставляет Анакреону не философа-стоика, а республиканца Катона, который после победы Цезаря заколол себя кинжалом, стараясь смертью доказать свою приверженность к республиканскому строю. Ломоносов уточняет и углубляет свое отношение к Анакреону. Принимая жизнелюбие греческого поэта, он вместе с тем с явным осуждением пишет о его бездумном эгоизме. Как суровый приговор звучат слова, обращенные к Анакреону: «Ты век в забавах жил и взял свое с собой» (С. 5). Более импонируют Ломоносову гражданские добродетели Катона, его беззаветная преданность интересам Рима. Однако самоубийство Катона не вызывает у Ломоносова сочувствия: «Его угрюмством в Рим не возвращен покой». Поэтому он не отдает предпочтения ни Анакреону, ни Катону:
Несходства чудны вдруг и сходства понял я,
Умнее кто из вас, другой будь в том судья.
Собственная позиция Ломоносова раскрывается в заключительном диалоге. Оба поэта обращаются к «живописцу» с просьбой нарисовать портреты их «возлюбленных». Анакреон хотел бы увидеть на картине точное подобие своей любимой, со всеми ее прелестями:
Дай из рос в лице ей крови
И как снег представь белу,
Проведи дугами брови
По высокому челу.
В отличие от Анакреона, возлюбленной Ломоносова оказывается не простая смертная, а его родина, Россия, которую он просит изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой:
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой,
Отрады ясность по челу
Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым, интересен не только образцовыми переводами Анакреона, но и тем, что в нем нашло отражение поэтическое кредо самого Ломоносова. Высшей ценностью объявлено Русское государство, Россия. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу. В поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста. Более того, «Разговор с Анакреоном» помогает уточнить место Ломоносова и в русском классицизме и прежде всего установить отличие его гражданской позиции от позиции Сумарокова. В понимании Сумарокова, служение государству было связано с проповедью аскетизма, с отказом от личного благополучия, несло в себе ярко выраженное жертвенное начало. Особенно четко эти принципы отразились в его трагедиях. Ломоносов выбрал другой путь. Ему одинаково чужды и стоицизм Сенеки, и эффектное самоубийство Катона. Он верит в благостный союз поэзии, науки и просвещенного абсолютизма. И вознесенную главу.
Русский классицизм.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) как последовательная система сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идеи Просвещения, практически все европейские страны. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности. В это время широко используются темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения. Не случайно классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определенные признаки, смешивание которых не допускается. В наибольшей степени принципы классицизма в
западноевропейской литературе выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж. Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И. В. Гете и Ф. Шиллера (Германия).
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Развивался он под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (М В. Ломоносов, Г. Р. Державин). Первыми произведениями русского классицизма были сатиры А. Д. Кантемира, появившиеся в начале 30-х годов. Во второй половине XVIII века классицизм получает наиболее полное и широкое развитие в творчестве Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковского. В 70-х годах классицизм переживает кризис и приходит в упадок, уступая место сентиментализму.
Русский классицизм отличался от западноевропейского. Во-первых, он вырос на родной почве. Сюжеты своих произведений русские классицисты брали из русской истории, а не из античности. Они проявляли огромный интерес к образу Петра, Екатерины II и к прошлому России, воспевая царей, вельмож и героев-полководцев. Во-вторых, русский классицизм отличался резким обличительным сатирическим характером. Сатира проникла даже в «высокие» оды Г. Р. Державина. В-третьих, в русском классицизме были сильны идеи просвещения и просвещенного абсолютизма, веры в то, что прогрессивные преобразования может осуществить носитель верховной власти — царь. Петр I олицетворял просвещенного монарха, его личность и его деятельность стали ведущей темой в литературе XVIII века.
Вывод. Классицизм в России стал явлением общегосударственного искусства. Он выдвинул культ гражданских добродетелей, провозгласил отказ от личных чувств и желаний во имя государственных интересов. Классицисты создавали образы героев, действовавших по законам разума, умевших подавлять страсти во имя долга. Идеалом считался гражданин, служащий «пользе общества». Высшими добродетелями были объявлены любовь к родине и служение отечеству. Классицизм стеснял свободу творчества писателя, ибо требовал строгого подчинения разработанным правилам. Несмотря на это русская литература обогащалась новыми жанрами. Большое распространение получили жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку (сатира, басня, ода). Тредиаковский и Ломоносов открыли принцип силлаботоники, раскрепостили интонацию стиха, использовав подвижность ударения. Русская поэзия подхватила новые способы стихосложения. Ломоносов оставил образцы одиевского жанра, Державин совершил переворот в этом жанре.Классицизм в русской литературе просуществовал недолго, однако он вывел ее на европейские рубежи.