Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Стихотворные повесть И. С. Богдановича «Душенька»: жанровая своеобразие, стих, значение в развитии «легкой поэзии».




Поэма ''Душенька" И.Ф. Богдановича стала первым в жанре поэмы образцом "легкой поэзии". К "легкой поэзии'' относились произведения, целью которых было развлекать читателя игрой остроумия, фантазии или чувства. Широко распространилась "легкая поэзия" во Франции XVII-ХУШ веков - в моду вошли мадригалы, эпиграммы, надписи, песенки. В этих жанрах острее чувствовалась связь с действительностью, что само по себе способствовало преодолению канонов классицизма.

"Душенька" явилась вольным переложением повести Лафонтена "Любовь Психеи и Купидона". Новаторство Богдановича состояло прежде всего в том, что он переложил повесть Лафонтена вольным разностопным ямбом, до сих пор применявшимся только в баснях. В основу поэмы положен ирои-комический принцип. "Душенька" не пародия на определенное произведение или жанр, она представляет собой попытку создания шуточной поэмы, в основу которой положено ироническое отношение автора к рассказываемому. В свое произведение Богданович активно включает эле-менты русского сказочного фольклора, вводит в ткань поэмы простона-родные выражения, фразеологические фольклорные сочетания, диалекти-ческие формы, что является преодолением канонов классицизма. Зарождение новых принципов художественного освоения мира проявляется в формах увлечения описанием бытовых подробностей и жизненных реалий.

Бурлескная поэма Богдановича противоположна майковскому ''Ели-сею''. Она не груба, а утонченно-изысканна, но точно так же не умещается в рамках классицизма. Одно из главных достижений, которое несла открытая Богдановичем манера эпического повествования, - возможность проявления в данном жанре личности автора. Автор выступает очевидцем событий, комментирует происходящее. Так зарождаются предпосылки повествовательной манере, родственной манере Пушкина в поэме "Руслан и

Людмила". В русской поэзии происходит постепенное формирование ноной системы эстетических представлений, в которых нормативность поэтики классицизма уступала место принципу конкретною выражения чувств и впечатлений автора. "Душенька" - "первый и прелестный цветок легкой поэзии на языке нашем» (Батюшков) - явилась несомненным достижением русской литературы.

Эпическая поэма М.М.Хераскова «Россияда»:национально-патриотическая идейность, завершение попыток создания эпопеи в русской поэзии 18 века, жанровые, композиционные и стилевые особенности произведения.

Россияда- первая эпическая поэма русской литературы, созданная М. Херасковым по всем канонам классицистского жанра, написанная шестистопным ямбом. Имеет огромный объём: 12 песен, более 10 000 стихов. Сюжет посвящён взятию Казани русскими войсками Ивана Грозного в 1552 году.

Создание героической эпопеи было важной задачей Кантемира и Ломоносова, но им так и не удалось реализовать её, так же как и Сумарокову. Тем самым Херасков завершил формирование классицистической литературы в России.

Героическая поэма в классическом ее облике была жанром, сугубо ответственным в идейном и политическом смысле. Главным предметом философских рефлексий и поэтического восторга было государство. Прогресс государства воспринимался одновременно и как прогресс разума и просвещения, как высшее выражение универсального принципа, составляющего общее достояние.

Стиль эпопеи «правилен» и громоздок, и весь её текст несёт характерные особенности эстетики классицизма, включая выбор темы, обрисовку образов. Художественные приёмы Хераскова стали хрестоматийными для русского классицизма. Так, в соответствии со своими эстетическими представлениями вместо портрета героя, поэт приводит обширное перечисление его моральных качеств (Адашев), а иногда характер героя подчёркивается указанием на его поступки и внешний облик, как описан князь Курбский, требующий освобождения Казани от татарского владычества. Столь же условными были картины природы, вводимые в поэму, они, скорее, носят аллегорический характер, имея вид обобщения.

Героическая эпопея считалась по правилам классицизма высочайшим достижением искусства; это был жанр Гомера и Вергилия, поэма о героях, о судьбах государств и народов, огромная композиция, где автор мог развернуть целую галерею образов, полностью выразить свое политическое, социальное, философское мировоззрение. Темой ее, согласно правилу, являлось важное событие из отечественной истории – взятие Иваном IV Казани, которое Херасков понимал как избавление страны от монгольского ига. В поэме изображались и героические подвиги воинов, и государственные совещания руководителей страны, и любовь, разумеется, любовь героев, и главное – царей. В «Россиаде» проявились в самом отчетливом виде и стилистические, и идеологические установки русского классицизма. Это была гражданственная поэма, вознесшая на высоту эпопеи идеалы общественного служения передовой дворянской интеллигенции.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Херасков выбрал сюжетом своей поэмы завоевание Иваном IV Казани, что он считал датой окончательного освобождения России от татаро-монгольского ига. В его эпопее действуют Бог, православные святые, Магомет, персидский «чародей» Нигрин и множество аллегорий (Безбожие, Корыстолюбие, Злоба, Стыд), и так далее. Примечательно чередование в структуре поэмы героических и романтических эпизодов, а именно — линия безнадёжной любви казанской царицы Сумбеки к таврийскому князю Осману, история персиянки Рамиды и «горевших к ней равным пламенем любви» трёх богатырей. Тем самым эпос Хераскова сочетал признаки европейской рыцарской поэмы и любовно-авантюрного романа.

Описывая разложение в среде казанских руководителей, Херасков косвенным образом критиковал русские придворные круги во главе с императрицей; напротив, идеальный государь Иоанн IV не подвластен любовному дурману, губительному для женщин-правительниц, приближающих к себе фаворитов. Противопоставление утопии и действительности обосновывало необходимость «татарских» песен «Россиады».

Вторым планом в «Россиаде» шла политическая линия о долге правителя перед отечеством. Поэтому поэма начинается с показа морального падения молодого Иоанна и несчастий страны, за что его укоряет «Небесный посол»; Херасков подробно расписывал нужду и страдания рядовых воинов и требует от царя и полководцев разделить их, настаивая на близком общении правителя и подданных. Однако в основном Иоанн показан как идеальный монарх, черты которого проецируются на современность. Одним из главных героев поэмы является Курбский. Выбор героев раскрывал идеологический посыл Хераскова: отношения Курбского и Ивана прямо соотносятся с позициями Я. М. Долгорукого, защищавшего перед Петром I право дворянства на оппозицию. Одобряя Курбского, Херасков исподволь осуждает политику упрочения неограниченной самодержавной власти. Точно также Херасков симпатизирует «угнетённым» боярским родам и возвеличивает пустынника Вассиана, жертву «первой знаменитей боярской опалы». Василия Шуйского Херасков также изображает вполне сочувственно, что Л. Кулакова охарактеризовала как «феодальную и фрондёрскую» симпатию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1707 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.