Матрица прохождения по родовым путям, или «Изгнание из Рая». Она начинается с момента открытия матки. Доселе замкнутое жизненное пространство, сжимающее со всех сторон, подавляющее свободу, грозящее гибелью, вдруг раскрывается.
Более того, стенки матки да и весь организм матери начинают сжиматься с большей силой и интенсивностью – выталкивая плод. Ведь дальнейшее пребывание плода в матери губительно, оно грозит смертью обоим, и обоюдное желание разделиться ради спасения жизни выливается в начало рождения.
Плод начинает интенсивное движение вперед. По описаниям Грофа, его исследуемые испытывали в этой фазе прилив силы. Силы, которая еще сдерживается внешним давлением, но стремится вырваться. Явленный гнев находит в этой фазе свой выход, противоречивые ощущения охватывают психику.
С одной стороны, испытывается сильная боль от движения в естественных обстоятельствах, с другой – восторг и возбуждение. Именно в этой матрице в сознании возникает состояние агрессии как способ активного противостояния внешней среде и попытка добиться своего за счет подъема личной силы, преодолевающей препятствия и барьеры. Именно состояние агрессии снимает интенсивное чувство вины, сопровождающее вторую перинатальную матрицу.
Чувство вины, которое полностью блокирует активные действия человека, более того, провоцирует конфликт между инстинктом деятельности и чувством бессилия, может привести к состоянию безумия. Конденсация огромного количества внутренней энергии, а затем ее взрывное освобождение в виде агрессии спасают психику от подобной участи.
«Я» отождествляет себя с проявляемой яростью, яростью стихийных разрушительных сил. Ведь плод как будто разрушает оковы смерти. Более того, именно в этой матрице происходит четкое разделение сознания и тела: психика принадлежит рождающемуся ребенку, а тело – умирающему плоду. Ведь для плода выход из материнского организма равносилен смерти – он не мыслит (на своем уровне) своего существования без матери. А ребенок не мыслит своего существования в матери.
И психика «ребенок» толкает тело «плод» вперед – к смерти и возрождению. Происходит борьба, причем мотив этой борьбы в сознании «я» достигает катастрофических размеров. И это не просто борьба с внешним пространством – это борьба сознания с телом, нового со старым, рождающегося с умирающим.
Весьма интересно то, что исследуемые описывали третью перинатальную матрицу весьма схожей с моментом смерти – когда «я» летит по узкому коридору-каналу к ярко сияющему свету.
Для сознания это один и тот же процесс. Ведь именно тут психика обретает восприятие еще одного архетипического объекта – ярко сияющего света в конце тоннеля. Света, который символизирует рождение в Духе во всех эзотерических практиках. Маяка, к которому идет корабль в темной ночи. Света, который неразрывно связан с состоянием освобождения, ликования, расслабления. Света, в который ты входишь (либо выходишь) после момента рождения.
В период прохождения по родовому каналу «я» отождествляет себя с горящим огнем, огнем, очищающим от всего старого, отжившего, сжигающего все отбросы – физические, душевные, психические. Огненное преображение, которое претерпевают некоторые духовно практикующие при переходе на новые вибрационные уровни, как раз и является активизацией на уровне бессознательного матрицы рождения-перерождения-преобразования. Огнем – яростным внутренним светом, который саморазрушающе, одержимо стремится наружу, к соединению с внешним всеобъемлющим спокойным светом. Светом - ради прекращения борьбы и отдохновения, ради выхода в новое внутриматочное пространство (как кажется ребенку), где нет ни боли, ни борьбы, ни предательства. Только любовь и понимание, блаженство и свобода.
Но до этого еще далеко. Хотя в реальном времени прохождение по родовым каналам не слишком продолжительно, но во внутреннем времени сознания оно растянуто очень надолго. Как во второй матрице психика накапливает запас прочности в способности противостоять на пассивном уровне жизненным трудностям, так и в третьей формируется активный потенциал их преодоления. В обоих случаях формируется некий «верхний предел прочности». До него «я» всегда сможет оставаться собой и отстаивать себя.
Крайне важно и то, что обе матрицы связаны с состоянием наслаждения на заключительном этапе, этапе разрешения. Во второй – это состояние расширения сознания от освобождения осознания из безвыходной ситуации, а в третьей – это телесное наслаждение от свободы тела при активных действиях прохождения по узкому родовому каналу. Ведь тут «я» впервые начинает управлять своим телом, осознавая его. Движения тела в первой матрице не в счет – там «я» не давало полного отчета в разделении своего и материнского тела, да и «усилий» там особых не было.
В третьей матрице жизненно необходимо двигаться, управлять телом, и эти движения сопровождаются состоянием сознания, связанным с сексуальным наслаждением, наслаждением предвосхищения освобождения внутренней сжатой силы от внешнего давления. Три ощущения – боль, агрессия, сексуальное наслаждение – сливаются в чувство активной полноценности.
Именно в третьей матрице активируются третья и пятая чакры. Третья – как необходимость активных самостоятельных действий, пятая – как принятие существующих условий и жизнедеятельность в их русле. Индивидуальные особенности прохождения родов обязательно наложат на эти планы сознания первичный отпечаток, и он будет влиять на реализацию «я» на протяжении всей жизни.